Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вариант 4 ОГЭ 2020 Т.Егораева

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Вариант 4 ОГЭ-2020       Г.Т.Егораева

  1. Изложение

Часть 2

2. Выполните орфографический анализ слов.

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Глаголы II спря­жения в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и про­стом будущем времени в личных окончаниях имеют букву И». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1)                      гоня..т (голубей)

2)                      ла..т (собака)

3)                      тле..т (уголёк)

4)                      (больной) бред..т

5)                      расстилает (скатерть)

 

3. Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложениях: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять тире.

Казанский Кремль (1) главное украшение столицы Татарстана, а его Спасская башня (2) самое узнаваемое здание древнего архи­тектурного сооружения. Главная «примета» башни (3) часы, а у них есть своя история. Первые часы Казанского Кремля были не совсем обычным механизмом (4) их циферблат постоянно вра­щался, а стрелка не двигалась! Различные мероприятия (5) вы­ставки, концерты, фестивали (6) постоянно проходят на тер­ритории Кремля. «Побываешь в Кремле один раз (7) постоянно тянет туда вернуться» (8) утверждают гости Казани.

Ответ:

4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «находил без ошибок», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1)3имой и летом, осенью и весною хорош русский лес. (2)В ти­хий зимний день выйдешь в лес на лыжах. (З)Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. (4)Идёшь по зимнему тихому ле­су и не налюбуешься. (5)Высокие, недвижные, спят сосны. (6)Тихо в спящем зимнем лесу. (7)Надо уметь слушать.

(8)                          Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимне­го леса.

(9)                          А летом нужно уметь находить грибные места. (10)Кое-где попадаются крепкие боровики. (11)Приятно взять в руки хо­лодноватый гриб.

Укажите варианты с односоставными безличными предложения­ми. Запишите номера ответов.

1)                      предложение 2

2)                       предложение 4

3)                       предложение 6

4)                       предложение 7

5)                       предложение 11

Ответ:

 

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(I)                       Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый Пушкин. (З)Каждому ясно, что главное во всякой книге — слова, но в этой книжище было ещё полно картинок, и я пролистал только треть, внимательно разглядывая животных и лица людей.

(4)     Когда появился Вовка, мы начали листать том с самого начала.

(5)     Никто нас не сковывал, не мешал нам вслух восторгаться и охать от страха. (6)Как тут не охнешь, если на картинке, например, мертвец или летают черти и под картинкой написаны такие слова: «Мчатся бесы рой за роем в беспредельной вышине...»

—                      (7)Давай почитаем! — торопился Вовка.

—                      (8)Досмотрим картинки? — предлагал я, и Вовка охотно со­глашался, потому что ведь и картинки, особенно страшные, смотреть интересно.

(9)Слова, напечатанные под картинками, мы читали тут же, по очереди. (10)Например, какая-то восточная женщина в ненашинских одеждах стоит на коленях перед другой, а внизу слова: «И молит: “Сжалься надо мной, не отвергай моих молений”».

(11) Мы оба хмыкаем: таких слов нет в нашей жизни — сжалься, молений, — но торжественные выражения не отталкивают от книги, а, наоборот, притягивают к ней. (12)«Пред бедной девой с невнимань­ем Он хладно потупляет взор». (13)Тут уж, кроме слова «он», мы ни одного слова не употребляем, надо же, как интересно. (14)А ещё ангел с мечом в руке перед стариком с клюкой. (15)«Духовной жаждою то­мим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На пе­репутье мне явился». (16)А я подумал, что среди незнакомых пуш­кинских слов всё же есть такие, которые ни за какие коврижки просто так не выговоришь. (17)«Юные жёны!», «Нежные девы!», «Да здрав­ствуют музы!» (18)Скажи что-нибудь из этого в школе, тебя просто об­смеют, ну и сам ты обхохочешься, если, например, тот же Вовка такое брякнет. (19)Но тут, в пушкинских стихах, нет никаких стыдных и неловких слов, наоборот, эти слова делают человека торжественней, возвышенней, лучше.

—                     (20)Ты знаешь, какой это Пушкин? — спросил я Вовку.

—                     (21)Ясное дело какой, — с достоинством ответил он. — (22)Александр Сергеевич.

—                     (23)Эвакуированный, понимаешь? (24)Его библиотекарша из блокады спасла.

(25)Мой друг откинулся, чтобы, верно, лучше видеть моё лицо, вздохнул с сожалением и постучал по своему лбу. (26)3вук получился громкий и какой-то выразительный.

—                     (27)Думать надо, — проговорил он, — Пушкина же давно уби­ли. (28)Какой-то фриц, на дуэли.

—                     (29)Француз, кажется, — попытался поправить я, но Вовка даже не расслышал меня. — (ЗО)Она не Пушкина эвакуировала, а кни­гу Пушкина. (31)Если бы можно было Пушкина спасти — эге-ге.

—                     (32)Чего «эге-ге»-то?

—                     (33)А чего впустую болтать? (34)Он жил давно, мы — теперь.

(35)    Я вот всё удивляюсь, неужто у него корешей настоящих не было?

(36)    Чтобы тому фрицу отомстить. (37)Взять бы автомат и — тр-р-р, — Вовка дал очередь от живота и долго ещё не мог успокоиться, хоть я и твердил ему, что тогда автоматов-то и в помине не было.

—                     (38)Ну ладно, — сказал он, вздохнув, — давай теперь почи­таем...

(39)А наутро на память приходят хорошие, хоть и не всегда по­нятные слова: «И виждь и внемли», например. (40)Или: «Духовной жаждою томим...»

(41)Как мы читали Пушкина! (42)Как захлёбывались мы радо­стью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна, и мы полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна...

(43)Мы с Вовкой по очереди декламировали друг другу стихи, удивительно волнуясь, хотя как будто никаких оснований для волне­ния не было. (44)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, ко­торые даруются человеку.

(45)Возвышенное, а может, и сложное, прежде чем осознать, надо вначале почувствовать, ощутить.

(По А. Лиханову*)

* Альберт Лиханов — писатель, журналист.

6. Проанализируйте содержание текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Ука­жите номера ответов.

1)В томе стихотворений Пушкина было много интересных иллю­страций.

2)Торжественные выражения в стихотворениях Пушкина не нравились мальчикам.

3)Пушкинская поэзия делает человека лучше.

4)Взрослые тоже читали мальчикам стихи Пушкина.

5)Ребятам нравилось узнавать новые слова и испытывать новые чувства.

Ответ:

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительно­сти речи является метафора.

1)                       На моём столе лежал раскрытый Пушкин.

2)                       Мы оба хмыкаем: таких слов нет в нашей жизни — сжалься, молений, — но торжественные выражения не отталкивают от книги, а, наоборот, притягивают к ней.

3)                       «Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился».

4)                       Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств — точно подкрались к благодатному источнику, и вот мы пьём без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна, и мы полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна...

5)                       Мы с Вовкой по очереди декламировали друг другу стихи, уди­вительно волнуясь, хотя как будто никаких оснований для волнения не было.

Ответ:

8. Выполните лексический анализ слова.

Замените архаизмы ВИЖДЬ И ВНЕМЛИ современными синони­мами.

Напишите эти синонимы.

Ответ:

 

Часть 3

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказыва­ния известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведе­ния разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанно­го текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.       Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финального предложения текста: «Возвышенное, а может, и сложное, прежде чем осознать, надо вначале почувствовать, ощутить».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанно­го текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.       Как Вы понимаете значение словосочетания ЛЮБИМАЯ КНИГА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую книгу можно назвать любимой?», взяв в качестве тезиса данное Вами опреде­ление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Ваше­го жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было ком­ментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4239922

Кто на сайте

Сейчас 61 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Смоленская область: «Экзамены для девятиклассников продолжаются»
  • Мурманская область: «Экзамен по обществознанию в 9-х классах прошел без нарушений»
  • Краснодарский край: «Первые экзамены прошли в штатном режиме»

Новости ЕГЭ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Официальный сайт Рособрнадзора
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  • Смоленская область: «Экзамены для девятиклассников продолжаются»
  • Мурманская область: «Экзамен по обществознанию в 9-х классах прошел без нарушений»
  • Краснодарский край: «Первые экзамены прошли в штатном режиме»
  • Ростовская область: «Первые экзамены основного периода ЕГЭ прошли в штатном режиме»
  • Брянская область: «Основной период ОГЭ продолжает экзамен по обществознанию»

Ассоциация "Гильдия словесников"