Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 3 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Вариант 3 ОГЭ 2020                                                               И.П.Гостевых

Часть 1

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Чем старше становился Михаил Михайлович Пришвин, тем одухотворённей было его лицо. (2)Его серо-зелёные глаза имели важную особенность — выражение напряжённой мысли и её двойное устремление: и внутрь себя, и к собеседнику. (3)В этом проявлялись полная отданность внимания человеку, доверие и открытость и в то же время какая-то твёрдость, даже неприступность: собеседник не должен был переступать через эту обе­регаемую мысленную грань. (4)Голос Пришвина был мягок, глуховат, а в произноше­нии писатель до старости сохранил родное елецкое смягчённое «г». (5)Речь его была ре­чью человека не пишущего, а сказывающего: она всецело подчинялась одному — музыкальному ритму.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                     лицо было одухотворённей (предложение 1)

2)                      особенность — выражение (предложение 2)

3)                      собеседник не должен был (предложение 3)

4)                      голос был мягок, глуховат (предложение 4)

5)                      речь была (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В русском языке существует группа (1) употребляемых в переносном значении (2) фра­зеологизмов (3) среди которых (4) например (5) фразеологизм «знать что-либо как свои пять пальцев» (6) то есть «знать что-либо очень хорошо» (7) ведь пять пальцев своей правой (8) и пять пальцев своей левой руки мы знаем очень хорошо (9) поэтому (10) и возникло это выражение.

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «футбольный мяч», построенное на основе согласования, сино­нимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосоче­тание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)              АККОМПАНЕМЕНТ — безударная гласная О в корне слова проверяется однокорен­ным словом, в котором эта гласная находится в ударном слоге.

2)                      ПРИМОРСКИЙ — написание приставки определяется её значением — расположение вблизи.

3)                      НЕ ПОДХОДЯЩИЙ (для похода) — имя прилагательное, есть зависимое слово, поэто­му с НЕ пишется раздельно.

4)                      (узнать) НАСЧЁТ (каникул) — наречие, образованное приставочным способом от име­ни существительного, пишется слитно.

5)                      МАСЛЕНАЯ (каша) — в отглагольном имени прилагательном пишется суффикс -ЕН-.

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)                       Когда он, высокий, худой, в очках, впервые пришёл к нам в класс, ребята не могли скрыть своего разочарования.

(2)                      Он был тихий, этот Лёва, вежливый, но, к сожалению, на моих ребят эти качества не произвели впечатления.

—                     (3)Маменькин сынок, — сказал Левин.

—                     (4)Очкарик! — отрезал Выручка.

—                      (5)Вот у пятого «А» вожатый так вожатый! (б)Лучший вратарь во всей школе, — подвёл итог Лабутин.

(7)                      Я пристыдила их, сказала, что Лёва — лучший ученик в своём классе, но никакими хо­рошими словами я бы его не выручила, если бы он сам себя не выручил — и не словом, а делом.

(8)                      Вскоре после того как он пришёл к нам и познакомился с ребятами, Лёва сказал мне:

— Марина Николаевна, давайте проведём анкету, всего один вопрос: «Чем бы ты хотел за­няться в свободное время? »

—                     (9)А зачем анкету? (Ю)Может, просто спросим у ребят, что их интересует?

—                     (11)Один скажет, другой промолчит — анкета, по-моему, лучше.

(12)Я согласилась. (13)Мы задали ребятам этот вопрос и просили ответить письменно. (14)Ответов было множество, и, если свести их воедино, все они говорили об одном: хочу знать, хочу уметь.

(15)«Есть ли люди на других планетах?» (16)«Остынет ли Солнце?» (17)«Как появился первый человек?» (18)«Как починить электрический чайник?» (19)«Как собрать радиоприём­ник? »

(20)Левин же написал кратко и энергично: «Хочу уметь клеить резину». (21)И, хотя он не объяснил, зачем ему «уметь клеить резину», мы с Лёвой поняли: Боре нужно знать, как быть, если лопнет камера футбольного мяча.

(22)На сборе отряда Лёва сказал ребятам:

— Почему есть кружки рисования, пения, танцев, а кружков, где учатся работать, нет? (23)Давайте устроим такой кружок и будем учиться работать. (24)Надо всё уметь делать.

(25)        Нехорошо, если человек становится в тупик перед перегоревшими пробками.

(26)                      В кружок записались семь человек, но скоро прибавилось ещё столько же.

(27)                      У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брал­ся, всё у него выходило споро, точно.

(28)                       Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обы­грать. (29)Он умел ответить на любой вопрос. (ЗО)Он знал, отчего трещит костёр, отчего в ело­вом лесу нет ни красных, ни жёлтых, ни синих цветов, почему в лесу много поваленных ветром деревьев, а в поле одинокое дерево скорее устоит под ударами ветра.

(31)Я видела, что ребята стараются подражать Лёве. (32)Он отлично знал азбуку Морзе, и все они стали выстукивать: «Звон бу-ла-та...»

—                    (ЗЗ)Понимаете, Марина Николаевна, — с воодушевлением объяснили мне ребята, — слог, в котором есть буква «а», означает точку! (34)Все остальные слоги — тире. (35)3абыл, как изображается буква, — вспомни слово, которое начинается с этой буквы, произнеси его по сло­гам — и всё в порядке!

(36)Когда происходил этот разговор, я и мои ученики уже хорошо знали Лёву. (37)Лёва Виленский учился в девятом классе. (38)Я его нередко заставала у Натальи Андреевны. (39)Он был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями. (40)Кажется, дня не проходило, чтобы Лёва в перемену или после уроков не забежал к ней. (41)Думаю, что именно Наталья Андреевна посоветовала направить Лёву вожатым в мой класс.

—                    (42)Хороший у вас будет помощник, — сказала мне тогда Наталья Андреевна. — (43)Можете во всём на него положиться.

(44)Она знала Лёву с одиннадцати лет, он пришёл в её класс в год войны. (45)Вместе со школьным интернатом они эвакуировались в Горьковскую область. (46)Там всем, особенно вначале, пришлось нелегко — и ребятам, и учителям. (47)Школа на первых порах не отаплива­лась: чернила замерзали, опухшие пальцы с трудом удерживали карандаш. (48)В доме не было света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок. (49)И уже тогда было видно, что Лёва не из тех, кто опускает руки, если становится трудно. (50)0т него никогда не слышали ни жалоб на усталость, ни отказа от работы; он многое умел делать сам и ещё больше­му научился. (51)Летом школьники помогали колхозу: работали в поле, на огороде; почти для всех это было непривычно и нелегко — это тоже было испытанием не только выносливости, но и характера. (52)И худой, близорукий Лёва выдержал экзамен.

—                    (53)Вы сами увидите, каков он в деле, — сказала тогда Наталья Андреевна. — (54)Расспросите его о механической мастерской — сразу познакомитесь!

(55)Позже я действительно спросила Лёву, что это была за механическая мастерская, и вот что он рассказал мне.

—                    (56)В сорок четвёртом мы вернулись из эвакуации, первым делом всё обежали, осмот­рели: как в школе, во дворе. (57)А во дворе, в самом углу, стоял домик, в нём прежде была ка­кая-то мастерская. (58)3ашли мы туда. (59)Мрачно, грязно, деревянный пол перекосился, му­сора целые горы. (60)И тут же всякая металлическая рухлядь — станки брошенные, никуда не годные. (61)Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в са­мом-то деле! (62)Анатолий Дмитриевич помог, учителя... (бЗ)Такую устроили мастерскую! (64)Работали желающие... ну, и я в том числе.

(65)Он не сказал, что с первого дня был душой этой затеи.

—                    (66)Что же выпускала ваша мастерская? — спросила я.

—                    (67)Гибкий вал для танков! — ответил Лёва.

(68)И как ответил! (69)Выразительней, с большей гордостью нельзя было сказать. (70)Да и было чем гордиться!

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) — советская писательница, журналист и правозащитник.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                     Лёва заинтересовался, чем ребята хотят заняться в свободное время.

2)                     Ребята узнали, что Лёва — лучший ученик в школе.

3)                     Учителя знали, что Лёва — трудолюбивый, выносливый человек, многое умеющий де­лать своими руками.

4)                       Лёва помог ребятам найти ответы на заданные ими вопросы, научил тому, что они сами хотели освоить.

5)                       Лёва Виленский любил спорт и был лучшим вратарём в школе.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фра­зеологизм.

1)                      В доме не было света, долгие вечера проходили при тусклом мерцании трёх коптилок.

2)                       Ну, взялись мы, можно сказать, засучив рукава — не смотреть же на такое, в самом-то деле!

3)                       Он был её учеником в начальной школе, и они остались большими друзьями.

4)                       Он великолепно играл в шахматы, и ни одному из ребят ни разу не удалось его обы­грать.

5)                       У Лёвы оказались поистине золотые руки: он умел делать всё, и, за что бы он ни брал­ся, всё у него выходило споро, точно.

Ответ:

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову ОТЧЕГО (предложение 30).

Выпишите этот синоним.

Ответ:

 

Часть 3

9.1.      Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Фёдора Ивановича Буслаева: «Всякое слово есть дело, и всякое доброе дело вызывается словом». Аргумен­тируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитиро­вание.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценива­ется. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну­лём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.      Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «...но никакими хорошими словами я бы его не выручила, если бы он сам себя не выручил — и не словом, а делом».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитиро­вание.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный ис­ходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.      Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ХАРАКТЕРА? Сформулируйте и про­комментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила характера?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргумен­тируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуж­дения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный ис­ходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3950334

Кто на сайте

Сейчас 32 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru