Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 10

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Вариант  10 (ЕГЭ-2015)

Часть  1.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1 )Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нуж­но, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку глаза. (2) Мы видим предметы, потому что они от­ражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощённый пред­метом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег, <...> равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. (З)Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и вос­принимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)     Мы видим предмет, когда сетчатка глаза воспринимает отражён­ный предметом свет, прошедший через зрачок и хрусталик; от­ражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

2)     Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут по­глощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий.

3)     Сетчатка глаза воспринимает отражённый предметом свет, кото­рый проходит через зрачок и хрусталик, в результате чего мы видим этот предмет, а отражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

4)     Глаз не видит предмет, который поглощает падающие на него лучи света, ведь поглощённые лучи просто не могут попасть на сетчатку глаза.

5)     Мы не можем видеть свет, поглощённый предметом: сажа, на­пример, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег выглядит белым.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

во-первых,   наоборот,     к сожалению,           иными словами,     хотя бы

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово ис­пользовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а, м.

1)                  Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улицах. Зажечь в комнате свет.

2)                  Разг. Рассвет, восход солнца. Свет забрезжил.

3)                  Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Дневной свет.

4)                  Блеск глаз под влиянием какого-л. чувства. Внутренний свет.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

позвонИт                  красИвее                   черпАть                    диспансЕр                снятА

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)  Этот неприхотливый, спокойный и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ красавец относится к тем видам пернатых, которые воспринимают жизнь в клетке как продолжение своего вольного существования.

2)  Поднявшись высоко, плющ может обвить всё окно или весь пото­лок, очень просто превратить его и в оригинальные живые скульптуры или в изящные ПЛАКУЧИЕ деревца.

3)  ПРАЗДНИЧНЫЕ мероприятия, посвящённые полёту первого человека в космос, будут проведены во многих городах нашей страны.

4)  Международная торговля переросла в международное разделе­ние труда, стали формироваться ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ и экс­портная специализации стран.

5)  Хвойные растения мы ПРЕДСТАВЛЯЕМ себе как нечто вечнозе­лёное, более или менее колючее и обязательно с шишками.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пачка МАКАРОНОВ        ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ участниками    килограмм АПЕЛЬСИНОВ              молодые ШОФЁРЫ            ПОСТИГШИЙ главное

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Те, кто знаком с азами столярного дела, может оборудовать рабочее место для компьютера своими руками и при этом избе­жать лишних затрат.

Б) На встрече со своими чи­тателями поэт признался, что «я словно слышу сти­хи» .

В) Создав славянскую азбу­ку, на славянский язык были переведены практи­чески все важнейшие церковные книги и мо­литвы.

Г) Благодаря уникального набора микро- и макро­элементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом использу­ются в косметологии.

Д) Крупный камень красиво­го фиолетового цвета, вставленного в браслет, на самом деле оказался ме­таллическим сплавом

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричаст­ным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол…гаться                зам...реть              подг… рать        фен…менальный    бл…стательный

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена од­на и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…морский, пр…уныл                 о…далить, на…колоть

пр...подать, пр…жать                   под…слать, н…доить                      ра…слоить, и…бежать

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл...вый           заманч…вый           отпол…ровать        рул… вой                 увелич…вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

незыбл…мый          выпрош..нный        прослав…шься       неприемл…мый      выстро…нный

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Иероглифическая письменность распространена в странах Дальнего Востока, число иероглифов, например, в китайском языке составля­ет (не)один десяток тысяч.

Изобретение бумаги и, главное, книгопечатания (не)только расши­рило круг лиц, допущенных к знаниям, но и увеличило словарный запас людей.

Есть ещё много замечательных (не)прочитанных книг, спешите их прочитать.

Компьютеры теперь занимают (не)большое, как раньше, а в не­сколько раз меньшее пространство на письменном столе, и у них появился персональный хозяин.

(Не) так давно существовал способ «одновременного» выполнения программ: операционная система обеспечивала самостоятельность программ, выделяя каждой из них отдельную область памяти.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вслед за Германией печатные книги (В)СКОРЕ появились в Италии, Швейцарии, Франции, Венгрии и Испании, в России их ТАК(ЖЕ) стали выпускать в середине XVI века.

Наблюдать спутник Земли очень удобно, ПОТОМУ(ЧТО), если небо не затянуто тучами, Луна, (В)ОТЛИЧИЕ от других спутников, вид­на в любой день года.

Нашествие саранчи (ИЗ)ДАВНА считалось страшным бедствием для людей, ПОТОМУ(ЧТО) полчища насекомых полностью уничтожали урожай.

Галилей открыл закон, согласно которому тела двигаются по пря­мым линиям без всякого ускорения, и ТО(ЖЕ) подтвердил Эйн­штейн: ТАК(ЖЕ) происходит даже в искривлённом пространстве возле Земли.

(С)НАЧАЛА осень дохнула на деревья прохладным ветром, а потом легко закружила в прозрачном воздухе в волшебном танце первые сорванные листочки, понесла их ТАК(ЖЕ) легко вдоль аллей.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Люди придумали множество неожида(1)ых систем дрессировки собак: готовят из собак отличных охотников, бдительных сторожей и таможе(2)иков, отважных спасателей и увере(3)ых поводырей, запускают в космос, ведь собаки всегда остаются нашими друзьями, преда(4)ыми, честными и простодушными.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Среди найденных археологами в Переяславце бытовых предме­тов есть фрагменты ключей и замков детских игрушек черепки глиняной посуды.

2) В XVII веке в городах Севера были созданы лесопильный мыло­варенный кожевенный заводы.

3) Русский литературный язык сформировался в основном к сере­дине XIX века и происходило его формирование под воздействи­ем активного языкового творчества народа.

4) Все соляные варницы не только Тотьмы но и всего Севера к сере­дине XVI века принадлежали Строгановым.

5) В колорите фресок преобладают как золотисто-жёлтые голубые синие так и коричневато-красные и зеленоватые цвета

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

В России (1) в течение века глубоко и органически впитавшей (2) и (3) критически переработавшей западную культуру (4) наряду с Академией выросла и другая наука — университетская, наука Во­енно-хирургической академии и других специальных школ.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложениях должны стоять запятые.

Более трети поверхности Земди (1) как известно (2) занимает Тихий океан, который ещё называют Великим. Его и соседние южные моря (3) даже (4) выделяют в особое океаническое полу­шарие.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая. Двор в деревне имел приблизительно полдесятины земли и ле­жал в плоской низине (1) часть (2) которой (3) занимал широкий  пруд.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые. Огонь к полудню набирал мощь (1) и (2) если ветер был попут­ный (3) двигался по тайге (4) которая уже не раз горела (5) со скоро­стью 15—20 км в час.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковуш­ку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими паль­цами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фото­карточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой го­лове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть мо­жет, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боко­вушку и, воротясь, подытожила:

—    Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники.. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной... (18)Одна мама всё надеется...

(19) Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

—    Сыграй, милый, сыграй.

(20)    И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

—    Шопен, соната... номер... два...

(21) Пелагея,     для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь при­крыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, уда­рялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

(27) И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто- то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28) Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы пе­ред неисчислимыми жертвами...

(29) И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (30)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветленно. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершив­шись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (33)Ну вот и ладно... — проговорила она. — (34)Хорошо сыгра­ли... (35) Вот и проводили наших... (36)Спасибо.

...(37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездо­рожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный неви­димый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39) Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем...

(По Е. Носову)

Евгений Иванович Носов (1925-2002 гг.) — русский писатель, уча­стник Великой Отечественной войны.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1)  Великая Отечественная война продолжалась четыре долгих года.

2)  Музыканты играли для людей, потерявших в войну близких, ре­квием Шопена — трагически звучащую музыку — в память о по­гибших.

3)  В семье, о которой рассказывает автор, на войне погибло четверо, могилы некоторых неизвестны.

4)  Музыканты тоже воевали, поэтому хорошо понимали, какая му­зыка поможет людям пережить потерю близких на войне.

5)  Корнетом называли первый офицерский чин в кавалерии, соот­ветствовавший подпоручику в пехоте.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1)  В предложении 3 содержится описание.

2)  В предложениях 5-6 представлено рассуждение.

3)  Предложения 7-8 включают описание.

4)  В предложениях 27-31 содержится пояснение того, о чём гово­рится в предложении 35.

5)  Предложения 37-39 содержат рассуждение.

 

22. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.

 

23. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыду­щим с помощью указательного местоимения и контекстных сино­нимов. Напишите номер этого предложения.

 

24. «Сдержанная речь рассказчика резко меняется в тот момент, когда передаётся впечатление от музыки Шопена. Тогда в тексте появля­ются тропы: (А) _________ («звуки стонали» в предложении 23),

(Б) _______ («неутешным взрыдом» в предложении 24), (В) _____ («будто пали воины все до единого и остались лишь де­ти, женщины и священнослужители...» в предложении 28). Душев­ное состояние музыкантов помогает передать синтаксическое сред­ство выразительности — (Г) ___ (в предложении 39)».

Список терминов:

1) лексический повтор        2) сравнение  3) ряды однородных членов предложения    4) фразеологизмы

5) синтаксический параллелизм    6) противопоставление     7) олицетворение     8) эпитет    9) диалог

Вложения
Download this file (Вариант 10 (ЕГЭ-2015).docx)Вариант 10 (ЕГЭ-2015).docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3498677

Кто на сайте

Сейчас 9 гостей онлайн

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru