Творческий практикум. Работа в группах была уже на предварительном этапе в виде домашнего задания:
1 группа: выпишите всех героев сказки, сгруппируйте их.
2 группа: нарисуйте схему сказки.
3 группа: разложите сюжет сказки по картам Проппа.
4 группа: выпишите все повторяющиеся устойчивые сказочные формулы
Сценарий урока
1 этап урока.
Каждая группа, обсудив итоги индивидуальной домашней работы и выработав окончательный вариант совместной работы (5 мин.), представляют его другим группам (12 – 15 мин).
Предварительное домашнее задание:
1 группа: выпишите всех героев сказки, сгруппируйте их.
2 группа: нарисуйте схему сказки.
3 группа: разложите сюжет сказки по картам Проппа.
4 группа: выпишите все повторяющиеся устойчивые сказочные формулы
2 этап урока.
Обсуждение в группах (15 мин.): (вопросы заранее были вывешены на стенде в классе; каждый участник группы должен был выбрать себе один вопрос и подумать над ним)
«Финист Ясный Сокол»
1. Эта сказка имеет два полюса – дом крестьянина и хрустальный дворец. Где по отношению к этим полюсам обитают три сестры Бабы Яги? Можно ли попасть из обычного мира в хрустальный дворец, минуя избушку Бабы Яги?
2. Как вы думаете, к какому миру принадлежит Финист Ясный Сокол? Какой облик характерен для чудесного персонажа «там» (в ином мире) и «здесь»? Например, может ли Финист «там» быть соколом? Обратите внимание, как Марьюшка вызывает к себе жениха. Она бросает перышко на пол. Точно так же, чтобы стать соколом, Финист ударяется об пол. Почему так уж необходимо, чтобы персонаж ударился «обземь»?
3. Почему Финист говорит Марьюшке, что найти его можно только «когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь»? Что это значит? Найдите в книге тот момент, когда героиня остается без башмаков, посоха и колпака. О чем говорит эта связь?
4. Что может защитить жизнь героини сказки по ту сторону границы между мирами? Кто и что помогает Марьюшке достичь своей цели и вернуться в свой мир?
5. Что означает непробудный сон Финиста Ясного Сокола? Почему он спит непробудным сном, когда приходит Марьюшка, и бодрствует, когда рядом с ним царица тридевятого царства?
3 этап урока.
Совместное обсуждение полученных ответов.
Домашнее задание:
Мы уже говорили о словах известного русского философа И.Ильина о том, что «сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души». Подумайте, на какие вопросы дает ответ русская народная сказка «Финист Ясный Сокол»?
< Предыдущая | Следующая > |
---|