Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Вариант 8 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Вариант 8 (ОГЭ-2015 Цыбулько)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1) 0н вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал.

—     (4)Почему ты зеваешь?! — раздражённо спрашивала Женечка — так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну — маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом.

(5)0на была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было беспо­лезно: он был молчальником.

(7)Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с во­дой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду.

(11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лило­выми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.

(14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

—     (15)Багульник! — буркнул он и пошёл прочь.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста — молчальник. (21)Подума­ли, что он волшебник.

(22) И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любо­пытством.

(23) Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока — для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления.

(27)Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. (28)Но через некоторое вре­мя его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёр­ную головешку на маленьких кривых ногах.

(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таин­ственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заме­тив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка — он был прикован к постели. (35)Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

—    (37)Она тебя ждёт, — говорил больной.

—    (38)Ты болей, не волнуйся, — слышался голос Косты.

—    (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять.

—     (41)Приду утром, — после некоторого раздумья отвечал Коста. — (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть!

(44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару.

(46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с не­скрываемым любопытством?»

1)   Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.

2)   Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.

3)   Когда зацвёл багульник, все решили, что Коста — волшебник.

4)   Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является мета­фора.

1)   Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.

2)   Это у него была такса — чёрная головешка на четырёх ножках.

3)   Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4)   Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста — молчальник.

 

4. Из предложений 34-43 выпишите слово, в котором правописание приставки опре­деляется её значением — «присоединение».

 

5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определя­ется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прича­стии, от которого оно образовано».

 

6. Замените разговорное слово «буркнул» в предложении 15 стилистически нейтраль­ным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

.

9. Среди предложений 34-37 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,(1) хватал пальто и,(2)на ходу попадая в рукава,(3)скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,(4)о которой никто,(5)видимо,(6)не имел представления.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все за­пятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного пред­ложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3)выгуливал,(4)поддержи­вая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5)который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

13. Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднород­ным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложе­ния.

 

14. Среди предложений 5-8 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите но­мера этих предложений.

 

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с во­просом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Аргументируя свой ответ, при­ведите 2 примера из прочитанного текста.

 

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

 

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Вложения
Download this file (Вариант 8 ОГЭ -2015.docx)Вариант 8 ОГЭ -2015.docx[ ]29 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 2621480

Кто на сайте

Сейчас 94 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

Гороскоп Мудрецов

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ

Ассоциация "Гильдия словесников"