Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 28

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 8
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и превосходстве стратегии и тактики. (2)Наполеон доказал это современникам своими блестящими победами почти во всех странах Европы. (3) Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (...) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская ар­мия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавале­рии, ни артиллерии армии Наполеона.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.

2)  Плохо оснащённая армия Наполеона, быстро передвигаясь, раздробляя и разъединяя вражеские армии, выигрывала сражения благодаря этой продуманной стратегии и тактике.

3)  Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику бы­стрых передвижений.

4)  Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.

5)  Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны именно благодаря так­тике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

следовательно         зато                прежде чем               вопреки этому                     так как

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова УДАР. Оп­ределите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УДАР, -а, м.

1)  Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока ( перен.).

2)  Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.

3)  Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из- под удара. Фланговый у. Штыковой у.

4)  перен. Тяжёлая неприятность, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.

5)  Кровоизлияние в мозг (устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намерЕние               снятА                        ненадОлго                ободренА                  бАнты

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Падающий парашютист испытывает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ воздуха. Единственный в мире музей ВЕЧНОЙ мерзлоты находится в Якутске. Каратели устроили ЖЕСТОКУЮ расправу над жителями Хатыни. Пассажирам, летящим на Дальний Восток, видны НЕОГЛЯДНЫЕ просторы тайги. У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели как в его ус­пехах, так и в потакании ему европейских государей ЗЛОСТНЫЙ заговор.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

гостил у БОЛГАР              нескольких ПАРТИЗАНОВ           килограмм МАКАРОН             ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ письмами    весёлые ШОФЁРЫ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)        Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя.

Б) Тарас Бульба сказал сыновьям, что поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами.

B)        Всем с детства знакома история Ма­угли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.

Г) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Д) Мы знаем писателей, благодаря кото­рых оживают страницы истории

1)        неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)        нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)        ошибка в построении предложения с однородными членами

5)        неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)        нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)        неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

пол…жжение                       спл...титься              сотв...рить                откл…ниваться        в…кзал

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…кричать, н…учить                   пр…ждать, р…зослать        пр…одолеть, пр..вратиться                   бе…конечный, ра…буженный

пр...зидиум, пр…стройка

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

продл…вать              удушл…вый             потч...вать                 ясен...вый                  атлетич...ский

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

назнача…мый           омыва…мый             распил…нная           отгоня...мый             скле…нная измен…шься

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

А.С. Пушкин скончался после трёх дней (не)выносимых мучений. (Не)долгой была жизнь великого российского поэта. До сих пор (не)установлен автор анонимных писем А.С. Пушкину. (Не)смотря на сильнейшую боль, поэт старался шутить, поддерживать домашних. После смерти А.С. Пушкина (не)известным автором было написано и распространено сти­хотворение «Смерть поэта».

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих лет физик Дмитрий Рябушинский, выходец из купеческой семьи, служил науке, ПРИ(ЧЁМ) его труды высоко ценились во Франции.

ПРИ(ТОМ) купеческом доме была, большая лавка, и дети ТАК(ЖЕ), как и взрослые, стоя­ли за прилавком.

(НИ)ЧТО не могло заставить купца нарушить данное им слово, (ПОТОМУ)ЧТО у купече­ства, как и у дворянства, существовали собственные представления о чести.

Сергей Петрович (НА)ПАМЯТЬ знал всего «Медного всадника» и мог (НА)ИЗУСТЬ прочи­тать любой фрагмент знаменитой поэмы.

В Москве купцы старались (С)МОЛОДУ сколотить своё состояние, чтобы (В)ПОСЛЕДСТВИИ перерасти в крупных промышленников. Надо было (ТОТ)ЧАС воз­вращаться домой, садиться за рояль и записывать проигранное на листках бумаги, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Дуэли проводились по строго установле(1)ым правилам, которые были зафиксиро­ваны в так называемых «дуэльных кодексах»; оскорблё(3)ый, как правило, обсуждал с секундантом тяжесть нанесё(4)ого ему оскорбления и характер поединка.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)   У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

2)   Всё остальное время ушло на откапывание избушек на сон да на выжидание погоды.

3)   Гостиный двор с жилыми и складскими помещениями обносили заборами и запира­ли на замок ворота.

4)   Говорливая толпа мужиков и баб шла за телегами и повозками.

5)   На небе весело играли лучиками первые звёзды и темнели небольшие кучевые облака.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Жаркий шум южного дня (1) покрытый тяжёлым вздохом пушки (2) на секунду при­жался к нагретым камням мостовых (3) и (4) снова вскинувшись над улицами (5) потёк в море широкой рекой.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Важные новости (1) наверняка (2) заинтересовали конкурентов Игнатова. Однако (3) они (4) вероятно (5) решили подождать и посмотреть, как будут разворачиваться собы­тия.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Приезжий (1) вид (2) которого (3) напугал детей (4) преспокойно расположился в гос­тиной на диване, ожидая хозяев.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Тигрица прислушалась(1) и (2) когда услышала тихое повизгивание детёнышей (3) одним прыжком оказалась там (4) откуда доносились эти звуки.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось весёлой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.

(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлека­тельную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие сущест­вуют жизненные перспективы.

(5)Первым делом я пошёл на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснётся во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если ещё мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперимен­ты, и если мне помогут дорисовать образ учёного-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения. (8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришёл. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы — это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.

(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними гу­бами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там ещё и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель, как заведённый, ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочине­ния или контрольной работы.

(20)— Вот и всё! — сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. — (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятель­но. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждём, и у нас вам будет очень интересно.

(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?

(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть учё­ный. (32)Там не было никого, похожего на Паганеля. (ЗЗ)Всё было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.

(По Е. Гришковцу)

Евгений Валерьевич Гришковец (род. в 1976 г.) — драматург, режиссёр, актёр, писатель.

 

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  В университете рассказчик почувствовал, что увлечение биологией проснулось в нём с прежней силой.

2)  Ученикам в университете увлекательно и интересно рассказали о профессии биолога.

3)  Рассказчик многого ожидал от посещения биологического факультета.

4)  Рассказчик не встретил в университете ни одного человека, который совпадал бы с его представлением о том, как должен выглядеть учёный-биолог.

5)  Рассказчик после интереснейшей экскурсии по лабораториям биологического факуль­тета твёрдо решил стать учёным-биологом.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)                 В предложениях 16-17 представлено описание.

2)                  В предложениях 28-34 представлено рассуждение.

3)                  Предложения 31-33 поясняют суждение, высказанное в предложении 27.

4)                  В предложениях 1-4 содержится повествование.

5)                  Предложения 16-17 противопоставлены по содержанию.

 

22. Из предложений 31—34 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союзов и наречия. Напишите номер этого предложения

 

24. «Недоброжелательное отношение сотрудницы института к будущим абитуриентам передаёт такое синтаксическое средство, как (А) ____ (предложение 13), а троп (Б) ______ («беглый показ») усиливает это впечатление. Может быть, именно поэтому рассказчик не увидел ничего интересного во время экскурсии, и (В)_____ (предложение 19) подчёркивает обыденность происходящего. Его попытку разобраться в своих впечатлениях от увиденного отражает речевой приём (Г) ______ (предложения 27—33)».

 

Список терминов:

1)         гипербола

2)         метафора

3)         фразеологизм

4)         вопросно-ответная форма изложения

5)         сравнение

6)         эпитет

7)         анафора

8)         парцелляция

9)         ряд однородных членов

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 28.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 28.docx[ ]34 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3498717

Кто на сайте

Сейчас 70 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru