Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 13

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 27
ХудшийЛучший 

Вариант 13 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В своей химической лаборатории, созданной при Академии наук, Михаил Ва­сильевич Ломоносов проводил опыты с растворами, обжигал металлы, анализиро­вал пробы руд. (2)Что происходит с веществами во время химических реакций, в XVIII веке ещё не вполне было ясно, а Ломоносов полагал, что химические процес­сы сходны с физическими. (3)<...> в середине XVIII века зарождалась новая наука — физическая химия, причём российский учёный сам предложил этот термин.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Благодаря деятельности Ломоносова в середине XVIII века зарождалась новая наука, названная им физической химией.

2)  В XVIII веке ещё не было ясно, что происходит с веществами во время химических ре­акций, а Ломоносов полагал, что химические процессы сходны с физическими.

3)  В созданной при Академии наук химической лаборатории Ломоносов проводил опыты с растворами и металлами, анализировал пробы руд.

4)  Физическая химия зарождалась в середине XVIII века как результат деятельности М.В. Ломоносова.

5)  М.В. Ломоносов создал при Академии наук химическую лабораторию, в которой он занимался не только химией, но и физикой.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,       вопреки этому,         зато                так                  однако

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ОПЫТ. Оп­ределите значение, в котором это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

ОПЫТ, -а, м.

1)  Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный опыт.

2)  Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный опыт. Опыт строительства.

3)  Попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. Первый опыт молодого писателя.

4)  Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего- нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания. Опыты селекционеров. Удачный опыт.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ногтЯ              жалюзИ                      красИвее                    дождалАсь                 нажИвший

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В городском парке вокруг пруда растут развесистые каштаны, ВЕКОВЫЕ липы, могучие дубы и серебристые тополя.

Обучение ВЕРХОВОЙ езде в рамках базовых занятий включает в себя освоение основных принципов взаимодействия лошади и всадника, обучение правильной посадке и изучение правильного применения средств управления лошадью.

Слушая слова поддержки, так необходимые ей в этот момент, гимнастка смотрела на сво­их болельщиков тёплым и БЛАГОДАРНЫМ взглядом.

Чтобы всегда оставаться на связи, необходимо вовремя ПОПОЛНЯТЬ баланс мобильного телефона.

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ взыскание применяется не позднее одного месяца со дня об­наружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учёт мнения представительного органа работников.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОМОКНУЛА под дождём                                               ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ подписчиками

ИХ предприятие                               опытные ДОКТОРА                                      СЛАДЧАЙШЕЕ яблоко

 

7.         Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A)        Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей — показатель не только этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Б) При чтении книг, понимая мысли автора, это очень многое даёт чи­тателю.

B)        В Музее какао и шоколада посе­тителям рассказали, как медве­жата с картины И.И. Шишкина «Утра в сосновом лесу» из кол­лекции Третьяковской галереи оказались на фантике любимой всеми конфеты.

Г) И.С. Тургенев писал, что «береги­те наш язык, наш прекрасный русский язык».

Д) Внезапно наперерез помчавшихся лошадей вылетел незнакомый

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) неправильное построение предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

Разг…рающийся          распол…жение             зап...реть  б…тарея              р...скошный

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в…помнить, ра...дуть                                   пр...милый, пр…вознёс                    от…слать, н...дпилить

о…дать, по…пустить                                   пр...паять, пр...подать

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишите букву Е.

выращ… вать       вз драг… вать      топл...вный        овлад…вать             уклонч…вый

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

вставл..нный              закашля… шься         выпотрош…м      записыва….мый            пройд...нный

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Из ещё (не)проснувшихся долин веяло душистой свежестью, разливавшейся по всем ажур­ным беседкам, разбросанным вдоль реки.

С противоположного, (не)крутого, а пологого берега реки можно было увидеть только крыши расположенной вдали деревушки.

Человек, смеющийся от души, испытывает (не)вероятно приятные чувства. Приходилось только удивляться, предполагая, как можно было создать этот архитектур­ный ансамбль, (не)менее трёх столетий украшающий город.

По крыше дачного домика мерно ударяли капли дождя, (не)прекращающегося с самого утра.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ второго полёта я испытывал ТЕ(ЖЕ) живые, глубокие и радостные чувства, что и в первый раз.

ЧТО(БЫ) уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, сострада­нием и в ТО(ЖЕ) время высокой принципиальностью и требовательностью, непримири­мостью ко злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уро­дующих душу.

Понятие «народ» живёт лишь (ПО)ТОМУ, что каждый из нас отдаёт частицу себя для (ВСЕ)ОБЩЕГО блага.

Однажды (ВО)ВРЕМЯ ледохода с небольшого берегового мыса охотник увидел (ПО)СРЕДИ реки, сталкивающей ледяные глыбы, двух переправлявшихся к берегу гор­ных коз.

(ОТ)КУДА, КАЗАЛОСЬ(БЫ), могло взяться столько злости у этой маленькой собачонки, которую так любит её пожилая хозяйка?

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

То, что желание творить свойстве(1)о каждому, вид(2)о хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребенка есть соверше(3)о естестве(4)ая потребность в игре.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую.

1)                 И гнущиеся под порывами ветра деревья и подёрнутая рябью вода и небо — всё на этом полотне полно движения.

2)                 С грозной торопливостью покрывают небо несутся вдаль и сталкиваются косматые ту­чи.

3)                 Собачонка каждый раз бросалась на коня и лаяла на него яростно и визгливо но всегда держалась на безопасном расстоянии.

4)                 Не политика не умные разговоры не конференции приведут человечество к братскому единению.

5)                 Любовь делает человека чище и честнее по отношению к другим людям и к самому себе.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сейчас дрогнет как в зеркало впаянный (1) поплавок и (2) морщиня блестящую гладь реки (3) и разрезая её (4) уверенно пойдёт вкось под широкий блестящий лист кувшинки.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если человек (1) например (2) случайно толкнул кого-то или наступил кому-то на ногу, то вовремя произнесённое извинение (3) безусловно (4) поможет сгладить неприятную си­туацию.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После того как посетители музея рассмотрели все картины (1) экскурсовод предложил ещё раз обратить внимание на полотно (2) на втором плане (3) которого (4) было изобра­жено старинное здание.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Докладчик подошёл к кафедре (1) и (2) когда шум в зале затих (3) и установилась абсо­лютная тишина (4) начал своё выступление.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Ясное морозное зимнее утро. (2)По узкой деревенской тропке шагаю с ведром на род­ник. (З)Лет мне пока не так много, чтобы за один раз принести два ведра воды. (4)Это потом уже будут и две объёмистые оцинкованные посудины, и даже коромысло. (5)По примеру бабушки отправлюсь к источнику хорошо вооружённым деревенским вспомогательным устройством, но не смогу балансировать вёдрами — стану ходить по-прежнему.

(6)Вот, значит, невеликим мужичком иду к оврагу, глубокому и заснеженному, где стру­ится чистый, никогда не замерзающий ручей. (7)Вижу наверху, за белым провалом, за небесно синеющими сугробами, зелёные ёлочки. (8)И почему-то радостно на душе становится и хочется вприпрыжку бежать в овраг, чтобы потом, уже на выходе из него, обернуться и снова приме­тить зелёные живые деревца.

(9)Вместе с ними и я доволен прозрачностью небесной, белизной снегов и бодрым, не очень сильным морозцем.

(10)Потом, уже летом, не раз ходил мимо тех ёлочек за три километра в соседнее село. (11)И всегда встречал их на дороге — пообочь тропки — с такой восторженной радостью, словно ничего не видел на земле более прекрасного! (12)А может, и вправду не видел такого, чтоб вро­вень с их густой изумрудной прелестью: в нашей деревушке, затерянной по февралю в снегах, а по июлю в черёмуховых овражистых дебрях, не было ни картинных галерей, ни даже клуба.

(13)Сейчас мне уже под семьдесят, но всегда с замиранием сердца вспоминаю те ёлочки. (14)Не могу объяснить, что со мной, — иногда аж слеза прошибает: дорогие вы мои, ненагляд­ные!

(15)Дни меж тем продолжались чередой годов; многие события, встречи становились привычными, потихоньку стирались воспоминания. (16)Но никуда не ушли те дни, когда во­дили ноги досужего зрителя по заповедной целине Приокско-террасных ельников, по дивному тамошнему заповеднику. (17)Ели тут были особенными. (18)Сам заповедник, со всеми его рас­тениями и животными, необычайно интересен. (19)Одни зубры чего стоят! (20)Где ещё увидишь могучих великанов, существовавших в пору древнеславянских народов? (21)Но что касается заповедного елового подроста... (22)Тут держишь ухо востро!

(23)По ту сторону Оки, на лесостепном или степном юге, трудновато уже встретить ёлоч­ку, произрастающую вполне естественно. (24)В Средней полосе России для подобных деревьев природой положен предел, проведена невидимая черта, объясняемая особенностями российско­го климата. (25)Взять хоть влагу, до которой ели весьма охочи, — маловато её в степях,  разве не так? (26)В климате более сухом и жарком выстоять маленькой ёлочке, быстро подрасти, что­бы поглубже в землю пустить корни и набрать силу, не так-то легко. (27)Даже искусственные лесонасаждения, где подросту обеспечен заботливый уход, получаются, говоря языком лесово­дов, нерентабельными, и сосны имеют предпочтение среди хвойных пород. (28)Аккуратные зе­лёные строчки молодых сосен я встречал даже на степном Дону. (29)А вот еловых посадок не видел.

(31)Высоко ценится ель в деревообработке, в бумажном производстве, в изготовлении пе­вучих музыкальных инструментов... (31)Но как оценить красоту её чудесного зелёного убранства посреди русских снегов?

(32)Природа наша столь удивительна, что возникает желание быть с ней заодно в стрем­лении жить, побеждать трудности и быть полезным людям. (ЗЗ)Бывали у меня радостные, сча­стливые дни. (34)Бывали и такие, когда деловой настрой заставлял понимать, что важно в по­вседневном, полном всяческих хлопот, быту людей. (35)Кому книжку подавай, кому скрипку, кому дрова для печки, кому плахи какие-нибудь для строительства дома.. (Зб)Кто-кто, а лесо­воды знают, для чего пестуют искусственные посадки.

(37)Но болит и болит сердце за еловый лес... (38)3а те ельни, как называли в старину влажные лесные места с преобладанием этой породы хвойных, за те посадки в заказниках, где молодые ёлочки подвергаются беспощадному наступу. (39)Кто на них, бедных, наступает в наши времена? (40)3ачастую дикие заготовители стремятся срубить дерево крупное и силь­ное, чтобы взять от него пышную верхушку. (41)Кроме того, в больших посадках, где способ­ную охрану не поставишь, полным ходом идёт заготовка дров. (42)Может, найдутся такие, что станут мне возражать, но откуда тогда в молодых лесах столько безобразных пней, а?

(43)Берегите чудо природы, берегите красавиц, особенно в предновогодние дни. (44)Молодые ёлочки — они ведь для всего и для всех. (45)Молодёжь для страны — золотой фонд. (46)3елёные красавицы заказников — благо для русского леса. (47)Нежные эти ёлочки — молодёжь вполне достойная.

(По Б. Колесову)

Борис Колесов — российский писатель, журналист, сценарист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Автор пытался использовать для переноски вёдер с водой коромысло, но у него плохо получилось, и он продолжил носить вёдра в руках.

2)  В Приокско-террасном заповеднике автор любовался зубрами.

3)  Ели нужно беречь прежде всего потому, что они используются в качестве материала для изготовления музыкальных инструментов.

4)  Ели могут расти не в любом климате.

5)  Для изготовления мебели используются разные породы деревьев.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)                  Предложения 6-9 включают описание природы и описание состояния человека.

2)                   В предложении 12 представлено повествование.

3)                   В предложениях 20-22 содержится рассуждение.

4)                   Предложение 35 поясняет содержание предложения 34.

5)                  В предложениях 43-47 содержится повествование.

 

22. Из предложений 20-22 выпишите фразеологизм. Ответ:        .

23. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Описывая красоту природы и свои чувства при её восприятии, автор использует раз­личные тропы, в том числе (А)_______ («с восторженной радостью» в предложении 11, «с их густой изумрудной прелестью» в предложении 12), а также лексическое сред­ство — (Б)    ______ («с замиранием сердца» в предложении 13). Привлекая читателей к размышлениям, автор использует такой приём, как (В) _______ (предложения 39— 41). Другой приём — (Г) ______ («болит» в предложении 37, «берегите» в пред­ложении 43) — помогает Б. Колесову передать свои переживания и стремление оградить природу от бездушного к ней отношения».

 

Список терминов: 1) эпитет     2) метафора    3) антонимы      4) литота     5) ряд однородных членов предложения       6) лексический повтор          7) синонимы         8) фразеологизм       9) вопросно-ответная форма изложения

 

 

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 13.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 13.docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3299885

Кто на сайте

Сейчас 151 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru