Вариант 2 ЕГЭ – 2019 И.П.Цыбулько
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1 )Долгое время считалось, что очки изобретены в Китае, а оттуда уже попали в Европу, однако итальянский профессор Алъберотти, изучая историю очков, установил, что всё было наоборот: первые очки появились примерно в 1200 году в Венеции. (2)Сначала умели делать лишь увеличительные стёкла и, <...>, очки для близоруких людей, а дальнозорким пришлось ждать ещё триста лет, когда было начато производство необходимых линз. (З)Древние очки крепились на стержне, а привычный нам вид они приобрели только в XVIII веке.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Привычный нам вид очки приобрели не сразу: первоначально линзы крепились на стержне.
2) Вопреки устойчивому мнению, родиной очков является не Китай, а Европа, как установил итальянский профессор Альберотти.
3) Появившиеся в Венеции около 1200 года очки крепились на стержне и были предназначены только для близоруких людей, привычный нам вид очки приобрели в XVIII веке.
4) Очки для дальнозорких людей появились спустя триста лет после изобретения первых очков для близоруких.
5) Увеличительные линзы, которые крепились на стержне и предназначались для близоруких людей, были первыми очками, появившимися около 1200 года в Венеции, и лишь в XVIII веке очки приобрели привычный нам вид.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОРИЯ, -и, ж.
1) Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории.
2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая ) и. И. Средних веков.
3) чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.).
4) чего. Ход событий, совокупность фактов, связанных с кем-, чем-либо. И. первой любви. И. своей жизни.
5) Отдалённое время, с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. И. умалчивает.
6) Рассказ, повествование. Поучительная и. Рассказать смешную, страшную историю.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
отозвалАсь красИвее начАвший (многие) сИроты слИвовый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Лесков неизменно стремился рассказать о тех, для кого Россия была не только местом проживания, но и духовным прибежищем, ЕДИНСТВЕННЫМ миром.
На крылечке сидели низенький старичок, заросший до глаз бородой, и молодая женщина в ДОЖДЛИВОМ плаще.
Тот, кто служит ВЕЛИКИМ целям, достоин уважения.
ВЕКОВОЙ лес оживал, стряхивал с себя дремотное оцепенение, весело свивал серебряные жгуты ручьёв.
ДРУЖЕСКИЙ шёпот реки оказал мне настоящую услугу.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм АПЕЛЬСИНОВ строгие ДИРЕКТОРА
через ПОЛТОРА месяца опытные БУХГАЛТЕРЫ
воспользоваться АЭРОЗОЛЬЮ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) нарушение в построении сложного предложения B) неправильное построение предложения с причастным оборотом Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
1) Вследствие сильных дождей вода в реке прибывала. 2) Те из лингвистов, кто занимается исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте. 3) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях. 4) Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они сделают смесь из гравия, песка, вяжущего компонента (извести и глины) и воды. 5) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он. 6) Разбуженная фантазия чтением развивает ум, пытливость. 7) Если ты не убедишь себя в необходимости изучения того или иного предмета, не жди успехов или помощи со стороны. 8) Очень часто люди, занимаясь каким- нибудь делом, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге. 9) Когда определяете значение непонятных слов, учитывайте контекст. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ум..ротворённый, г..рчичник, отр..сль
2) изл..гать, забл..стал, прин..мающий
3) заг..релый, зам..реть (от испуга), з..ря
4) ур..внение, г..ризонтальный, изб..ратели
5) непром..каемый, отг..родиться, зач..натель
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) контр..гра, меж..нститутский, дез…нформация
2) пр..рвать (докладчика), пр..емственность, пр..милый
3) и..гнать, не..гораемый, ра..грызть
4) под..езд, сверх..ёмкий, в..едливый
5) непр..будный, нед..варить, п..завчера
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) Неряшл…вый, больш..нство
2) Миндал..вый, насла..вать
3) хитр..нький, настойч…вый
4) сводч..тый (потолок), издавн..
5) распечат..вать, пародир…вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) полощ..шь, муч..мый
2) обид..вшись, приемл..мый
3) ла..щая (собака), (они) заплат..т
4) скач..нный (файл), (звуки) слыш..тся
5) (мы) пляш..м, закле..нный
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1)(НЕ)РАЗ мы возвращались к этому вопросу.
2)Ему было (НЕ)(ЗА)ЧЕМ туда ехать.
3)Мне (НЕ)(С)(КЕМ) посоветоваться.
4)Ответ на наш запрос (НЕ)ПОЛУЧЕН.
5)Ты (НЕ)ДОЛЖЕН верить слухам.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Твой прадед погиб на фронте ЗА(ТО), ЧТО(БЫ) ты мог жить счастливо.
Цены растут всё ТАК(ЖЕ) быстро, и правительству ТО(ЖЕ) приходится считаться с реальностями рынка.
Дорогу размыло, (ПО)ЭТОМУ добирались мы до этих мест с большим трудом, (ЗА)ТО увидели леса и озёра необыкновенной красоты.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ сессии он ТО(ЖЕ) болел.
Дедушку (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни звали (ПО)ПРОСТУ Кузьмичом.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Катерина проговорила это торжестве(1)о, но сама была словно подавле(2)а своим возвыше(3)ым тоном; лицо её опять задрожало, приняло мягкое, миндальное выражение, она протянула испуга(4)ой, сконфуже(5)ой Надежде Фёдоровне обе руки.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Эта деревня располагается в покрытой оврагами и непроходимыми еловыми и сосновыми лесами местности.
2) Казак являлся на службу со своей строевой лошадью одеждой и оружием.
3) Ветер закручивал листья в осеннюю карусель да закидывал их в окна домов.
4) Сквозь цветы и листы и ветки виднелись полуразрушенные стены.
5) Со всех сторон прибывали любопытные люди и каждому хотелось взглянуть на маленького героя своими глазами.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Свидетель недоговаривал главного (1) останавливаясь (2) на абсолютно неважных (3) подробностях (4) не волнующих (5) следователя.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Дар напрасный (1) дар случайный (2)
Жизнь (3) зачем (4) ты (5) мне дана?
Иль зачем судьбою тайной (6)
Ты (7) на казнь осуждена?
(А. С. Пушкин)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Понятно (1) почему многие путешественники после долгого похода (2) во время (3) которого (4) они бывают лишены многих удобств (5) испытывают приятное ощущение комфорта в городской квартире.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Усть-Ленский заповедник расположен в Якутии, в зоне вечной мерзлоты — царстве арктической природы и сурового полярного климата. (2)Одной из жемчужин заповедника является остров Столб высотой 114 м. (3)Он сложен из пород, древность которых более 400 млн лет. (4)Коренные жители считают, что это место — обитель священных духов. (б)Проходя мимо острова на лодке, нужно бросить в воду дань — монетки. (б)Около Столба часто наблюдают миражи — оптические эффекты, появляющиеся в результате соприкосновения холодного северного воздуха с тёплыми водами, приносимыми рекой с юга. (7)Место это поистине величественное! (8)Примерно за 150 км до моря Лаптевых Лена разделяется на бесчисленные рукава и протоки, являя взору путешественника захватывающую дух панораму бескрайних водных просторов. (9)Общая площадь дельты реки Лены — крупнейшей реки Сибири — составляет более 30 000 км2.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)В доме боярина Никиты Филимоныча Крутоярского дым стоял коромыслом.
(2) Боярышня Уленька Крутоярская нарядила всех своих сенных девушек-служанок в разные наряды скоморошеские: кого медведицей, кого козой, кого важной боярыней, кого торговкой из плодовых рядов, что в Китай-городе, и теперь тешилась с ними разными играми под заливчатый, звонкий девичий хохот.
(З)Самой весёлой и изобретательной была любимая наперсница боярышни — черноокая Матрёша, которая, забавно переваливаясь с ноги на ногу, стала изображать Мишку Топтыгина, отправляющегося за мёдом на пчельник. (4)Развеселилась даже сама боярыня. (5)Впервые за долгие месяцы улыбнулась она нынче, впервые отлегло от сердца и прояснилось в душе её после бесконечных тревог и волнений.
(6)Тяжёлое время переживала в те годы вся Русь. (7)Озлобленный на бояр старинных знатных родов царь Иоанн Васильевич, прозванный впоследствии Грозным, устроил целое гонение подчас на лучших людей. (8)Окружив себя опричниною, этою страшною ордою телохранителей, которую он набрал из самых «худородных» людей, ненавидящих знатных родовитых бояр, царь Иоанн Васильевич начал с её помощью всячески истреблять старинные боярские роды. (9)0причники под начальством вероломного Малюты Скуратова, царёва любимца, собирали всевозможные клеветы про ненавистных им бояр и доносили царю о несуществующих винах последних...
(10)Вдруг сквозь громкий хор затейниц-девушек послышался стук у ворот, сильный, настойчивый, и белее стены белёной появился на пороге молодой холоп.
— (11)Боярыня-матушка! (12)Спасайтесь! (13)Хозяина нашего в тюрьму бросили! (14)А сейчас за тобой и боярышней поганые опричники сюда явятся с самим злодеем Малютою во главе!
(15)Грозное известие сразило всех, лишило силы двигаться, соображать, слово единое молвить. (16)Одна Матрёша, не растерявшаяся изо всех находившихся в тереме женщин, бросилась к укладке, в которой находилось верхнее платье боярыни, вытащила оттуда тяжёлый кафтан и надела его на плечи госпоже. (17)Потом так же ловко и живо закутала и боярышню и повела их с няней Степанидою и двумя другими сенными девушками из терема в сени, а оттуда на задний двор, где уже слышалось ржанье и фырканье нетерпеливых коней. (18)Едва лишь успела усадить в кибитку своих хозяек Матрёша и вернуться обратно в терем, как услышала громкие голоса и могучие удары кнутовищ и здоровенных кулаков в бревенчатые ворота.
(19)Быстро бросилась она в соседнюю горницу и появилась вскоре на пороге терема в наряде и драгоценных украшениях боярышни Уленьки.
— (20)Слушайте же, девоньки, выдавайте меня все за хозяюшку нашу, светика нашего — боярышню, чтобы истинный след их замести, чтобы дать укрыться без помехи нашим голубушкам.
(21)С дикими гиканьями, свистами ворвались опричники во двор бояр Крутоярских. (22)Впереди всех был Малюта Скуратов: страшный, угрюмый, зверски жестокий, с маленькими пронырливыми, бегающими глазками, он первый распахнул дверь и вбежал в терем.
— (23)Ты кто такая? — крикнул он поднявшейся навстречу ему Матрёше, пышный наряд и красивое личико которой сразу привлекли его внимание.
— (24)3дравствуй, боярин, — с низким поклоном и приветливой улыбкой отвечала она. — (25)Я боярышня Ульяна Крутоярская. (26)Рады-радёхоньки тебе, гость дорогой. (27)Чем потчевать тебя велишь-прикажешь? (28)Матушка моя боярыня, вишь, обмерла, лежит у себя в тереме, так позволь мне тебя встретить всем тем. чего твоя душенька пожелает.
(29)3лодей Малюта опешил, услышав такие слова, что-то дрогнуло в ожесточённом сердце Малюты. (30)Но совсем уж растаял Малюта, когда девушка предложила ему потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской.
(31)0на особенно хорошо плясала в тот вечер, так хорошо, что Малюта не выдержал и сказал, опуская ей на плечо свою тяжёлую волосатую руку:
— Ну, хозяюшка, ставь свечу пудовую празднику Рождества Христова. (32)Никто меня из крамольников среди бояр не встречал так доселе. (33)А за это, боярышня, вызволю я твоего отца, упрошу надёжу-государя его помиловать. (34)Благодари Бога, девушка, что наградил он тебя такой весёлой да ласковой душой.
(35)Малюта сдержал своё слово, данное в праздник Рождества Христова. (36)Боярина Крутоярского выпустили из тюрьмы, сослали только в дальнюю вотчину. (37)Боярыня с боярышней Уленькой отправились с ним в ссылку. (38)Нечего и говорить, что верная Матрёша, спасшая своих господ, поехала туда же вместе с ними и не раз скрашивала им тяжёлые дни весёлой шуткой да звонкой песней.
(По Л. А. Чарской*)
* Лидия Алексеевна Чарская (настоящая фамилия Чурилова, 1875-1937) — русская детская писательница и актриса.
22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Во главе опричников, набранных Иваном Грозным из самых «худородных» людей, стоял любимец царя Малюта Скуратов.
2) Малюта Скуратов рассчитывал, что в доме Крутоярских его попотчуют и потешат в честь праздника Рождества, как это делали в других боярских домах.
3) Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встретила нежданных гостей.
4) Больше всего Малюту Скуратова развеселило то, как Матрёша изображала Мишку Топтыгина.
5) Узнав, что Матрёша выдала себя за боярышню, Малюта Скуратов отправил её в ссылку вслед за её господами.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 7-9 раскрывают содержание предложения 6.
2) В предложениях 15-17 содержится повествование.
3) В предложениях 18-19 представлено рассуждение.
4) Предложения 21-22 содержат элементы описания.
5) Предложение 30 противопоставлено по содержанию предложению 29.
24. Из предложений 31-34 выпишите устаревшее слово со значением «мятежник, бунтовщик».
25. Среди предложений 24-34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, однокоренных слов и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Описывая жизнь в доме боярина Крутоярского, автор использует различные средства выразительности, среди которых троп — (А) („заливчатый, звонкий девичий хохот„ в предложении 2, „черноокая Матрёша„ в предложении 3) и лексическое средство — (Б)______________________ („дым стоял коромыслом„ в предложении 1, „отлегло от сердца„ в предложении 5). Л. А. Чарская очень точно передаёт не только атмосферу боярского быта, но и речь героев, в этом ей помогают лексическое средство — (В) („девоньки„ , „светик„ в предложении 20) и синтаксическое средство — (Г)_____„ (в предложениях 33, 34)».
Список терминов:
1) олицетворение
2) обращения
3) метонимия
4) эпитет
5) фразеологизм
6) сравнение
7) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
8) градация
9) вопросительные предложения
27. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.