Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 5 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Вариант 5 ОГЭ 2020                                                               И.П.Гостевых

Часть 1

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)В феврале 1837 года за написание стихотворения «Смерть Поэта» М.Ю. Лермонтов был арестован и заключён под стражу. (2)Находясь в петербургской тюрьме, обуглен­ными спичками на серой обёртке от еды поэт пишет стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».

(1)                          Стихотворение относится к философской лирике: яркие пейзажные зарисовки в пер­вой, второй и третьей строфах являются основой для философских размышлений лири­ческого героя и приближают читателя к пониманию особенностей его мировосприятия.

(2)                          Ведущая тема стихотворения — человек и природа: по мысли лирического героя, только созерцание красоты природы дарует человеку душевную гармонию, которой он не может обрести в обществе, ощущение счастья и единения с божественным началом.

(3)                          Эти размышления проникнуты светлым чувством спокойствия и умиротворения, но в то же время читателя не оставляет ощущение трагизма существования лирического ге- роя в обществе, где он испытывает постоянную душевную тревогу.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                       М.Ю. Лермонтов был арестован (предложение 1)

2)                       пишет стихотворение (предложение 2)

3)                       зарисовки являются (и) приближают (предложение 3)

4)                       он не может обрести (предложение 4)

5)                       ощущение не оставляет (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Калина (1) ягоды которой набирают окончательный вкус (2) после первых заморозков (3) а зимой крепко держатся на ветках (4) украшая сад (5) как плодовое растение известна на Руси (6) примерно (7) с XVI века (8) наиболее же распространена в России калина обык­новенная (9) встречающаяся в естественной природе (10) почти (11 )по всей Европе.

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «жизнь леса», построенное на основе управления, синонимич­ным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                     (ещё) НЕ ПРОСНУВШИХСЯ (долин) — одиночное действительное причастие прошед­шего времени с НЕ пишется раздельно.

2)                     ПРИКРЕПИТЬ — написание приставки определяется её значением — присоединение.

3)                     НЕВИДИМЫЙ- в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени, образо­ванного от глагола I спряжения, пишется буква И.

4)                     ТРАДИЦИОННЫЙ — слово с безударной чередующейся гласной А в корне слова.

5)                     НИ С ЧЕМ — отрицательное местоимение с предлогом пишется раздельно.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Россию часто называют лесной страной, и это неслучайно. (2)Леса покрывают её огром­ные пространства.

(3)При обилии дерева на Руси его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учётом свойств и качеств древесины. (4)К примеру, дуб не боится воды.

(5)Поэтому из него делали срубы колодцев, сваи под здания. (6)Всемирно известная колокольня «Иван Великий» Московского Кремля уже более пятисот лет стоит на дубовых сваях, Пётр I строил корабли русского флота из дуба и сосны. (7)Высокая, гладкоствольная, смолистая, сосна широко применялась в строительстве всевозможных сооружений. (8)По своим качествам близ­ка сосне лиственница, более устойчивая к сырости. (9)Ель хуже других древесных пород сопро­тивлялась влаге: её предпочитали использовать для внутренней отделки дома. (10)Из-за удиви­тельных «музыкальных способностей» ель применяли для изготовления скрипок, гитар, других музыкальных инструментов.

(11)Осина, обветренная, омытая дождями, обретает вид благородного серебра, и народ ис­пользовал это качество дерева. (12)Терпеливо топором вытёсывалась замечательная кровля, похожая на кольчугу. (13)Из осины также рубили срубы, делали столы, лавки. (14)Липа осо­бенно хороша для столярных и мебельных работ. (15)Белая, лёгкая, мягкая древесина липы не коробится и не трескается. (16)Лучшего материала для резьбы и не сыскать! (17)А простой на­род ценил липу за то, что она его обувала. (18)Не было лучше обуви, чем лапти. (19)В любых сапогах ноги к вечеру просто «гудят». (20)Ничего подобного не происходило, если на ногах бы­ли лапти — лёгкие, удобные, непромокаемые. (21)Одно плохо — непрочные! (22)Идёт крестья­нин в город — непременно несёт в руках запасные лапти. (23)3а год крестьянин изнашивал бо­лее двадцати пар лаптей. (24)Чтобы сплести пару, требовалось ободрать кору с четырёх-пяти молодых лип. (25)Плели лапти долгими зимними вечерами, некоторые плели и на продажу. (26)Продавая их, торговки зазывали: «Моими лаптями хоть щи хлебай». (27)Стало быть, га­рантировали водонепроницаемость. (28)Из липовой коры также делали рогожи, кули, верёвки, мочала. (29)0 липе ещё можно говорить как о дереве-лекаре. (30)В народной медицине широко применяли липовый чай из цветов и целебный липовый мёд.

(31)Но, пожалуй, больше всего на Руси любили берёзу. (32)«Во поле берёзонька стояла, во поле кудрявая стояла» — прекрасный песенный сувенир оставили нам наши предки. (ЗЗ)Этот образ и поныне находит отклик в русской душе. (34)В рязанской стороне загадывали загадку: «Стоит дерево, цветом зелено, а в этом дереве четыре угодья: первое — больным исцеление; второе — от теми свет; третье — дряхлых, хилых пеленанье; а четвёртое — людям колодец». (Зб)Ответ простой: обыкновенная белоствольная красавица берёза. (Зб)Пошли в баню попа­риться да хворь изгнать и прихватили с собой берёзовый веник. (37)Вот и исцеление больному. (38)Вечером запалили лучину — избавились от тьмы. (39)Тепло в доме также от берёзовых дро­вишек. (40)В давние времена треснутые глиняные горшки связывали или пеленали берёстой, и они служили ещё долгое время. (41)А жажду утоляли берёзовым соком. (42)Древесина берёзы широко применялась в строительстве и декоративном искусстве.

(43)Однако лес давал не только дешёвую древесину. (44)Он в широком смысле был кор­мильцем и поильцем. (45)Охотника он кормил «звериным промыслом», земледельца — лесны­ми угодьями и бортничеством, ремесленника — различными ремёслами, связанными с исполь­зованием дерева. (46)Наблюдая за жизнью леса, человек подмечал изменения природы, которые происходят в связи со сменой времён года. (47)Начало полевых работ он определял по набуханию почек, появлению листвы, цветению. (48)По приметам знал, когда надо косить, убирать хлеба, овощи. (49)Лес укрывал от врагов: из поваленных деревьев устраивали засеки, из дерева возводили стены и башни крепостей и острогов.

(50)Но с той поры много воды утекло. (51)Постепенно леса отступали перед огнём и топо­ром человека. (52)Для расширения пахотных земель, развития промышленности человек уничтожал большие лесные массивы. (53)Богатства природы казались неисчерпаемыми, лесам конца и края нет, оком не охватишь. (54)И не сразу люди поняли, что природная кладовая мо­жет иссякнуть и её необходимо беречь и восполнять. (55)Уничтожали леса — понижался уро­вень грунтовых вод, мелели реки, снижалось плодородие земель, вымирали отдельные виды животных. (56)В конечном счёте хуже становилось людям. (57)Сегодня уже доказано, что лес поддерживает кислородный баланс, улучшает климат, влияя на распределение осадков, влаж­ность и температуру воздуха, защищает от ветра. (58)Лес уничтожает болезнетворные микробы и ионизирует воздух. (59)В природе всё взаимосвязано и ничто не проходит бесследно.

(По Л.И. Даниловой*)

* Людмила Ивановна Данилова — искусствовед, историк, краевед.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                     После дождя осина обретает вид благородного серебра, и народ использовал это качест­во дерева.

2)                     Берёзу использовали для изготовления скрипок, гитар, других музыкальных инстру­ментов.

3)                     Белая, лёгкая, мягкая древесина берёзы не коробится и не трескается.

4)                     О берёзе сочиняли песни и загадки, её ветки использовали в быту, а древесина приме­нялась в строительстве и декоративном искусстве.

5)                     Липа — дерево-лекарь: в народной медицине широко применяли липовый чай из цве­тов и целебный липовый мёд.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фра­зеологизм.

1)                     Не было лучше обуви, чем лапти.

2)                     Лес укрывал от врагов: из поваленных деревьев устраивали засеки, из дерева возводи­ли стены и башни крепостей и острогов.

3)                     Богатства природы казались неисчерпаемыми, лесам конца и края нет, оком не охватишь.

4)                     Лес непосредственно воздействует на здоровье человека: он убивает болезнетворные микробы и ионизирует воздух.

5)                     Но с той поры много воды утекло.

Ответ:

8. Выполните лексический анализ слова.

В последнем абзаце текста найдите устаревший синоним к слову ГЛАЗ. Выпишите этот синоним.

Ответ:

Часть 3

9.1.      Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Валентина Григорьевича Распутина: «Язык вмещает в себя всё: и характер народный, и опыт, и ис­торию».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.      Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «В природе всё взаимосвязано и ничто не проходит бесследно».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.      Как Вы понимаете значение словосочетания БОГАТСТВА ПРИРОДЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое богатства природы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргу­ментируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рас­суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Ваше­го жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3950333

Кто на сайте

Сейчас 30 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru