Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 16

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 17
ХудшийЛучший 

Вариант 16 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)         Звёзды, по мнению большинства астрономов, возникли (и продолжают рож­даться сейчас в нашей и других галактиках) из сжимающихся облаков газа и пыли.

(2)         <...>    образуются не настоящие звёзды, а их зародыши — «протозвёзды», похо­жие на шаровые облака газа; газовый шар может превратиться в настоящую звезду тогда, когда внутри него заработает «звёздный» источник энергии. (З)Такой «кос­тёр» начинает гореть не сразу, нужно, чтобы внутри сжимающейся «протозвёзды» температура повысилась хотя бы до десяти миллионов градусов, и тогда зародыш превратится в настоящую звезду, которая будет долгое время светить благодаря заработавшему в её центре надёжному источнику энергии.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  По мнению большинства астрономов, звёзды возникли из сжимающихся облаков газа и пыли.

2)  «Протозвёзды», похожие на шаровые облака газа, — зародыши настоящих звёзд, спо­собные превратиться в настоящую звезду только при появлении внутри любого источ­ника энергии.

3)  При условии повышения температуры внутри сжимающейся «протозвёзды» хотя бы до десяти миллионов градусов иногда происходит превращение «протозвёзды» в на­стоящую звезду.

4)  Звёзды, возникшие из сжимающихся облаков газа и пыли, проходят в своём развитии стадию «протозвёзды», которая становится звездой после появления в её центре в связи с повышением температуры мощного источника энергии.

5)  «Протозвезда» - зародыш звезды - после повышения температуры в её центре и появ­ления в связи с этим мощного источника энергии становится настоящей звездой.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому        Сначала          Следовательно                      Так что                      Вопреки этому

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) пред­ложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а, м.

1)  Естественный выход подземных вод на поверхность земли; родник, ключ. Горячий и. Серный и. Минеральный, целебный и. Брать воду из источника.

2)  То, что даёт начало чему-л., служит основой для чего-л. И. повышения доходов. Ис­точники сырья. И. света. И. жизни. Неисчерпаемый и. чего-л.

3)  Тот, кто (то, что) даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. И. всех сплетен и слу­хов. И. информации. Ненадёжный и. Сведения из верного источника.

4)  Письменный памятник, документ, используемый при научном исследовании. Опи­раться на источники. Использовать все доступные источники. Доскональное знание источников. И. истории. Древнейший и.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

граждАнство              плодоносИть             мЕстностей                черпАть          мозаИчный

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

Выбравшись на весеннее солнце и совершив первый свой облёт, ПАМЯТЛИВЫЕ пчёлы могут направиться туда, где они находились в прошлом году — на прежнюю пасеку. Для покупки диска можно оформить заказ в интернет-магазине, скачать квитанцию, ЗАПОЛНИТЬ её с учётом стоимости доставки и оплатить в Сбербанке.

ОТБОРОЧНЫЕ деревья шли на строительство кораблей первого российского флота, на сваях из старорусских дубов вырастали и многие первые здания Санкт-Петербурга. Материальные следы вместе с реконструированным древним миром создают ЦЕЛЬНЫЙ образ геологической истории планеты.

При Министерстве внутренних дел существовал отдел по нуждам ПОМЕСТНОГО дворян­ства.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

прозрачного ТЮЛЯ                          ДЕВЯНОСТАМИ учениками

несколько БЛЮДЕЦ              рота СОЛДАТ                                                          ИХ план

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)           Рисуя в народной традиции, приме­няется её приём наносить рисунок « на глазок ».

Б) В книге «Рассказах о самоцветах» академик А.Е. Ферсман пишет о мраморе Крыма из окрестностей Балаклавы.

B)           Ясно, что те, кто в детстве был выше сверстников, будет и в дальнейшем выделяться своим ростом.

Г) Благодаря внедрения достижений на­учно-технической революции даже пересадка органов стала почти рутин­ной операцией.

Д) Русский писатель Антон Павлович Чехов предупреждал, что «берегись изысканного языка, язык должен быть прост и изящен».

1)          неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)          нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)          нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)          ошибка в построении предложения с однородными членами

5)          неправильное построение предложе­ния с деепричастным оборотом

6)          нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)          неправильное построение предложе­ния с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

м…нолитныи      прик…сновение    пр…зидент     предпол…гать           экон…мический

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...пасать, пр…града                                  пр...низкий, пр...клеил

о…делка, пре...писать                                  р...зобрал, пон..чалу                         бе…душный, ра...цвет

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

косметич…ский         воробыш...к               натри..вый                  рентаб…льный          выносл…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

настраива.. .шься       неслыш…мый            усил…нный    промасл…нный                     осваива...мый

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Большинство садоводов знают жимолость каприфоль и жимолость татарскую, но есть множество других её видов, (не)менее красивых и неприхотливых.

Жизнь Петра Первого, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, интересует (не)вероятное количество людей.

Платон в своих текстах (не)раз подчеркивает, что рассказы об Атлантиде — это правдивое повествование об исторических событиях.

Перечень электрооборудования автомобилей, которые выпускали всего лет десять — пят­надцать назад, был (не)слишком длинным.

Физика ядра и элементарных частиц добилась больших успехов (не)только в познании микромира, но и в развитии методов исследования.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Видно, (НА)СКОЛЬКО эксцентрична орбита Марса, (ПО)ВИДИМОМУ, именно поэтому между нашими планетами во время противостояний неодинаковые расстояния. ЧТО(БЫ) зарегистрировать право собственности на КАКОЕ(ЛИБО) недвижимое имуще­ство, необходимо выяснить, что же представляет собой это имущество. Игры, в которых известна (ЗА)ЧАСТУЮ вся информация о позиции соперников, назы­ваются играми с полной информацией, (НА)ПРИМЕР шахматы.

Делать добро другим значит делать добро себе самому, ПОТОМУ(ЧТО) так приобретается право на любовь и уважение других, а (В)МЕСТЕ с этим и право на их помощь. Электрон — не шарик, а некоторая КАК(БЫ) размытая в пространстве электрическая субстанция, движение которой представляет собой в ТО(ЖЕ) время распространение вол­ны.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Сам процесс мышления до конца ещё не позна(1). Учё(2)ые считают, что в речевом мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобще(3)ы существе(4)ые свойства явлений.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую.

1)  Ягоды черной смородины могут быть не только чёрными но и синими бурыми и даже зелёными.

2)  Это растение не только красивое но и морозостойкое.

3)  В смешанном лесу среди зарослей сныти и крапивы скрываются малинники и еже­вичники.

4)  В начале XXI столетия невозможно представить жизнь без Интернета мобильного те­лефона электронной почты книг и газет и указателей и потока информации.

5)  И всё же ни латинский ни греческий алфавит не соответствовал звуковой палитре сла­вянского языка.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

М.Ю. Лермонтов (1) наделённый даром слова и зорким глазом живописца (2) описал (3) открывшуюся ему с колокольни Ивана Великого (4) панораму любимого города.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятыеНе следует (1) конечно (2) избегать иноязычных слов только потому, что они иностран­ные. Многие из них (3) возможно (4) более точно и ярко отражают сущность обозначаемого предмета или явления.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гиппократ (1) труды (2) которого (3) являются исчерпывающим обзором медицин­ских знаний V века до н.э. (4) ценил мёд как лекарственное средство.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Озон — сильнейший окислитель (1) и (2) если в малых дозах он весьма полезен (3) по­скольку убивает микробов (4) то в больших способен приносить здоровью человека нема­лый вред.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Я единственный внук, и дедушка меня любит. (2)Я его тоже очень люблю. (3)Он осенил моё детство добрыми воспоминаниями. (4)Они до сих пор волнуют и трогают меня. (5)Даже сей­час, когда он прикасается ко мне своей широкой, сильной рукой, у меня щемит сердце.

(6)Я приехал в Корюков двадцатого августа, после заключительного экзамена. (7)Опять получил четвёрку. (8)Стало очевидно, что в университет я не поступлю.

(9)Дедушка ожидал меня на перроне. (10)Такой, каким я оставил его пять дет назад, ко­гда в последний раз был в Корюкове. (11)Его короткая густая борода слегка поседела, но ши­рокоскулое лицо было по-прежнему мраморно-белое, и карие глаза были такие же живые, как и раньше. (12)Всё тот же вытертый тёмный костюм с брюками, заправленными в сапоги. (13)В сапогах он ходил и зимой, и летом. (14)Когда-то он учил меня надевать портянки.

(15)Ловким движением закручивал портянку, любовался своей работой. (16)Потом натягивал сапог, морщась не оттого, что сапог жал, а от удовольствия, что он так ладно сидит на ноге. (17)С ощущением, будто я исполняю комический цирковой номер, я взобрался на старую бричку. (18)Но никто на привокзальной площади не обратил на нас внимания. (19)Дедушка перебрал в руках вожжи. (20)Лошадка, мотнув головой, побежала с места бодрой рысцой.

(21)Мы поехали вдоль новой автомагистрали. (22)При въезде в Корюков асфальт перешёл в знакомую мне выбитую булыжную мостовую. (23)По словам дедушки, улицу должен заас­фальтировать сам город, а у города нет средств.

—    (24)Какие наши доходы? (25)Раньше тракт проходил, торговали, река была судоход­ной — обмелела. (26)Остался один конезавод. (27)Есть лошади! (28)Мировые знаменитости есть. (29)Но город от этого мало что имеет.

(30)К моему провалу при поступлении в университет дедушка отнесся философски:

—    Поступишь в следующем году, не поступишь в следующем — поступишь после армии. (31)И все дела.

(32)А я был огорчён неудачей. (ЗЗ)Не повезло! (34)Мне досталась тема «Роль лирического пейзажа в произведениях Салтыкова-Щедрина».

(35)Тема! (36)Выслушав мой ответ, экзаменатор уставился на меня, ждал продолжения. (37)Продолжать мне было нечего. (38)Я стал развивать собственные мысли о Салтыкове- Щедрине. (39)Экзаменатору они были неинтересны.

(40)Мы сдали на конезавод бричку и лошадь и пошли обратно берегом Корюковки. (41)На тропинке, ещё по-летнему твёрдой, местами потрескавшейся от жары, шуршали под ногами первые опавшие листья. (42)Раньше в это время я уезжал от дедушки, и грусть расставания смешивалась тогда с радостным ожиданием Москвы. (43)Но сейчас я только приехал, и мне не хотелось возвращаться.

(44)Я люблю отца и мать, уважаю их. (45)Но что-то сломалось привычное, изменилось в доме, стало раздражать, даже мелочи.

(46)Мне стали неинтересны разговоры о папиной и маминой работе. (47)0 людях, про ко­торых я слышал много лет, но ни разу не видел. (48)Конфликты на работе неизбежны, глупо всё время говорить о них. (49)Я вставал из-за стола и уходил. (50)Это обижало стариков. (51)Но я ничего не мог поделать с собой.

(52)Всё это было тем более удивительно, что мы были, как говорится, дружной семьёй. (53)Ссоры, разлады, скандалы, разводы, суды и тяжбы — ничего этого у нас не было и быть не могло. (54)Я никогда не обманывал родителей и знал, что они не обманывают меня. (55)То, что они скрывали от меня, считая меня маленьким, я воспринимал снисходительно. (56)Это наив­ное родительское заблуждение лучше снобистской откровенности, которую кое-кто считает со­временным методом воспитания. (57)Я не ханжа, но в некоторых вещах между детьми и роди­телями существует дистанция, есть сфера, в которой следует соблюдать сдержанность; это не мешает ни дружбе, ни доверию. (58)Так всегда и было в нашей семье. (59)И вдруг мне захоте­лось уйти из дома, забиться в какую-нибудь дыру.

(60)Может быть, я устал от экзаменов? (61)Тяжело переживаю неудачу? (62) Старики на­деялись на мой успех, хотя ни в чём меня не упрекали, а я подвёл, обманул их ожидание. (63) Восемнадцать лет, а всё сижу на их шее. (63)Восемнадцать лет, а всё сижу на их шее. (64) Раныпе была перспектива — университет. (65)Но я не смог добиться того, чего добиваются десятки тысяч других ребят, ежегодно поступающих в высшие учебные заведения. (66)А де­душка считал, что меня воспитывают слишком домашним, тепличным и мне надо попробовать жизни. (67)Мне казалось даже, что он доволен тем, что я не поступил в университет. (68)Может быть, он против высшего образования? (69)Последователь Руссо? (70)Считает, что цивилизация ничего хорошего людям не принесла?(71)Но дал же он образование своей дочери — моей маме. (72)Просто дедушка хочет, чтобы я попробовал жизни.

(По А. Рыбакову)

Анатолий Наумович Рыбаков (1911-1998 гг.) — русский писатель. Автор романов и повестей «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок»,романа-тетралогии «Дети Арбата».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                  Персонаж-рассказчик не поступил в университет, не набрав необходимое количество баллов.

2)                   Пять лет не виделись дедушка и внук, но понимание между ними было всегда, и их встреча для обоих была долгожданной.

3)                   Семья персонажа-рассказчика была дружной, взаимоотношения между ним и родите­лями строились на основе доверия.

4)                   На экзамене персонаж-рассказчик не смог сформулировать собственные мысли по те­ме, предложенной в билете.

5)                   Дедушка не хотел, чтобы его внук получил высшее образование, он считал, что внуку надо идти работать, самому зарабатывать на жизнь.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)                  В предложениях 11-12 представлено описание внешности человека.

2)                   В предложениях 15-16 содержится описание действий человека.

3)                   В предложениях 19-22 представлено повествование.

4)                   В предложении 45 указана причина того, о чём говорится в предложении 44.

5)                   Предложения 67 и 68 противопоставлены по содержанию.

22. Из предложений 63-65 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 46-51 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью ука­зательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Анатолий Рыбаков знакомит читателей с персонажем, переживающим непростой период жизни — период самоопределения, поиска своего предназначения. Неслучайно в тексте есть такие синтаксические средства выразительности, как (А)____ (предложения 33, 35) и (Б)____(предложения 60-61, 68-70), которые помогают нам понять состояние героя. Помогает пережить неудачи поддержка близких. Так, в данный момент ближе всех для персонажа оказывается его любимый дедушка. Отношения между дедушкой и внуком подчёркивает троп - (В) ______ (предложения 3, 4). Истинное отношение рассказчика к родителям выражает приём — (Г) _____ (предложение 62), и мы понимаем, как любит своих родителей и стыдится своей неудачи персонаж повести Анатолия Рыбакова».

Список терминов: 1) риторическое обращение             2) сравнение  3) вопросительные предложения

4) ряд однородных членов 5) фразеологизм        6) противопоставление 7) развёрнутая метафора
8) восклицательные предложения                         9) антонимы

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 16.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 16.docx[ ]38 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3298347

Кто на сайте

Сейчас 82 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru