Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 11

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 43
ХудшийЛучший 

Вариант 11 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)3адавшись целью зажечь в лампочке электрическую дугу, изобретатели XIX века прежде всего принялись конструировать специальные механизмы-регуляторы.

(2)<..> дуга возникает лишь тогда, когда концы горизонтально расположенных угольных электродов находятся на строго определённом расстоянии друг от друга: чуть оно уменьшается или увеличивается, разряд пропадает, вдобавок во время раз­ряда уголь постепенно выгорает. (3)А регуляторы должны постоянно, с определён­ной скоростью двигать выгорающие угольные электроды навстречу друг другу, что­бы дуга не гасла.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1)  Постоянное горение электрической дуги в лампочке обеспечивают специальные меха­низмы-регуляторы.

2)  Чтобы поддерживать горение электрической дуги в лампочке, изобретатели XX века рабо­тали над созданием регуляторов, равномерно двигающих выгорающие угольные электроды друг к другу.

3)  В лампочке возникает электрическая дуга, когда концы горизонтально расположен­ных угольных электродов находятся на строго определённом расстоянии друг от дру­га.

4)  Когда между концами угольных электродов уменьшается или увеличивается расстоя­ние, разряд пропадает, а уголь постепенно выгорает, поэтому необходимы специаль­ные механизмы, которые обеспечивают горение лампочки.

5)  В XX веке изобретатели стремились создать регуляторы равномерного движения вы­горающих угольных электродов друг к другу, обеспечивающие постоянное горение электрической дуги в лампочке.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот       Следовательно          Зато                Поэтому         Дело в том, что

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ОПРЕДЕЛЁННЫЙ. Определите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОПРЕДЕЛЁННЫЙ, -ая, -ое.

1)                  Ясный, не допускающий сомнений. Дать определённый ответ.

2)                  Некоторый, известный, тот или иной. В определённых случаях. Определенным людям строгость не нравится. Повести себя правильно в определённой ситуации.

3)                  Твёрдо установленный. Существует определённый порядок.

4)                  Безусловный, несомненный. Такой результат — определённый успех.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вероисповЕдание     снятА             кухОнный                 откУпорить               воспринялА

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Многие туристы стремятся посетить страны, имеющие такие природные особенности, как горячие источники, гейзеры, ДЕЙСТВУЮЩИЕ вулканы, неприступные горные верши­ны, обширные пустыни вулканической лавы.

Областная комиссия по землепользованию ВЫДЕЛИЛА каждой многодетной семье уча­сток под личное подсобное хозяйство.

Послышались отдалённые раскаты грома, небо как будто заволокло тонкой пеленой, и первые ДОЖДЛИВЫЕ капли упали на иссушенную землю.

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ взыскания применяются при неисполнении или ненадлежащем ис­полнении работником своих обязанностей

Во вторник состоялся очередной матч третьего ОТБОРОЧНОГО тура.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

три ПОМИДОРА                 гораздо КРАСИВШЕ                      СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ килограммами

ПОЕЗЖАЙ вперёд              несколько ПОЛОТЕНЕЦ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Никто из ребят не ожидали та­ких серьёзных изменений в сво­ей жизни.

Б) Нужно уметь отличать без­обидные человеческие слабости от пороков, уродующие душу.

В) Когда современники Г.Х. Андер­сена прочитали его сказки, они стали говорить, что «как трогате­лен этот Андерсен».

Г) Разглядывая сидящую в первом ряду маленькую девочку, она казалась мне просто очарова­тельной.

Д) Жители каждого города нужда­ются не только в новых школах и больницах, а также в театрах и культурно-развлекательных центрах.

1)        неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)        нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

прим…рение            предпол… гать         оз...ряемый    аф...ризм        прик…сновение

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.

Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...уныть, пр…крепил                   ра...пушить, и..жить

пр...рвал, пр...озёрный                    под…брать, н...писать                     по…скочить, о...бить

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

засушл…вый            изменч…вый            подскак…вать          груш…вый                переворач…вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

овлад…вать      расскаж…шь          осматрива…мый      отпущ...нный                        увид…тесь

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Среди потерявших листву густых ветвей вековых деревьев гуляет уже (не)приветливый, как в погожие летние дни, а холодный и унылый ветер.

Смеркалось, и на фоне темнеющего неба уже (не)так отчётливо вырисовывались величе­ственные силуэты гор.

Замечательный художник-иллюстратор Ю.А. Васнецов работал для детей, которые ещё даже (не)научились читать.

(Не)смотря на затянутое тучами небо, в воздухе была разлито тепло, и поэтому казалось, что лето только начинается.

Долго потом вспоминали старшеклассники о (не)удавшемся из-за плохой погоды походе: кто-то со смехом, а кто-то и с глубоким огорчением.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

С КАКОГО(ТО) времени я отчётливо обнаружил, что мои руки стали ТАКИМИ(ЖЕ), как у моего отца, и это, сам не знаю почему, меня обрадовало.

Можно стать свидетелем чрезвычайно комичной ситуации, отметить (ПРО)СЕБЯ, (НА)СКОЛЬКО она комична, и не посмеяться.

Слово «извини» мы произносим, если сделали ЧТО(ТО) непреднамеренное и в ТО(ЖЕ) время не очень серьёзное.

Лёгкая тень бежит (В)СЛЕД за тучей (В)ДАЛЬ по мокрой траве...

(ПО)ВИДИМОМУ, всякие небылицы о жабах рассказывают (ПО)ТОМУ, что они кажутся людям некрасивыми.

 

14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Уже и весна подходит к концу, впереди лето, а всё ещё приходится на прогулку пря­таться в лес, где вверху пусты(1)о шумят берёзы, обвеша(2)ые серёжками и осенё(3)ые щепотками зелё(4)ых почек

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую.

1)  Человеку посчастливилось слышать шёпот листьев и песню кузнечика журчание ве­сеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе и восхищаться красотой звуков природы.

2)  По высокой ржи с мягким шелестом бежали то серебристо-зелёные то золотые то красноватые волны

3)  Спорый дождь льётся отвесно сильно.

4)  Летают во сне взрослые и дети женщины и мужчины философы и глупцы.

5)  В слове «пожалуйста» заключается наше уважение к достоинству человека почитание в нём его самостоятельности независимости доброй воли.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Душа художника тянулась к родным местам: к побуревшему от наступившей оттепе­ли (1) снегу (2) исчёрканному тёмными санными колеями (3) и к старой заброшенной мельнице (4) спрятавшейся в тени вековых деревьев.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Широко улыбаться в одиночку (1) наверное (2) совсем невозможно, ведь улыбаться от души (3) можно (4) только другому человеку.


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении долж­ны стоять запятые. Очень важно каждому человеку сформировать привычки (1) благодаря (2) которым (3) он сможет сохранить своё здоровье (4) а также научится правильно организовывать своё рабочее и свободное время


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Любовь делает человека честнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни (1) и (2) если мы сумели открыть в себе способность любить (3) можно считать (4) что мы нашли подлинное счастье жизни.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Когда шла Великая Отечественная война, мою родную деревеньку Ивановку не бомби­ли, не жгли, из пушек не обстреливали. (2)Немцы по ней проходили, но уже пленными, с пе­чально опущенными головами. (3)Я знал, что они наши враги, что они убили моего отца. (4)Но мне всё равно почему-то было их жалко. (5)Может быть, потому, что их вели под конвоем и конвоиры сурово на них покрикивали, прикладами подталкивали отстающих...

(6)Накануне войны в одном из пахнущих свежей смолой домов с недостроенным высоким крыльцом поселилась наша семья. (7)Из этого дома, так и не успев его достроить, ушёл на вой­ну отец. (8)С тех пор минуло много лет. (9)А я как сейчас вижу его, светловолосого, стройного, с печальным скуластым лицом. (10)Ранним июльским утром он усаживает нас с братом на дроги, а сам идёт пешком. (11)3а деревней по его команде мы спрыгиваем с дрог и с криками «Папа, папа!» бежим за подводой. (12)0н машет нам рукой и велит возвращаться домой. (13)Мы оста­навливаемся и тоже машем ему. (14)А дроги, на которых, как думаем мы, отец едет на войну, убегают вдаль. (15)На самом деле отец едет пока в райцентр на призывной пункт, а уже оттуда его должны отправить на фронт. (16)На другой день после проводов отца в райцентр напротив нашего дома посреди дороги остановился грузовик, в кузове которого, сгрудившись, стояли молодые парни. (17)Из кузова спешно выпрыгнул отец и устремился к нам. (18)Навстречу ему с плачем рванулась мама, а за ней и мы с братом.(19)Парни сначала что-то кричали, смеялись, давая советы отцу, но, увидев нас, притихли. (20)Шофёр, высунувшись из кабины, торопил отца. (21)Но на улицу высыпали все жители нашей деревеньки, и каждый хотел с ним попрощаться, кто-то наказывал передать поклон родному человеку, будто отец обязательно должен был встретить его.

(22)Когда машина тронулась, заголосили бабы, мама зарыдала, брат Генка тоже запла­кал. (23)А я, предупреждённый отцом, что мужику реветь не положено, молча сглатывал слё­зы...

(24)Как бы я хотел перечитать сейчас отцовские письма, которые он посылал нам с фрон­та! (25)Они были без конвертов, написаны на листочках и сложены треугольником. (26)Не до конвертов было на фронте. (27)Нет отцовских писем. (28)Пропали при переездах. (29)Горько и обидно. (30)Ах, если бы поаккуратнее да позаботливее отнестись к ним! (31)Узнал бы, о чём он тогда думал, о чём мечтал...

(32)Я не помню, о чём писал отец, хотя мать и читала нам вслух его письма. (33)Но точно знаю, что о нас с братом он заботился. (34)Однажды в одном из писем-треугольников он прислал нам с Генкой два малюсеньких серебристых танка. (35)Вероятно, это были отличительные знаки, которые солдаты носили на петлицах. (36)А отец был командиром танка, сержантом в армии гене­рала Катукова. (37)В деревне никаких игрушек тогда не водилось, а тут такие невиданные значки! (38)Мы с братом гордились ими, хвастались перед ребятишками, но и давали поиграть.

...(39)В жаркий июльский полдень, ровно через год после того как отец ушёл на фронт, почтальонша вручила маме необычное с виду письмо. (40)В конверте! (41)Мама насторожилась, в глазах её заблестели слёзы. (42)Я был слишком мал, чтобы понять, что в конверте находилось похоронное извещение, или попросту «похоронка», и стал просить маму, чтобы она поскорее прочитала отцово письмо. (43)Но когда она, пробежав его глазами, заголосила и хлестнулась на землю, а зарёванные бабы, подруги матери, велели мне сбегать в поле за дедушкой и бабушкой, родителями отца, до меня дошло, что папу я уже никогда не увижу и не услышу его голоса. (44)И вот тогда на меня накатила такая безысходная тоска, что я всю дорогу бежал и рыдал...

(45)Тоска по отцу не отпускала долго, пока не стали приходить похоронки и в другие дома и моё горе не слилось с горем других деревенских ребятишек. (46)Слившись, оно не уменьши­лось, но как бы перемешалось и предстало уже в ином качестве — всеобщего людского горя. (47)Страдать сообща всё-таки было легче. (48)Постепенно тоска по отцу приутихла, но рана в душе так никогда и не зарубцевалась...

(По В. Кологриву)

Виктор Фёдорович Смирнов (Кологрив) (род. в 1936 г.) — российский писатель, автор книг для детей и взрослых, лауреат Международной литературной премии им. С. В. Михал­кова.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                  Рассказчик невольно испытывал сочувствие по отношению к пленным врагам.

2)                  Последний раз рассказчик видел отца во время его проводов в расположенный в рай­центре призывной пункт.

3)                   Провожая отца рассказчика на войну, земляки просили его передать привет своим близким, уже ушедшим на фронт.

4)                  Великая Отечественная война началась в 1941 году.

5)                  Рассказчик горько сожалеет о том, что не сумел сохранить письма отца с фронта.        .

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными?

1) В предложениях 3-5 содержится рассуждение

2) Предложения 7-8 включают описание.

3) В предложениях 16-18 представлено повествование.

4) Предложение 26 объясняет содержание предложения 25.

5) В предложениях 39-41 представлено рассуждение

 

22. Из предложений 1-4 выпишите фразеологизм

23. Среди предложений 39-44 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сою­за и личных местоимений. Напишите номер этого предложения

24. «Воссоздавая в памяти самые горькие моменты детства, передавая свои ощущения от происходящего, автор использует лексическое средство выразительности — (А) _____(«заголосить — зарыдать — заплакать» в предложении 22, «устремиться —рвануться» в предложениях 17, 18), тропы: (Б) _____(«безысходная тоска» в предложении 44), (В) ____ (в предложениях 45, 48). Синтаксическое средство —(Г) ______ (предложения 24, 30) — помогает автору передать глубокое сожаление по поводу утраты писем отца ».

 

Список терминов: 1) парцелляция,    2) эпитет   3) антонимы      4) диалектизмы     5) вводные слова

6) синонимы             7) восклицательные предложения             8) метафоры 9) вопросно-ответная форма изложения

Вложения
Download this file (ЕГЭ-2015 Вариант 11.docx)ЕГЭ-2015 Вариант 11.docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3314505

Кто на сайте

Сейчас 27 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru