1.Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В ст...рину книги писались от руки. Р...бота подв…галась медленно. На и…готовление одной рук...писи-книги ух...дило иногда пять-семь лет. Писец должен был обладать ч...тким и красивым поч...рком. Каждая буква часто даже не писалась а рисовалась.(4) Подб…рались тщательно ч...рнила писали даже растворённ…м зол...том или серебром. Н…чальную строку новой главы выделяли(2) красными ч...рнилами отсюда(1) и пошло выражение — н...чать с красной строки.
Переписанные листы укр...шали рисунками од...вали в переплёты из д...ревянных досок, о...тянутых кожей, делали из…бражения-тиснения. На обло...ках пом...щали драг...ценные камни зол...тые или серебряные(3) застё...ки. В ст...рину любили говорить «(К/к)нижное слово в ж...мчугах ход...т».
2. Выполните языковые разборы:
(1) – фонетический разбор
(2) – морфемный разбор
(3) – морфологический разбор
(4) – синтаксический разбор предложения
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Приняла, щавель, банты, красивее
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Ранним утром на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу для синиц.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Внук лесника Ваня сказал что принёс нам выкопанную с корнем берёзу
2) Посадите берёзу в кадку на зиму посоветовал нам Ваня
3) Зачем ты её выкопал и притащил чудак
4) По мнению Вани берёза зимой будет напоминать нам о лете
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) По вечерам в нашем деревенском доме ярко горели лампы
2) Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра
3) А утром хрустели подмёрзшие дороги листья на крыльце стебли цветов.
4) Густой снег таял в чёрной воде озера и порошил серым дымом леса.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ранним утром я оделся и вышел в сад.
2) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой и сон сразу прошёл.
3) Сквозь мглу были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков.
4) В саду падали листья и укрывали землю красивым пушистым ковром.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Во дворе рядом с деревенским домом стояла деревянная миска с мутной водой — в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. (2)Однажды утром Фунтик, рыжая кривоногая такса, подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
(3)Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. (4)Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. (5)Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабёж.
(6)Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром, — петух разъярился.
(7)Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. (8)Раздался короткий и крепкий стук. (9)Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. (10)Он просидел под домом несколько часов и только вечером вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. (11)Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки. (По К. Паустовскому)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Почему петух Горлач разъярился? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-10 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 3−5 найдите слово со значением «склонный к ссорам». Выпишите это слово.
12. В предложениях 9-11 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.