Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 20

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 14
ХудшийЛучший 

Вариант 20 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э., 2790 лет назад. (2)<...> спорт родился значительно раньше: ещё за два века до открытия первых игр в священной Олимпии был создан первый сохранившийся в мировой литературе от­чёт о спортивном соревновании. (З)Это было описание игр, происходивших на ис­ходе Троянской войны, оно вошло в предпоследнюю, двадцать третью песнь «Илиады» Гомера, и прообразом этих эпических соревнований, безусловно, послу­жили вполне реальные соревнования гомеровского времени.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Первые Олимпийские игры прошли ещё в глубокой древности — в 776 году до н.э., 2790 лет назад.

2)  Первое сохранившееся в мировой литературе повествование о спортивном соревнова­нии вошло в поэму Гомера «Илиада».

3)  Реальные спортивные соревнования, происходившие на исходе Троянской войны, описаны в поэме Гомера.

4)  Спорт родился за два века до открытия первой Олимпиады, что подтверждается описани­ем в поэме Гомера «Илиада» первых спортивных соревнований на исходе Троянской войны.

5)  О рождении спорта в древности свидетельствуют страницы поэмы Гомера «Илиада», где описаны спортивные соревнования, проведённые на исходе Троянской войны, — за два века до первых Олимпийских игр.

 

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

поэтому                      даже             но            вопреки этому       во-первых

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСХОД. Определите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении тек­ста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте сло­варной статьи.

ИСХОД, -а, м.

1)  Выход откуда-л. И. из подземелья.

2)  Способ разрешить какое-л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благопо­лучный и. Найти и. из создавшегося положения. Единственно правильный и.

3)  Окончание, завершение, конец; результат чего-л. И. дела. И. боя. И. операции. Счаст­ливый и. предприятия, дела. В исходе, на исходе (в конце чего-л.). На исходе вторых суток. На исходе дня.

4)  [с прописной буквы] Религ. Вторая книга Ветхого Завета (содержит предания о жизни евреев в Египте и уходе оттуда, вручении Моисею десяти заповедей и др.).

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

срЕдства        тамОжня        слИвовый      взялАсь          клалА

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В БЫВАЛЫЕ времена блины «изволила кушать» вся Москва — от последнего бедняка на Хитровом рынке до управляющего Москвой.

Первое УПОМИНАНИЕ о Новгороде Великом появилось в «Повести временных лет» в 859 году, 1150 лет назад.

Согласно вавилонскому календарю, продолжительность года составляла 360 дней — именно столько раз, по наблюдениям древних астрономов, солнечный диск укладывался на ГОДИЧНОМ пути светила.

Посадку растений с закрытой КОРНЕВОЙ системой проводят в любой период с весны до осени.

Природные богатства, а также обилие леса и удобные подъездные пути способствовали развитию в этих местах СТЕКОЛЬНОГО и железоделательного производств.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЖИ на стол                           домашняя ТУФЛЯ

ДВОЕ ножниц                                 ЖГЁТ хворост                                  около ПОЛУТОРАСТА рублей

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В книге «Свете и цвете в природе» М. Миннарта объясняется психологиче­ский эффект: кажущаяся сплюсну­тость небесного свода. Путешествуя по Китаю, огромный интерес у учёного Алексеева вызвал китайский фольклор. Абрикос всегда считался южани­ном, однако благодаря стараний се­лекционеров это дерево неплохо рас­тёт и даёт плоды в подмосковных садах.

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, что «никогда не употребляйте иностранных слов, рус­ский язык так богат игибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Те, кто владеет информацией, владеет ситуацией и имеет преимущество пе­ред конкурентами — таким принци­пом руководствуются все без исключе­ния предприятия — участники рынка

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)          нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)          нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложе­ния с деепричастным оборотом

6)            нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложе­ния с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

р…сурсный                                                                пр…гнозировать

страт… гический                                                       восприн…мать                  вод ор…слевый

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...бежище, пр…берёг                   пр...ободрил, пр...злой

о...жиматься, на...пись                     ра...бег, бе...следно                                      от…йти, ра…ослать

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

аскетич…ский          приветл…вый          кальци…вый            комфортаб…льный              камеш…к

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заезж…нный             обиж…нный                         общезнач…мый                   сомнева...шься          увлека...мый

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Травяные чаи правильнее было бы называть (не)чаями, а травяными напитками, по­скольку в них или очень мало, или совсем нет чайного листа.

В журнале «Наука и жизнь» (не)раз публиковались статьи о достижениях генной инже­нерии.

Учёные всего мира до сих пор пытаются понять, является ли Туринская плащаница (не)рукотворным произведением или полотном художника.

Деньги (а точнее, денежные знаки — монеты и купюры) (не)только средство платежа, но и культурное наследие человечества, архив его исторической памяти.

Возможно, пауки — (не)самые привлекательные создания, но их творение — паутина — вызывает у энтомологов восхищение.

 

13. Напишите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

К моменту наступления зимы листья (ЗА)ЧАСТУЮ остаются на побегах и древесина, осо­бенно в верхней части побегов, не успевает (ДО)КОНЦА вызреть.

ТАК(ЖЕ) открытым остаётся вопрос, (НА)СКОЛЬКО вредны для живых объектов мо­бильные телефоны.

Хочется, ЧТО(БЫ) затянувшееся «средневековье» в области лечения вирусных заболева­ний НАКОНЕЦ(ТО) ушло в прошлое.

Любая реформа болезненна, ПОТОМУ(ЧТО) общественное мнение инерционно, но образо­вательная реформа болезненна (В)ДВОЙНЕ: слишком много интересов пересекается в об­ласти образования.

(НЕ)СМОТРЯ на обоснованность страхов по поводу новой всемирной пандемии лихорадки Эбола, учёным ещё, (ПО)ВИДИМОМУ, только предстоит выяснить природу этого заболе­вания.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Один из видов чтения — углублё(1)ое — предполагает глубокое усвоение прочита(2)ого, осмысле(3)ого и сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если информация зафиксирова(4)а не только в памяти, но и на бумаге.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую.

1)  Рациональное чтение предполагает не только прямой отбор полезной информации но и осмысление этой информации.

2)  Изменение освещения делало пейзаж то солнечно-жёлтым то серо-сиреневым.

3)  Какая-то духовная открытость и приветливость отличают это великолепно исполнен­ное полотно.

4)  Сам поэт был то задумчив то смешлив то резок и вспыльчив то дружелюбен и мягок.

5)  Кипренский не только чтил в Пушкине поэта но и боготворил его как человека как друга.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Самоценность чувства прекрасного (1) владевшего художником (2) невольно освети­ла (3) созданный им (4) портрет, хотя далеко не каждый персонаж из этой галереи на­поминает классический идеал красоты.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Национальный язык (1) конечно (2) неоднороден по своему составу. Существуют (3) например (4) заметные различия в речи представителей разных слоев общества, в раз­ных ситуациях общения используются разные языковые средства.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Во времена М.Ю. Лермонтова (1) колокольня Ивана Великого была самым высоким зда­нием в городе (2) любовь (3) к которому (4) поэт выразил в поэме «Сашка» тремя исчерпы­вающими словами: «сильно, пламенно и нежно».

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лечение заболевших растений химическими препаратами в комнатных условиях не рекомендуется (1) поскольку нет ни одного разрешённого для домашнего пользования пестицида (2) и поэтому (3) если вы хоть немного заботитесь о своём здоровье (4) не сле­дует применять химикаты в закрытом помещении.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Шура был очень способный: литература и математика, химия и история, музыка и ри­сование — всё давалось ему удивительно легко. (2)«Особые склонности проявляет к точным и гуманитарным наукам», — из года в год писали в его характеристике. (3)Анна Ивановна всегда говорила, что побаивается этих разносторонних способностей: плохо, если человек не умеет со­средоточить свои желания и стремления на чём-нибудь одном. (4)«Как бы дилетантом не стал — всего понемножку», — волновалась она. (5)Но в выпускном классе Шура заявил, что будет учителем, и стоял на этом твёрдо. (6)«Такой способный — и учителем! — говорили многие. — (7)Да ведь для тебя все двери открыты — с такими способностями иди куда хочешь, хоть в про­фессора, хоть в артисты». — (8)«Вот и хорошо, если есть способности, — спокойно отвечал Шу­ра. — (9)Кому их и иметь, если не учителю».

(10)Я думаю, это решение у него сложилось так же, как и у меня: мы очень любили Анну Ивановну. (11)С самого детства она была для нас тем человеком, на которого хотелось походить во всём.

(12)«3наешь, — часто говорил Щура, — ведь всякое бывает настроение. (13)Иной раз ка­жется: всё у меня плохо и никогда ничего хорошего не будет... (14)Приду к ней, посижу немно­го — и ухожу так, словно всё хорошо и ничего плохого не было. (15)Тепло около неё! (16)Тепло и ясно. (17)Умеет она создавать вокруг себя такой особый климат. (18)Завидное качество — нам бы так!»

(19)У самого Шуры характер был совсем иной. (20)Его далеко не все любили в классе. (21)Многим досаждал его насмешливый, острый язык; это был уже не юмор, как у Анны Ива­новны, а ирония — и презлая. (22)Но Анна Ивановна говорила: «Он у нас как черепаха — пан­цирь жёсткий, а внутри мягко». (23)И это было верно. (24)С теми, к кому Шура привязывался, с кем он дружил, он умел быть очень сердечным и братски ласковым.

(25)Мы окончили десятый класс накануне войны. (26)Я поехала с братом в Ленинград. (27)Шура собирался с туристами на Кавказ. (28)Только путь его привёл не на Кавказ, а в Горьковское артиллерийское училище и оттуда через полгода — на фронт. (29)Мы знали только, что Шура жив и находится где-то на Украине. (30)И вот он здесь, у меня. (31)Что же с ним было? (32)Фронт. (33)Окружение под Киевом. (34)Полтора года в партизанском отряде на Украине. (З5)Ранение, госпиталь, снова фронт. (36)Он не умеет или не хочет рассказывать подробности.

(37)Я очень рада ему.

—   (38)Меня уже приняли на заочный математический.

—   (39)Какого института?

—    (40)Киевского педагогического. (41)Видела бы ты, что там у нас делается! (42)Школы были почти все разрушены. (43)Да и там, где уцелели, ничего нет, одни стены. (44)Во многих местах ребята сами штукатурили, красили, печи клали — всё своими руками. (45)Какие чудес­ные ребята, если б ты только видела!

(46)А в одном селе была любопытная история. (47)Там тоже сами ребята своими руками подняли школу. (48)Больше всего тосковали о книгах — в это время каждая печатная странич­ка была на вес золота. (49)И вот в один поистине прекрасный день приходит посылка. (50)Ни на чьё имя — просто в такую-то школу. (51)Открывают посылку — книги! (52)Да какие! (53)Гоголь, Чехов, Белинский, Добролюбов, «Тихий Дон», «Молодая гвардия» — словом, на­званий двадцать, и всё самое нужное. (54)Откуда? (55)Ничего не известно.

(56)Месяца через два опять посылка с книгами. (57)И так весь год. (58)И только совсем недавно выяснилось: эту школу окончила одна девочка, которая потом поехала в Москву к род­ным и рассказала, как ребята восстанавливали школу и как у них плохо с книгами. (59)А её дядя — инженер, большой любитель книг, у него прекрасная библиотека. (60)Вот он и стал по­сылать им посылки.

—    (61)Я тебя совсем заговорил! — спохватился он. — (62)Ты никуда не уезжала, всё вре­мя была в Москве?

—   (63)Всё время. (64)Дежурила на крыше, гасила зажигалки — этим тебя не удивишь.

—   (65)Удивляться я не разучился...

(66)Кажется, я начала понимать перемену в Шуре. (67)Прежде он очень редко, даже с ближайшими друзьями, мог говорить так горячо, так открыто. (68)А теперь черепашьего пан­циря, о котором когда-то так метко сказала Анна Ивановна, больше не было (69)«А ведь он очень добрый», — подумала я. (70)0н не стал добрее, нет, он всегда был та­ким, но теперь он не стеснялся этого.

(По Ф. Вигдоровой)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) — писатель, журналист, публицист. Рабо­та в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимаяулица».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Учительница Анна Ивановна была любима учениками и была для них примером во всём.

2)  Оканчивая школу, герой рассказа Шура твёрдо решил стать учителем именно благо­даря примеру Анны Ивановны.

3)  В годы Великой Отечественно войны Шура воевал, защищая Родину, был ранен, по­пал в окружение, сражался в партизанском отряде, потом снова был на фронте.

4)  Шура окончил педагогический институт в Киеве, готовился преподавать математику, но этим планам помешала война.

5)  Война повлияла на характер Шуры: он стал более суровый, закрытый, малообщитель­ный.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 12-18 содержится пояснение того, что утверждается в предложении 11.

2)  Предложение 21 поясняет содержание предложения 20.

3)  В предложениях 25-28 представлено повествование.

4)  В предложениях 46-51 представлено рассуждение.

5)  В предложениях 66-68 перечислены последовательно происходящие события.

 

22. Из предложений 66-68 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 19-24 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «К своему однокласснику Шуре рассказчица относится очень тепло. Она замечает измене­ния, которые произошли в его характере, что выражено в тексте с помощью разнообраз­ных средств выразительности. Открытость Шуры подчёркивает такая форма речи, как (А) _______(предложения 61-65), а его внимание к ребятам, восстанавливающим школу, подчёркивают синтаксические средства выразительности: (Б) _____  (в предложении 44), (В) ___________ (предложения 41, 45). Выбор Шурой профессии не случа­ен, об этом свидетельствует и его отношение к ребятам, выраженное в его речи с помощью такого тропа, как (Г) ______ («чудесные ребята» в предложении 45)».

Список терминов: 1) разговорные слова 2) метафора   3) книжные слова      4) вводные слова

5) восклицательные предложения               6) диалог        7) вопросительное предложение

8) ряд однородных членов предложения                9) эпитет

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 20.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 20.docx[ ]37 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3394243

Кто на сайте

Сейчас 60 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru