Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 24

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Haдо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще и выражен короче, потому что сложный тезис намечает несколько мыслей, а значит, несколько пунктов разногласий. (2)Составные тезисы вносят в спор крайнюю запутан­ность, сбивчивость и неопределённость. (3) <...>, встретившись с ними, необхо­димо сейчас же расчленить их на составные элементарные суждения и рассмат­ривать каждый пункт разногласия отдельно.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)  Простой и короткий тезис содержит одну мысль, он лучше составного.

2)  Разногласия в споре могут возникнуть из-за сложности тезиса, намечающего несколь­ко мыслей.

3)  Так как сложные тезисы, содержащие несколько мыслей, вносят в спор крайнюю за­путанность, сбивчивость и неопределённость, то их лучше расчленить на составные элементарные суждения и рассматривать каждый пункт разногласия отдельно.

4)  В споре доказательство тезиса, сформулированного в форме простого предложения, вы­страивается и воспринимается яснее, поэтому нужно составные тезисы расчленять на эле­ментарные суждения.

5)  Чтобы мысли не были запутанны, сбивчивы и неопределённы, надо всячески стараться, чтобы тезис был возможно проще.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Выпишите это слово.

Поэтому        Вопреки этому        Однако         Во-первых                Дай

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ПУНКТ. Определите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

ПУНКТ, -а, м.

1)  Определённое место на земной поверхности. П. пересечения дорог. Стратегический п. Населённый п. (город, посёлок и т.п.).

2)  Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицин­ский п. Переговорный п. Приёмный п.

3)  Раздел официального документа или какого-л. текста, обозначаемый номером или бу­квой. П. договора. Перечислить основные п. доклада. П. обвинения.

4)  Вопрос, тема, предмет (внимания, рассуждения). Не сойтись в каком-л. п. П. разно­гласий. Разойтись по трём п.

5)  Отдельный момент в развитии чего-л. Кульминационный п. Переломный п. в истории. Отправной п. умозаключений. Поворотный пункт войны.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

шарфЫ         красИвее                  экспЕрт                    ненадОлго                свЁкла

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРАЗДНАЯ жизнь до добра не доводит.

Самодовольная, СЫТАЯ физиономия собеседника вызывала раздражение.

Шкура овечья, да душа ЧЕЛОВЕЧЬЯ.

Он с трудом ОТЛИЧАЛ оттенки бежевого цвета.

В связи с освобождением советскими войсками городов Орёл и Белгород 5 августа 1943 года по приказу ВЕРХОВНОГО Главнокомандующего в Москве был впервые произведён артиллерийский салют.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ехать без ПРОМЕДЛЕНИЙ                       без зимних САПОГ                         пойти без ЧУЛОК

к ШЕСТИСТАМ экземплярам                   ПРОПОВЕДУЕТ истины

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Сборник «Донские рассказы» Шоло­хова потрясли меня до глубины ду­ши.

Б) Вопреки предостережения Максима Максимыча Бэла всё-таки вышла за пределы крепости.

В) М.Ю. Лермонтов пишет в своём сти­хотворении, что «не жду от жизни ничего я».

Г) Читая об убийстве старухи- процентщицы, волосы стояли дыбом.

Д) В соревнованиях принимали участие как ветераны спорта, а также пока ещё никому не известные молодые легкоатлеты

1)       неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)        нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3)        ошибка в построении предложения с однородными членами

4)        неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5)        неправильное построение предложения с косвенной речью

6)        нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)        нарушение связи между подлежащим и сказуемым

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

эк…логия                  прот...рает                 ум...реть                     ф...гура                      ск…чок

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в...рыхлить, мировоззрение                       з…рисовка, от…брать

пр…вилегия, пр...добрый                          пре..военный, о...бирать                 пр…чуды, пр…одоление

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

врач.,. вать                син…ватый               влюбч...вый              никел…вый              гор… вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

остав...вший              украш...нный                        срубл...нный             раска...тся                  омыва…мый

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)возможно равнодушно смотреть на картины А.И. Куинджи. (Не)распаханная степь простиралась до самого горизонта. Многого в жизни ему (не)доставало.

(Не)вероятная красота картины Куинджи поразила великого князя Константина Кон­стантиновича.

Отнюдь (не)просто начиналась жизнь Куинджи, будущего автора картины «Лунная ночь на Днепре».

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Художник мечтал о том, ЧТО(БЫ) картина передавала неповторимое очарование ночи, а (ПО)ТОМУ экспериментировал с её освещением.

(ПО)ПРИЧИНЕ невероятного воздействия картины на зрителей, а ТАК(ЖЕ) её необъяс­нимой магии Куинджи суеверно обвиняли в связи с нечистой силой.

(В)ОТЛИЧИЕ от Репина Куинджи не писал больших эпических полотен, ЗА(ТО) просла­вился как мастер пейзажной живописи.

(ПО)ТОМУ, как (В)ТЕЧЕНИЕ продолжительного времени восторженно отзывались в пе­чати о картине «Лунная ночь на Днепре», можно судить о мастерстве этого скромного ху­дожника.

Посетители выставки (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгого времени пытались заглянуть за холст с обратной стороны, ЧТО(БЫ) увидеть спрятанную там лампочку или свечу.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Картины Крамского были купле(1)ы П.М. Третьяковым и позже выставле(2)ы на всеобщее обозрение почте(3)ейшей публике, восторже(4)о принявшей это решение.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1)  Настоящий художник по-своему воспроизводит и толкует действительность.

2)  Шести лет Архип остался сиротой и рано познал нужду и голод.

3)  На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание

4)  Архип Иванович лично находил необходимые дли красок вещества изобретал новые составы и добивался нужного эффекта.

5)  Его учениками и горячими поклонниками были Николай Константинович Рерих и Аркадий Александрович Рылов.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Рисуя свой идеальный мир (1) А.И. Куинджи воспринимает жизнь (2) как благо (3) дарующее человеку красоту и радость впечатлений (4) позволяющих творить неус­танно.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. В картине «Лунная ночь на Днепре» публику (1) буквально (2) приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди (3) по словам Репина (4) в «молитвенной тишине стоявшие перед полотном Куинджи, выходили из зала со слезами на глазах».

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Куинджи продолжал писать и преподавать в Академии художеств (1) в пейзажном классе (2) из стен (3) которого (4) вышли многие выдающиеся мастера.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. А.И. Куинджи велел задрапировать окна в выставочном зале (1) зная (2) что (3) (ко­гда) картину увидят (4) в сфокусированном на ней луче электрического света (5) то эф­фект лунного сияния проявится в полной мере.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (З)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.

(4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, кото­рую получали редко. (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая дере­вянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая...

(7)Я   засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заме­тил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачёрпывать-то он зачёрпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(9)В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта». (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнёт обратно, шлёпнется в коте­лок, рукою мне хотелось её сцапать — ив рот!

(14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, заве­зёшь по лбу ложкой, ну, может, пнёшь и скажешь: «Шакал!*

(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древ­него городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое виде­ние — белая макаронина...

(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины дав­но уж на свете нет... (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — ив глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снис­ходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на рав­ные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.

(23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиныпе.

(24) Напарник  мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, об­лизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне все­сокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по ко­телку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравст­венного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

(По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — крупный советский и российский писатель, участник Великой Отечественной войны. Важнейшие темы творчества В.П.Астафьева — во­енно-патриотическая и деревенская.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Пожилой солдат откровенно презирал рассказчика за его малодушие и жадность.

2)  Пожилого бойца отличает бескорыстная уступчивость, снисходительность, способность жертвовать своими интересами.

3)  Голод превратил молодого солдата в жадное и озлобленное существо.

4)  Бойцы на фронте часто получали горячую еду.

5)  Рассказчик спокойно отнёсся к тому, что пожилой боец дал ему возможность съесть больше.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)                  В предложении 6 представлено рассуждение.

2)                  Предложения 9-11 содержат описательный фрагмент.

3)                  Предложения 13-14 содержат эмоционально-оценочное суждение рассказчика по по­воду того, что высказывается в предложении 12.

4)                  Предложения 22-23 содержат повествование с элементами рассуждения.

5)                  В предложениях 1-2 содержится рассуждение.

 

22. Из предложений 4-6 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 16-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения

24. «Внутреннее состояние рассказчика, молодого бойца, который был очень голоден и бо­ялся, что его напарник будет «злоупотреблять» своей ложкой, передают лексические средства: (А) _____(предложение 6) и (Б)________________________ («хоте­лось сцапать» в предложении 13), а такое синтаксическое средство, как (В)______________________ (предложения 14—15), лишь усиливает психологическую глу­бину переживаний. Синтаксический приём (Г)___ (предложения 9—11) позволяет увидеть причину терзаний молодого солдата».

Список терминов:

1)                  парцелляция

2)                  градация

3)                  вопросно-ответная форма изложения

4)                  фразеологизм

5)                  ряд однородных членов

6)                  разговорная и просторечная лексика

7)                  метафора

8)                  синтаксический параллелизм

9)                  диалектизм

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 24.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 24.docx[ ]35 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4270209

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ

Ассоциация "Гильдия словесников"