"Пёстрые рассказы" - название сборника произведений А. П. Чехова, которое ассоциируется с ранним периодом чеховского творчества. Рассказы эти заняли особое место в творческой судьбе Чехова. В. Г. Короленко писал об этой книге, что она, "проникнутая еще какой-то юношеской беззаботностью и, пожалуй, несколько легким отношением к жизни и к литературе, сверкала юмором, весельем, часто неподдельным остроумием и необыкновенной сжатостью и силой изображения". Выдержав тринадцать переизданий, "Пестрые рассказы" долго оставались самой читаемой и самой популярной из прижизненных книг Чехова.
Оболенский Л. Е., сопоставляя творчество Короленко и Чехова, увидел в последнем большой, выдающийся талант, умеющий разглядеть очень многое там, «где для нас все обыденно». Он писал, что «любящее сердце» писателя так умеет понять и полюбить жизнь, «что и мы начинаем любить ее».
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/223752/
Краснов П.Н. в своем анализе (1895) сделал акцент на социальном звучании чеховских произведений. Он писал, что сумеречное состояние рассказов обусловлено «царящей в нашем обществе пошлостью и скукой». Пошлость есть истинная сущность человека, и при чтении рассказов об этой всеобъемлющей пошлости «сердце сжимается ужасом и холодом». Чехов, по мнению критика, схож с художником Ильёй Репиным, картины которого полны жизни... но недостаточно красивы.
Интересен отзыв М.Горького на рассказы А.П.Чехова. «Его врагом была пошлость», утверждает Горький и пишет, что «в каждом из юмористических рассказов» он слышит «безнадежный вздох сострадания к людям, которые не умеют уважать свое человеческое достоинство».
Бялый Г. А. , анализируя юмористические рассказы Чехова (1954), вычленяет несколько разновидностей чеховского юмора и принципов, которыми достигается комический эффект. Один — это уподобление людей животным, другой — персонификация профессий, третий — «хамелеонская обезличенность», «особенно ненавистная Чехову», четвертый — пародирование литературных иллюзий о жизни и людях. «Задирательный» юмор, пишет исследователь, долго воспринимался как самодовлеющий, а потому безобидный. На самом деле в ранних рассказах — это жестокий юмор, юмор полного отрицания. И лишь в рассказах о детях появляется «лирический юмор».
Представим наиболее известные рассказы из этого сборника.
Пёстрые рассказы.Телеэкранизация спектакля Ленинградского театра комедии
в постановке и декорациях Николая Акимова. По рассказам А.П.Чехова. 1961 год.
- Дочь Альбиона (1883) Художественный фильм. В ролях Игорь Ильинский
- Случай из судебной практики (1883)
- На гвозде (1883) Аудиокнига
- Злоумышленник (1885) / Художественный фильм (2977) / Аудиокнига / В исполнении Ивана Москвина (1940) /
- Канитель (1885) / Аудиокнига / Театр "Et Сetepa" А.Калягина /
- В рождественскую ночь (1883) / Аудиокнига /
- Хирургия (1884)
- \Врач земской больницы уехал жениться, его обязанности по приему больных взял на себя фельдшер Курятин. Пациентом фельдшера становится дьячок Вонмигласов, который страдает от сильной зубной боли и искренне уповает на знания и умения первого. Курятин, в свою очередь, заверяет пациента в том, что хирургия - дело пустяковое, нужны только знания и правильный подход. Однако, после того как он увидел зуб больного и принял решение об его удалении, уверенности "в пустяковости хирургии" существенно поубавилось...
Художественный фильм (1939)
Аудиокнига
- Хамелеон (1884)
- Брак по расчёту, или за человека страшно! (1884) / Аудиокнига /
- Шведская спичка (1883) Художественный фильм (1954) / Аудиокнига / Спектакль (Театр Наций) /
- Толстый и тонкий (1883) Аудиокнига
- Пересолил (1885) Художественный фильм () / Мультипликационный фильм (1959) / Аудиокнига
- О вреде табака (1886) / Художественный фильм (1970) /