Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

«Финист – Ясный Сокол»: выражение нравственного идеала в сказке.

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Второй урок по сказке "Финист Ясный Сокол".
Используется моделирование, чтобы выйти через систему образов на проблему.
Приходим к следующему выводу: сказка уже с первых строк задается вопросом: что есть зло, а что есть добро в этой жизни? И с первых строк как бы предупреждает: не все просто в жизни. Не всегда легко распознать, где добро, где зло, потому что и добро, и зло частенько воплощаются в обычных людях, которые живут вместе, рядом, в одной семье, рождены от одних родителей. В человеке могут совмещаться и дурные и хорошие качества.

Сценарий урока                                          

- Как вы понимаете слово «герой»? (тот, кто совершает героические поступки, подвиги.)

(У Даля: герой, героиня – витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин, а также доблестный сподвижник вообще, в войне и в миру, самоотверженец; подвиг – доблестный поступок, дело, или важное, славное деяние).

- Кого в сказке «Финист-ясный сокол» можно назвать героем? Можно ли Финиста назвать героем или он сюжетный персонаж, помогающий героям раскрыться? Какого его роль в сказке? (он позвал Марьюшку в дорогу, где она проходит через разные испытания).

- А что испытывается прежде всего? (любовь)

- Получается, это сказка о любви? Любовь – тема этой сказки.

- А какие вопросы задает эта русская народная сказка? Какие проблемы затрагивает?

Проблема – основной вопрос, поставленный в литературном произведении. Он может иметь ответ или оставаться нерешенным.

(домашняя подготовка ребят)

- Давайте более внимательно посмотрим на сказку. Мы с вами уже знаем, что проблема раскрывается через систему образов и описание событий. Чтобы нам легче было представить ситуацию, обратимся вновь к моделированию – попробуем схематично изобразить систему образов этой сказки  (см. Приложение во вложениях).

- Обратимся к самому началу сказки, где показан мир семьи (Чтение начала сказки).

- Какие  черты характера подчеркиваются в Марьюшке? (скромность, трудолюбие, нежность, доброта, самоотверженность).

- А в сестрах? (завистливость, жадность, тяга к материальным ценностям).

- А какая характеристика дает оценку этим сторонам характера? (Марьюшка – красавица писаная, сестры – некрасивые, сколько бы они ни белились, ни румянились да в обновки ни наряжались).

- Таким образом, сказка уже с первых строк задается вопросом: что есть зло, а что есть добро в этой жизни? И с первых строк как бы предупреждает: не все просто в жизни. Не всегда легко распознать, где добро, где зло, потому что и добро, и зло частенько воплощаются в обычных людях, которые живут вместе, рядом, в одной семье, рождены от одних родителей. В человеке могут совмещаться и дурные и хорошие качества. Значит, какая проблема рассматривается в этой сказке? (проблема добра и зла).

- Почему Марьюшка добивается своей цели, кто ей помогал и что ей помогало? (опосредованно через отца помог старенький старичок, помогли три сестры - Бабы-Яги)

- Они представители какого мира? (чужого)

- А если бы Марьюшка не была упорной и самоотверженной в поисках Финиста, достигла ли бы она цели?

- Значит, не только помощники, но и собственное упорство и самоотверженность Марьюшки ей помогли.

Вывод: человек сам строит свое счастье, добивается его трудом, упорством, самоотверженностью.

- А зачем в сказке появилась царица? Она из какого мира: «своего» или «чужого»? (чужого, так как она умеет усыпить Финиста).  Какое состязание между двумя соперницами происходит? Как эти соперничество характеризует царицу-волшебницу? (она ради чудесных, красивых вещей – в сущности, ради безделушек - готова продать своего мужа). Вот почему Финист задает вопрос народу: «Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает или обманывает?»

- Запись в тетради: «Сказка «Финист-ясный сокол» учит: добро – это скромность, трудолюбие, нежность, доброта, самоотверженность. Зло – это завистливость, жадность, тяга к материальным ценностям, корыстолюбие, продажность. Зло может таиться  и в близких людях, а чужие люди, если ты добр с ними, могут помочь тебе в беде. Но главное надо помнить: человек сам строит свое счастье, настойчиво добивается его. А главное добро в жизни – любовь».

Видите, какая мудрая сказка.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4365720

Кто на сайте

Сейчас 16 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

Виртуальный музей литературных героев.

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

К уроку литературы на других сайтах



Раздел "Литература"

Педагогическая библиотека

Раздел "Филология"

Русский филологический портал

http://www.philology.ru/

Наталья Беляева
Уроки постижения
лирики

на сайте http://www.pereplet.ru

Русская литература

Ассоциация "Гильдия словесников"