Евгений Онегин, Владимир Ленский и Татьяна Ларина – три представителя молодого поколения России в романе. Основной прием, при помощи которого создаются их характеры, - прием контраста. Все они противопоставляются, во-первых, среде, в которой они вращаются, во-вторых, друг другу.
Онегин |
Ленский |
Татьяна |
«проза» и «лед» |
«стихи» и «пламя» |
«Милый идеал» автора |
Разочарованность в жизни и людях |
Вера в чистую дружбу и вечную любовь |
Искренняя, чистая, способная глубоко и преданно любить |
Скептицизм (недоверчивое, критичное отношение ко всему) |
Доверчивость к людям, восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность. |
Стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни. |
Приземленность, рассудочность |
Поэтичность натуры |
Интуиция, проницательность, природный ум |
Воспитание |
||
«Нерусский», т.к. воспитывался иностранцами, интересовался западно-европейской литературой. |
Летние годы прошли в провинциальной усадебной глуши, в близости к природе. В нем ярко выражена русская основа поэтически одаренной души, хотя и она подорвана западными романтическими влияниями, привезенными им из Германии. |
«Русская душою», потому что выросла в близости с народом, в атмосфере сказок, песен, гаданий и «преданий простонародной старины» |
Воспитывался «шутя» иностранцами-гувернёрами, которые не докучали «моралью строгой», «слегка» за шалости бранили и в Летний сад гулять водили и которых с легкостью выгоняли со двора. |
Воспитание получил в окружении патриархальных помещиков с их простодушием, хлебосольством, искренним доброжелательством. |
Воспитывалась доброй няней, простой русской крестьянкой, преданной душой своим господам |
Увлечения |
||
«наука страсти нежной», интересуется экономическими вопросами (хотя, возможно, потому что это модно) |
Философия и поэзия привлекают его |
Помощь бедным, смиренная молитва, которая «услаждает тоску волнуемой души» |
Суетная юность, напоминающая изо дня в день повторяющийся обряд |
Он – поэт. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...». Он вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. |
Уединение, сосредоточенность молчаливо дремлющей души |
Противоестественный образ жизни, когда утро обращается в полночь |
|
Жизнь Татьяны послушна ритмам природы и согласным с нею ритмам народной жизни |
Круг чтения |
||
«не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить»; ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита, Байрон и два-три романа, «в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». |
Увлечение Шиллером, Гете, «поклонник Канта и поэт» |
Ричардсон, Руссо, романы западно-европейских сентименталистов, герой в которых выступает «как совершенства образец» |
Отношение к любви |
||
С самой юности в любви он притворялся («как рано мог он лицемерить») |
Еще в отроческие годы он влюбился в Ольгу «как в наши лета уж не любят» и ничто не изменило этой любви: ни годы учения, ни чужеземные красы – душа его осталась прежней, той, что взросла в глуши патриархальных селений. |
Верит в идеальное счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного. Главное – не чувственная страсть, а глубокая духовная связь с любимым. |