Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 7

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 28
ХудшийЛучший 

Вариант 7 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долго­той. (2) Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая — удаление от нулевого меридиана, на ко­тором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лон­дона. (3) Провести в этом месте воображаемый нулевой мери­диан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, <...> с тех пор его используют в качестве базиса для географи­ческих измерений во всех странах мира.

 

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)  Британские астрономы предложили в 1884 году провести в месте расположения Гринвичской обсерватории воображаемый нуле­вой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное по­лушария.

2)      Для географических измерений, которые проводятся на основе понятий широты — удалённости от экватора и долготы — уда­лённости от нулевого меридиана, с 1884 года базисом является воображаемый нулевой меридиан.

3)      Широта показывает удалённость от экватора, долгота показыва­ет удалённость от нулевого меридиана, где находится Гринвич­ская обсерватория.

4)      Воображаемый нулевой меридиан, по степени удалённости от ко­торого определяется широта, делит земной шар на Западное и Восточное полушария.

5)      Воображаемый нулевой меридиан с 1884 года является базисом для географических измерений на основе понятий широты —удалённости от экватора и долготы — удалённости от нулевого меридиана.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя                            именно                       однако                       потому что                но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова ШАР. Определите значение, в котором это слово ис­пользовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ШАР, -а, м.

1)  Геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг сво­его диаметра. Радиус шара. Поверхность шара.

2)  Предмет такой формы. Шар солнца. Лунный шар.

3)  Устар. Предмет такой формы для голосования или голос за или против. Белый шар (голос за). Чёрный шар (голос против).

4)  Надувная игрушка — прозрачная цветная оболочка, заполняе­мая лёгким газом или воздухом. Красивый шар.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

слИвовый                   кУхонный                  жалюзИ                      Эксперт                      клАла

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)  Как ни парадоксально, БЕЗОГЛЯДНАЯ вера в чудо была подго­товлена и бытовавшей в прошлом массовой небрежной популя­ризацией лженауки.

2)  Водоём — это постоянное или временное скопление стоячей воды или воды со сниженным стоком в естественных или ИСКУСНЫХ впадинах: озёрах, водохранилищах, прудах.

3)  И все же я решусь в год Пушкинского юбилея опубликовать одно ВОСПОМИНАНИЕ, которое при всей своей скромности кажется мне уникальным.

4)    Лишь допуская наличие дарвиновского отбора, можно убеждать­ся в ВЫГОДНОСТИ некоторых приобретённых человеком харак­теристик.

5)    В.М. Васнецов вырос в отгороженном от больших городов ВЕКОВЫМИ лесами северном селе, в котором сохранились ста­ринные обычаи и обряды, поверья и сказания.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЕВЯТЬЮСТАМИ жителями                      ПОПРОБОВАЕМ

килограмм ЯБЛОК                                       ДЛИННЕЕ ручки                   уважаемые ПРОФЕССОРА

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Н.М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Б)  В картине «Березовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приё­мом создал образ возвы­шенного, сверкающего, лучезарного мира.

В) Образованный человек как хорошо знает лите­ратуру, так и историю.

Г) Те, кто изучал матема­тику, конечно, знает о Евклиде.

Д) Благодаря труда лин­гвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпто­ров, императоров и жре­цов

1)       неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2)       нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3)       нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4)       ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5)       неправильное построение предложения с деепричаст­ным оборотом

6)       нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)       неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р...стение                   отп…реть                  инв…стиция                         заг…раться               бак… лавр

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную бу­кву.

нед.. бор, р.. зослать                                                и..жить, бе..донный

пр.. пев, пр.. восходим                                 по.. ставим, о.. гибать                                  пр..клеить, пр..умный

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

оздоравл…вать                     устойч…вый              угодл…вый                помарг…вать                         алюмини…вый

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

закашля.. шься           непререка. ..мый        понадоб….шься                    рассерж... нный         побре..шься

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За открытиями и впечатлениями мы стремимся в дальние страны, в дикие джунгли или высокие горы, на (не)обитаемые острова.

Рост сорняков трудно остановить, пока в земле осталось корневище, причём если удалить его (не)целиком, то оставшиеся части дадут новые побеги.

Перед нами росянка — одно из отнюдь (не)многочисленных насеко­моядных растений отечественной флоры.

Кто при чтении поэм Гомера (не)поражался силе таланта слепого, по преданию, сказителя!

(Не)поднимая на зрителей глаз, актёр подошёл к самому краю сце­ны.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Весной (С)НАЧАЛА появляются строчки, чуть позже, когда развер­нутся завитки листьев папоротников и проглянут спороносные по­беги у хвоща полевого, (ИЗ)ПОД листового опада показываются сморчки.

Ограничений по числу участников забега не было, однако на старт вышли только пять упряжек, (ПО)СКОЛЬКУ спортсмены-любители не пожелали участвовать в соревнованиях без гарантии получения хоть КАКОЙ(НИБУДЬ) награды.

Сарай, как свидетельствуют словари, — это крытое, обычно дере­вянное неотапливаемое строение для хранения хозяйственных ин­струментов, различного имущества, а ТАК(ЖЕ) помещение для ско­та, (В)ПРОЧЕМ, в восточных языках значение этого слова иное.

Тельце у южноамериканских бабочек очень маленькое (ПО)СРАВНЕНИЮ с огромными крыльями, однако при такой, КАЗАЛОСЬ(БЫ), небольшой мышечной массе эти бабочки могут долго летать с высокой скоростью.

Сергею захотелось (ПО)БЛИЖЕ рассмотреть древнюю раковину, о происхождении которой (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего урока расска­зывал учитель истории.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ещё в Средние века одним из традицио(1)ых блюд стало мясо, жаре(2)ое над открытым огнём, чтобы мясо прожарилось, его нуж­но вращать, и в XVI веке какой-то смышлё(3)ый повар придумал неожида(4)ый механизм вращения, в котором двигателем служила собака.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)  В средней полосе удивительные наросты чаще всего обнаружи­вают на ивах и вязах липах и дубах.

2)  Тотьма дорога русскому человеку не только своей историей но и архитектурными памятниками.

3)  Смекалистые люди в предуральских местах издавна вели поиски подземных соляных запасов и осваивали их.

4)  Лужайки перед Царскосельским дворцом с помощью затейливо вырезанного дёрна и песчаных дорожек и цветов и декоративных трав превращались в узорчатые ковры.

5)  Ледниковая плотина препятствует стоку вод в бассейнах Оби и Енисея.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Российская Академия наук (1) задуманная и основанная Петром Великим (2) получила в развитии культуры нашей страны необыч­ное значение: первоклассные учёные (3) составившие первый При­зыв Академии (4) были вовлечены в практические дела и начина­ния.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложениях должны стоять запятые.

Звёзды (1) по мнению большинства астрономов (2) возникли из сжимающихся облаков газа и пыли. Сначала (3) конечно (4) обра­зуются не настоящие звёзды, а их зародыши — «протозвёзды», по­хожие на шаровые облака газа.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

500 миллиардов электронных писем (1) девяносто пять процен­тов (2) из которых (3) составит спам (4) будет отправлено в мире в течение 2015-го года.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если ко­готь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ве­теринару.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей — торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым ме­сяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёхсторон. (З)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на ве­сёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные пли­ты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка — Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней офи­циально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

—  (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

—  (9)Дайте помереть спокойно.

—(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная од­нокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы поду­майте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

—  (12)Дайте помереть спокойно.

—  (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

(14)   До            сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15)   Вот на следующий день утром всё и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

—  Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы — и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали — молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

—  (24)Ломать вас буду, бабуся, — сказал бульдозерист.

(25)Поглядела на него угольями своими.

—  (26)Не бабуся я, — сказала. — (27)Не бабуся, не мамаша, не свек­ровь — просто старая женщина.

—  (28)Ломай! — закричал прораб. — (29)И так полдня потеряли!

—    (30) Как же можно так! — зашумели девчонки-маляры. — (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (ЗЗ)Давайте, бабушка, мы вам поможем...

—  (34)Не надо, — сказала Баба-яга. — (Зб)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

—  Встряхни домишко — она враз выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла.(40)Вышла, как давеча: в домаш­нем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

—  (42)Ломайте.

—  (43)А вещи? — закричал бульдозерист.

—(44) Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

—  (49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

—   (50)Иконы, — сказала. — (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

—  (53)Сыновья? — только и спросил бригадир.

—(54) Сыновья, — ответила, — экипаж машины боевой.

(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И ска­зал тихо:

—  В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам — в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот то­гда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, эта­пе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) — русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1)  У героини погибло четверо сыновей, землю с этих могил и пере­дали в урнах.

2)  Семён Митрофанович не мог себе простить разговора, который состоялся у него с героиней, когда он пришёл к ней как офици­альное лицо после поступившей от строителей жалобы.

3)  Вместе с гибелью сыновьей героини, погибших на войне, пре­рвался род: они не успели создать свои семьи, не родили детей, и героине рассказа уже никогда не увидеть внуков и правнуков.

4)  Героине передали землю с могил, где похоронены её многочис­ленные родственники.

5)  Великая Отечественная война продолжалась четыре года.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1)  В предложении 1 содержится описание.

2)  В предложении 16 перечисляются последовательные действия персонажа.

3)  В предложениях 18-20 представлено рассуждение.

4)  В предложении 52 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 51.

5)  В предложениях 60-61 представлено рассуждение.

 

22. Из предложений 3-4 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 59-64 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «История жизни героини, рассказанная писателем Борисом Ва­сильевым, вызывает сопереживание в душах читателей. Это дости­гается ещё и с помощью разнообразных средств выразительности, которые подчёркивают трагизм ситуации. Так, тропы: (А) ______(«одинокому человеку в предложении 11, «святые мученики вели­корусские» в предложении 51), (Б) ________  («поглядела на него угольями своими» в предложении 25), приёмы: (В) _____ (в предложении 27), (Г)________ («все четверо её сыновей, все её вну­ки и все правнуки лежали» в предложении 64) — помогают глубже узнать историю семьи главной героини, представить её душевное состояние, понять, почему она не хочет покидать старый дом».

Список терминов:

1)  Эпитеты     2) сравнение              3) литота        4) фразеологизмы      5) диалог        6) противопоставление     7) метафора          8) лексический повтор          9) антонимы

 

 

Вложения
Download this file (Вариант 7 (ЕГЭ-2015).docx)Вариант 7 (ЕГЭ-2015).docx[ ]36 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3424023

Кто на сайте

Сейчас 82 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru