Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 7 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Вариант 7 ОГЭ 2020                                                               И.П.Гостевых

Часть 1

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)В конце 1926 года Соболевский, близкий друг Пушкина, обратился к Тропинину с предложением написать портрет поэта: он просил изобразить поэта «в домашнем хала­те, растрёпанного, с заветным перстнем на пальце». (2)Таким образом, задача художни­ка заключалась в изображении повседневного внешнего облика поэта без стремления раскрыть его внутренний образ. (З)Работая над портретом, художник, в сущности, да­леко отошёл от первоначального замысла. (4)Остались лишь внешние атрибуты повсе­дневности: просторный шёлковый халат, небрежно распахнутый ворот белой сорочки, артистично перекинутый вокруг ворота чёрный шейный платок, растрёпанные волосы. (5)Но всем этим подробностям придан новый смысл: они воспринимаются как символ того поэтического беспорядка, с которым романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                      он просил (предложение 1)

2)                      раскрыть образ (предложение 2)

3)                      художник далеко отошёл (предложение 3)

4)                      остались халат, ворот, платок, волосы (предложение 4)

5)                      придан смысл (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов-текстологов (9) является в какой-то мере повторением творче­ства автора.

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «смотрел с улыбкой», построенное на основе управления, синони­мичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                      ПРИДВИНУТЬ — написание приставки определяется её значением — неполнота дей­ствия.

2)                      ВВИДУ (обстоятельств) — производный предлог, близкий по значению предлогу ИЗ- ЗА, пишется слитно.

3)                      НЕ ВТОРОЙ — частица НЕ с количественным числительным пишется раздельно.

4)                      ЮНЫЙ — непроизводное имя прилагательное, которое пишется с одной буквой Н.

5)                      НАКЛОНИТЬСЯ — безударная гласная О в корне слова, проверочное слово — поклон.

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Вот и выпал снег. (2)Чистая страница под окном. (3)Я долго ждал снега, чтобы вспом­нить лето. (4)Тянул всю осень и половину зимы, прятал сам от себя летнюю тетрадь, чтобы не сорваться вдруг. (5)Мне нужен был вот такой снег. (б)Под него лучше всего пишется про лето.

(7)                      0сенью дочка сказала:

— Нам задали написать сочинение про приключение.

(8)                      Я задумался.

—                      (9)Только чтобы приключение было на самом деле. (10)По правде, — добавила она.

—                      (И)Вспомни лето, — посоветовал я, — как мы плыли по рекам и озёрам...

—                      (12)А разве это были приключения? — удивилась дочка.

—                     (13)Ну вот! — обиделся я. — (14)Стараешься, устраиваешь вам приключения, а вы... (15)Вспомни, как мы отплывали хмурым вечером и ветер дул нам в лицо! (16)Мы пробирались ночью по тёмному фарватеру, каждую секунду рискуя сесть на мель! (17)Нас качало на Белом озере, и брызги влетали в каюту! (18)А остров, наш остров?.. (19)Разве это не приключения?

(20)Дочка пожала плечами:

— Но с нами же ничего не случилось...

—                      (21)Слава богу, — сказал я.

(22)Дочка взяла тетрадку, наши летние фотографии и ушла к себе. (23)А я почувствовал, что не убедил её. (24)3аглянул в словарь. (25)Старик Даль уклончив и немногословен. (26)«Приключение — случай, прилучье, сталое дело, происшествие, нечаянное событие...»

(27)Что же такое приключение? (28)Разве это не счастливое избавление от опасностей? (29)Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Тур Хейердал... (ЗО)Конечно, наше путешествие на малень­ком теплоходе — это не полёт на Луну и не плавание на плоту, но вокруг нас тоже была стихия.

(31)Для меня эти дни на теплоходе были особенными. (32)Ведь когда мне было десять лет, я плавал по тем же северным рекам и озёрам на катере с мужественным названием «Норд», и вот судьба через двадцать семь лет подарила мне второе путешествие на Север.

(ЗЗ)Когда-нибудь она обязательно поймёт, что мы пережили настоящее приключение. (34)В этом есть какая-то загадка: жизнь становится приключением, когда на неё смотрят в би­нокль или подзорную трубу через много лет. (35)И, когда просят нас рассказать ещё одну исто­рию из нашего детства, мы радостно обнаруживаем, что этих историй в памяти не убавляется. (Зб)И мы рассказываем почти восторженно, увлекая и себя, и других в то счастливое простран­ство, где каждая минута наполнена весёлыми победами над злодеями, стихиями или просто тёмным чуланом.

...(37)Спас-Каменный не значился в расписании нашего теплохода, но однажды утром ка­питан сказал, что хочет сделать подарок туристам — причалить к острову. (38)Благо, погода стоит тихая.

(39)По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь. (40)Оказалось, что на острове, кроме двух взрослых и собаки Пасика, живёт летом воло­годский третьеклассник Виталик. (41)Пока мы праздно шатались по острову, он успел переде­лать сотню дел: таскал воду, поливал укроп и капусту, помогал заводить вездеход, возился с насосом...

(42)Я спросил Виталика, не попадались ли ему хрустальные шары. (43)Он пожал плеча­ми: пару раз попадались, ничего особенного, никакие они не хрустальные. (44)Взрослые остро­витяне рассказали мне, что до революции на берегу Кубенского озера сваливали отходы сте­кольного завода. (45)Пузырьки, банки и бутылки так обкатывались в озере, что приобретали форму шаров.

«(46)Ну вот, — подумал я, — ещё одна моя детская тайна нашла своё невзрачное объяснение».

(47)Вдруг наш теплоход нервно загудел. (48)Встревоженный капитан сообщил, что идёт волна и надо срочно отчаливать, иначе теплоход разобьёт о камни. (49)Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое». (50)Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.

(51)Я подумал, что было бы неплохо, если бы когда-нибудь дочка привезла сюда своих де­тей. (52)Я не сказал об этом вслух. (53)Жизнь мудрее нас, и она сама всё как-нибудь устроит с Божьей помощью. (54)Но так хочется иногда подсказать ей шёпотом или запиской с последней парты...

(По Д.Г. Шеварову*)

* Дмитрий Геннадьевич Шеваров (род. в 1962 г.) — российский журналист, прозаик, литературный критик.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                      Когда рассказчику было десять лет, он плавал на катере «Норд» по тем же северным рекам и озёрам, по которым проплыл спустя двадцать семь лет.

2)                      Во время путешествия на теплоходе происходили разные события: преодоление риско­ванного пути ночью по тёмному фарватеру, сильная качка на Белом озере, знакомство с островом Спас-Каменный.

3)                      Рассказчик узнал, что до революции на берегу Кубенского озера сваливали отходы сте­кольного завода.

4)                       Капитан причалил к острову Спас-Каменный, когда погода была ненастная: надвига­лась гроза, сильный ветер дул прямо в лицо людям, стоящим на палубе.

5)                       Осенью дочка рассказчика с удовольствием вспоминала об увлекательных приключе­ниях во время летнего путешествия на теплоходе.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фра­зеологизм.

1)                      По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь.

2)                       Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.

3)                       Вдруг наш теплоход нервно загудел.

4)                       Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое ».

5)                       Только чтобы приключение было на самом деле.

Ответ:

8. Выполните лексический анализ слова.

Найдите в тексте синоним к слову РАДОСТНО (предложение 35).

Выпишите этот синоним.

Ответ:

 

Часть 3

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Виталия Григорье­вича Костомарова: «Лексика отражает самое глубокое в национальной культуре и пока­зывает глубокие корни истории».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценива­ется. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну­лём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «Для меня эти дни на теплоходе были особенными».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ? Сформу­лируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое настоящее приключение», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, под­тверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3950332

Кто на сайте

Сейчас 28 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru