Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

В.Белинский О Татьяне Лариной

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
В.А.Кожевников
«Вся жизнь, вся душа, вся любовь…»
Книга для учителя.
М., Просвещение, 1993

Фрагмент

В начале девятой статьи В. Г. Белинский дает «физио­логический очерк» положения женщины в русском обществе, самым неприглядным образом изобразив самих женщин, которых «нравственно увечными» сделало общество.

«Но среди этого мира нравственно увечных явлений,— пишет В. Г. Белинский, — изредка удаются истинно колос­сальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства. Натуры гениальные, не подозреваю­щие своей гениальности, они безжалостно убиваются бес­сознательным обществом, как очистительная жертва за его собственные грехи... Такова Татьяна Пушкина»

В. Г. Белинский всячески подчеркивает исключитель­ность главной героини: она — «натура глубокая, любящая, страстная», «не многосложная, но глубокая и сильная», цельная. «Татьяна — это редкий, прекрасный цветок, слу­чайно выросший в расселине дикой скалы». Она сумела сохранить естественность и простоту и «в самой искусствен­ности и уродливости формы, которую сообщила ей окружа­ющая ее действительность».

Но, рассматривая Татьяну сквозь призму революционно- демократических идеалов, ориентированных на эмансипиро­ванную женщину, В. Г. Белинский отмечает, что «ее ум ничем не был занят», да и вообще это был «неразвитый ум»; воображение Татьяны — «экзальтированное, аскетиче­ское», а фантазия — «дикая». Татьяна, по мнению В. Г. Бе­линского, «нравственный эмбрион».

«Неразвитость» Татьяны В. Г. Белинский объясняет социальными причинами и не раз это подчеркивает: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

Дворянское провинциальное общество, интересы кото­рого, по мнению В. Г. Белинского, исчерпывались «благо­разумным разговором о псарне, о вине, о сенокосе, о родне», не могло развить Татьяну. Перерождение ее из деревенской девочки в светскую даму подготовлено было чтением книг в кабинете Онегина: «в Татьяне наконец совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви», но это же, по мнению критика, «испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действи­тельности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, во глубине своей души».

«Пересоздание» Татьяны довершил «высший свет». Ни­чего особенно дурного В. Г. Белинский в «высшем свете» не видит, считая его даже явлением прогрессивным, но в данном случае светская мораль, «рабская боязнь обще­ственного мнения» превратили, по мысли В. Г. Белинского, и саму добродетель, верность супруже­скому долгу, «в профанацию чувства и чистоты женствен­ности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны».

Последнее — бесспорно. Но, ратуя за эмансипацию чувств, думая, что смирение Татьяны вызвано боязнью огласки и страхом светского суда, обвиняя Татьяну в без­нравственности, В. Г. Белинский, вероятно, упустил из вида, что Пушкин на все это смотрел иначе. Татьяна для Пушкина — воплощенная нравственность, «милый идеал»...

Увлеченный своими идеями, В. Г. Белинский этого не увидел.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4160061

Кто на сайте

Сейчас 32 гостей онлайн

 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ассоциация "Гильдия словесников"