Вариант 6 ЕГЭ – 2021 И.П.Васильевых, Р.А.Дощинский
Прочитайте текст и выполните задания 1 -3.
(1 )До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица, каждая из которых существовала в IX-X веках, однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. (2)Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи, и добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки. (3)<.. .> кириллица, многократно преображённая и теперь устоявшаяся в соответствии с требованиями нашего времени, была использована для русского языка.
- Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Глаголица и кириллица — две славянские азбуки, которые существовали в IX-X веках и дошли до нашего времени изменёнными многократно в соответствии с требованиями времени.
2) Из двух славянских азбук — глаголицы и кириллицы, существовавших в IX-X веках, для русской письменности была выбрана впоследствии многократно изменённая кириллица, более простая в начертании букв и способная передавать особенности славянской речи.
3) Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним были добавлены буквы, передающие звуковые особенности славянской речи.
4) В кириллице использовались двадцать четыре буквы, которые были заимствованы из византийского уставного письма, причём добавленные буквы сохраняли общий стиль азбуки.
5) Кириллица — славянская азбука, существовавшая в IX-X веках одновременно с глаголицей и впоследствии многократно изменённая, была использована для русской письменности, что объяснялось простым начертанием букв и способностью передавать особенности славянской речи.
2. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам; ср.
1) Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2) Пора дня, года. Вечернее в. Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
3) Последовательная смена часов, дней, лет. В. идёт, в. летит, в. тянется.
4) Определённый момент, в который происходит что-либо. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5) Период, эпоха (в жизни человечества, какого-либо народа, государства, общества и т.п.). Военное в. Новое, старое в. Во время (времена) Петра I.
6) Период или момент, не занятый чем-либо, свободный от чего-либо. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
красИвее квартАл
заселенА прИданое
началА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ здание крупной тепловой электростанции, построенное по проекту архитектора В.Н. Башкирова, — один из лучших образцов промышленной архитектуры в Москве.
Филологи подчёркивали ВЫСОКОЕ патриотическое звучание найденных писем, использование в них разнообразных литературных источников, среди которых значительное место занимали античные.
В русских сказках заяц обычно ПУГЛИВЫЙ, словно от латинского наименования вида Lepus timidus — «робкий заяц».
Осенью мы иногда жалуемся на РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, упадок сил, нарушенный сон и списываем всё на унылый пейзаж и отсутствие солнечных лучей.
Семейных конфликтов здесь не бывает, СОСЕДСКИЕ распри крайне редки, люди по отношению друг к другу неизменно доброжелательны и отзывчивы.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Исследователи в области физики ядра и элементарных частиц добились успешной победы не только в познании микромира, но и в развитии методов научного анализа.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДИРЕКТОРА школ наперекор ИМ
отряд ПАРТИЗАНОВ МУРЛЫЧЕТ котёнок
на ДВУХСТАХ листах
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом B) нарушение в построении предложения с однородными членами Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) нарушение в построении сложного предложения
|
1) Картину А.И. Куинджи «Радугу» искусствоведы считают одним из шедевров позднего периода творчества художника. 2) Исследователи считают, что местом первичного обитания индоевропейцев было Северное Причерноморье. 3) Рататуй — овощное рагу южан, сегодня оно завоевало не только любовь французов, но и всего мира: слово «рататуй», согласно «Историческому словарю французского языка», впервые упоминается в 1778 году. 4) В словаре-справочнике «Правильность русской речи» представлен развёрнутый список лексических штампов. 5) В продолжение очень недолгого времени стоит предвещающая тишина перемену погоды, и гряда тёмно-серых туч, неожиданно появившихся на небосклоне, движется в юго-восточном направлении. 6) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. 7) Приблизившись к оконному стеклу, была видна даже тончайшая паутинка, протянувшаяся между тёмно-зелёными и чуть желтеющими ветвями. 8) В романе Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый» существуют заметные «семантические сдвиги», создающие впечатление архаичности языка. 9) Михаил Васильевич Ломоносов установил то, что северное сияние имеет электрическую природу. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) уплотнить, завизировать, скрепить (листы)
2) раздражение, росток, покарать
3) облегчить, ворсистый, прославление
4) достижение, поддержать (друга), укротитель
5) костюмный, свидетельствовать, долина
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..целение, бе..личный, ра..пространённый
2) мед..нститут, супер..гра, пере..начить
3) непр..емлемый, непр..ступный, пр..плясывать
4) раз..гнал, пр..хлада, об..греватель
5) ин..екция, порт..ера, из..яснительное
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дотраг..ваться, реч..вой
2) однофамил..ц, притягат..льный
3) просе..л, марл..вый
4) потч..вать, подстра..ваться
5) обескураж..вающий, милост..вый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бор..щийся (с опасностью), (мужчины) бре..тся
2) маяч..щие (огни), (танцоры) круж..тся
3) (диски) крут..тся, кле..щий (карандаш)
4) стел..щийся (туман), (учителя) провер..т
5) непросе..нное (зерно), понаде..вшийся
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Вопрос о технологии возведения египетских пирамид порождает самые разные, в том числе (НЕ)ВЕРОЯТНЫЕ, гипотезы, вплоть до существования в древние времена принципиально иной цивилизации.
По-уральски пион называется «марьиным корнем», я особенно полюбил этот цветок, (НЕ)РАСПУСКАЮЩИЙСЯ обычно раньше конца мая.
Украшающие избу занавески, коврики и полотенца вовсе (НЕ)РУЧНОЙ работы, они созданы местной промышленностью.
(НЕ)ТАК давно осьминогов считали «живыми ископаемыми», близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления далеки от действительности.
Конечно, я выполнил предписание командира корабля, (НЕ)СКРЫВ при этом, что оно шло навстречу моему желанию.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Этот бульвар и всегда КАК(БУДТО) пустынный, а в знойный полдень тем более ВРЯД(ЛИ) здесь кого увидишь.
Обрывистые (СЕРО)БУРЫЕ скалы громоздятся, КАК(БЫ) поднимаясь к облакам, глубокие долины покрыты вечными снегами, деревья здесь не растут.
По бездорожью лошадь идти не хотела, (ТЕМ)БОЛЕЕ через заросли, и путники остановились (В)ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ В.А. Обручев продемонстрировал коллекцию из нескольких тысяч геологических и палеонтологических образцов, а ТАК(ЖЕ) предоставил ценные сведения по географии и этнографии исследованных территорий.
Брат знал, ТАК(ЖЕ) как знала и сестра, что рано или поздно наступит день, когда они (ПО)НЕВОЛЕ заговорят и простят друг другу долгое молчание.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Территория парка была запуще(1)а: в нём не существовало ни аллей, ни дорожек, верхушки берёз были усея(2)ы вороньими гнёздами, и эти птицы по утрам поднимали такой неслыха(3)ый гвалт, что соверше(4)о заглушали человеческие голоса.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Специфическими чертами ландшафта Тулы можно считать чёткое построение силуэта города и нарастание архитектурной значимости застройки от периферии к центру.
2) Возле дома и в саду не слышно ни шороха ни шелеста.
3) Московский Кремль и по сей день является градообразующим и историческим и культурным и политическим центром города.
4) Яблони груши вишни непередаваемо хороши в пору цветения.
5) В Талашкине удалось возродить всё великолепие былой действительности и никогда ещё городское творчество не соприкасалось так тесно с развивавшимся в течение многих столетий искусством народа.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
И.И. Левитан (1) вглядываясь в небесную синеву (2) сквозящую в жаркий день в верхушках деревьев (3) словно купающихся в этой синеве (4) вдохновенно работал.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Архитектура садовых домов в России была самой разнообразной и (1) пожалуй (2) более свободной, чем в городе, так как дачное строительство не так строго регламентировалось, как городское; среди построек (3) как известно (4) преобладал стиль, навеянный Средневековьем; много было сооружений в неорусском стиле.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В усадьбе «Ясная Поляна» восстановлен уникальный сад (1) из стародавних российских сортов яблонь (2) многие (3) из которых (4) считались утраченными.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много (3) и (4) хотя индейцев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Историки до сих пор не могут определить, откуда взялось такое необычное слово — Гатчина. (2)То ли от села Хотчино, которое располагалось здесь в XV веке, то ли от русского выражения «гать чинить», то ли от немецкого — «хат шён», что значит «имеет красоту». (З)Первый хозяин, точнее, хозяйка усадьбы — сестра Петра Великого Наталья Алексеевна, получившая Гатчинскую мызу в подарок от брата. (4)В 1717 г. земли перешли в руки лейб- медиков Петра. (5)Прошло время — гатчинские земли перешли в распоряжение дворцовой канцелярии, на некоторое время об усадьбе забыли, пока в 1726 г. туда не заехала Екатерина II, которая выкупила у наследников и подарила Павлу Петровичу «мызу Гатчино с тамошним домом». (б)Приоратский дворец — архитектурный символ Гатчины, его своеобразная визитная карточка. (7)Этот дворец — уникальное строение, сооружённое в 1799 году по замыслу архитектора Н.А. Львова.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)0днажды я получил письмо от Елены Константиновой. (2)Вот оно.
«(3)Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квартиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. (4)Так мы и въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница — бабушка Серафима Ивановна — осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё? (6)Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы... (7)Когда её младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как учёность ума не прибавляет. «(8)Бери, Маша, иголку в руки и покажи своё искусство», — прибавила она. (9)И действительно, моя тётя всю жизнь замечательно шьёт и хорошо зарабатывает, и все вокруг неё ходят нарядные. (10)А ещё до моего рождения в доме, где жила бабушка, был пожар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: «Вот и прекрасно, начнём сначала, а то заросли вещами». (11)Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: «Слава богу! (12)Давно она мне надоела».
(13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла. (14)В войну она проводила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). (15)На сына получила бумагу: «Пропал без вести». (16)Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. (17)И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолёты бомбят поезд. (18)Мы лежим в яме, на земле. (19)И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона маленьких детей — в соседнем вагоне везли детский дом — и одного за другим, а то и по двое, по трое на руках бегом относит в заросли кустарника. (20)Самолёты летают низко и поливают беженцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого.
(22)Разместили нас потом в деревне под Кировом. (23)И помню, как бабушка приходила с полевых работ уставшая и приносила овощи, но никогда не давала нам одним всё съесть. «(24)Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили», — говорила она, и мы шли в соседнюю избу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой. (25)А дети кричали: «Добавка пришла!» (26)И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых и детей. (27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуждался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, бабушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила прощения, стоя у гроба своего мужа. (ЗО)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)0на добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать.
(32)Сейчас моей бабушки уже нет в живых. (ЗЗ)Но она всегда у меня перед глазами как живая. (34)Как бы бабушка поступила? (35)Что бы сказала? (36)Так я часто думаю, оказываясь в безвыходной ситуации. (37)Такая правда от неё исходила. (38)Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.
(39)Однажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой возраст она хотела бы вернуться. (40)Я надеялась, что бабушка скажет: «В твой». (41)А она задумалась, глаза её затуманились. (42)И она ответила: «Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть — тридцать восемь мне опять стало...» (43)Я ужаснулась: «Бабушка, разве тебе молодой не хочется стать?» (44)Она смеётся: «Это ты про шестнадцать лет, что ли, думаешь? (45)Это пустой возраст. (46)Ещё ничего человек не понимает. (47)А вот сорок — это да!» (48)Кажется, мимолётный разговор, а как скрасил он мне жизнь!
(49)Жизнь у меня, как у всех, течёт. (50)Бывают минуты, когда кажется, что сил не хватает. (51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно. (52)Она умела радоваться жизни до своего последнего дня».
(По Е.М. Богату*)
★Евгений Михайлович Богат (1923-1985) — советский журналист, писатель.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчица вспоминает, как горевала Серафима Ивановна, когда её дочь не поступила в институт.
2) Сын Серафимы Ивановны — бабушки рассказчицы — без вести пропал на фронте.
3)Во время эвакуации в деревне под Кировом Серафима Ивановна работала на поле, заработанную еду делила между своей семьёй и детьми из детского дома.
4) Серафима Ивановна бережно относилась к вещам и жалела, когда какая-либо домашняя утварь ломалась, билась.
5) Бабушка рассказчицы считала, что в шестнадцать лет человек ещё ничего не понимает в жизни.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 3.
2) Предложения 30-31 включают рассуждение.
3) Предложения 32 и 33 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 34-36 представлено повествование.
5) В предложениях 45-48 представлено описание.
24. Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 32-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Елена Константинова сумела создать живой и запоминающийся образ бабушки — человека, который помог ей сформировать своё мировоззрение и мировосприятие. Речь автора письма эмоциональна, образна, наполнена разнообразными средствами выразительности, позволяющими точнее и ярче выразить мысли и чувства. Среди использованных рассказчицей средств выразительности синтаксическое средство —(А) ____ (предложение 5), приём — (Б)___ (в предложении 13, предложения 20—21); тропы: (В)_____ («душа семьи» в предложении 4) и (Г) («как спасение» в предложении 51)».
Список терминов:
1) сравнение
2) литота
3) эпитет
4) риторический вопрос
5) противопоставление
6) вводные слова
7) гипербола
8) метафора
9) цитирование
Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами- иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№ |
Вариант 6 |
1 |
25 <или> 52 |
2 |
именно |
3 |
5 |
4 |
приданое |
5 |
производственное |
6 |
успешной |
7 |
партизан |
8 |
75319 |
9 |
134 <или> любая другая последовательность этих цифр |
10 |
234 <или> <или> любая другая последовательность этих цифр |
11 |
25 <или> 52 |
12 |
1235<или>любая другая последовательность этих цифр |
13 |
невероятные |
14 |
впоследствиитакже <или> такжевпоследствии |
15 |
12 <или> 21 |
16 |
25 <или> 52 |
17 |
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр |
18 |
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр |
19 |
2 |
20 |
123456 <или> любая другая последовательность этих цифр |
21 |
367 <или> любая другая последовательность этих цифр |
22 |
235 <или> любая другая последовательность этих цифр |
23 |
123 <или> любая другая последовательность этих цифр |
24 |
делалавид |
25 |
38 |
26 |
4581 |
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1) Проблема определения смысла жизни. (В чём заключается смысл человеческой жизни?) |
1) Возможно, смысл человеческой жизни заключается в ощущении радости жизни, несмотря на все тяготы и трудности, в готовности делать добро окружающим людям, помогать им в трудных ситуациях. |
2) Проблема выбора профессии. (Что помогает человеку при выборе профессии?) |
2) Совет близкого человека, видящего талант, предназначение человека, может помочь при выборе профессии. |
3) Проблема поведения человека в экстремальных ситуациях. (Чем руководствуется человек в экстремальных ситуациях?) |
3) В экстремальных ситуациях человек проявляет лучшие качества, руководствуясь своими нравственными ориентирами. Пример этого — поведение во время бомбёжки бабушки рассказчицы, когда она выносила из горящего вагона маленьких детей-сирот, не думая о своём спасении. |
4) Проблема выбора нравственных ориентиров. (Должны ли быть у человека нравственные ориентиры? Какими они могут быть?) |
4) У каждого человека должны быть нравственные ориентиры в жизни. Для рассказчицы нравственными ориентирами стали жизненные принципы её бабушки: доброе, сострадательное отношение к людям, любовь к ближним и забота о них, стойкость, умение радоваться жизни, честность. |