Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ-2015 Вариант 4

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 30
ХудшийЛучший 

Вариант 4 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Популярность автомобиля как транспортного средства имеет серьёзные последствия для окружающей среды. (2) Дело в том, что автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёз­ная проблема, особенно в крупных городах, где всё увеличива­ется количество автомобилей. (3)<...> создание автомобилей, менее загрязняющих окружающую среду, так называемых экологических автомобилей, которые ездят на менее вредном горючем, стало новой задачей для автомобильной промыш­ленности.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)     Автомобили, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания, выбрасывают газы, и это очень серьёзная проблема, особенно в крупных городах.

2)      В связи с ростом количества автомобилей, загрязняющих окру­жающую среду, перед автомобильной промышленностью встала задача создания экологического автомобиля, работающего на менее вредном горючем.

3)      Автомобиль как транспортное средство становится всё более по­пулярным, и в связи с этим перед автомобильной промышленно­стью встают серьёзные задачи.

4)      Необходимо бережно относиться к окружающей среде и не за­грязнять её промышленными отходами.

5)      Потребность в создании экологического автомобиля, гораздо меньше загрязняющего окружающую среду, чем обычные авто­мобили, количество которых растёт, ставит перед автомобильной промышленностью новую задачу.

 

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Ведь               Так как         Поэтому                    Потому что               Но


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены зна­чения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствую­щую этому значению в приведённом фрагменте словарной стать

СРЕДСТВО, -а, ср.

1)  Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-либо.

2)  Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществ­ления какой-либо деятельности. Средства защиты.

3)  Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. Косметические средства.

4)  Мн. Деньги, кредиты. Отпустить средства на что-либо.

5)  Капитал состояние. Человек со средствами.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

намЕрение                тОрты                        послалА                     сОгнутый                  ненадОлго

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Приготовленный салат можно украсить свежей зеленью, с которой нужно тщательно СТРЯХНУТЬ все излишки влаги.

Иногда люди, предъявляющие к себе высокие требования, избегают разговоров на темы, в которых они несведущи, чтобы не прослыть НЕВЕЖАМИ.

ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды коллег были для молодого учёного высшей наградой, и он готов был сказать сейчас обо всём, что нако­пилось в его душе.

После долгих и горячих споров на собрании установилось СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

ОПЛАТИТЬ услуги любого оператора сотовой связи можно с помо­щью банковской карты.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ вперёд                ТРЁХСТАМИ учащимися                килограмм ПОМИДОРОВ               исправить БОЛЕЕ АККУРАТНО           пара НОСКОВ

 

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Предложения

Грамматические ошибки

А) И.И. Левитан стремился показать на своих кар­тинах не только краси­вый вид, но и передать всю трогательность рус­ской природы.

Б) М. Горький как-то заме­тил, что «человек дорог мне своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя ».

В) Те, кто мечтает стать инженером, исследова­телем, лётчиком, космо­навтом, должен разви­вать свою зрительную память.

Г) Вопреки вчерашнего не­благоприятного прогноза весь день светило яркое солнце.

Д) Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулём авто­мобиля.


1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением.

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с причаст­ным оборотом.

6) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью.

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

раст…рать           приг...реть             подск...чить               парад…ксальный             р...сток

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена од­на и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..хватный, н...дшить                                  пр…сечь, пр...одолеть

пр...рывать, пр…стать                                  бе…донный, ра...цвет

по….пись, о…дать

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

недоум…вать                       податл...вый             повизг...вать             застенч...вый                        вздраг…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

испорч…нный           откладыва...мый                    взвеш...нный              пове...т           слыш…мый

 

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Башня была (не)очень высокая, но это старинное сооружение всегда производило сильное впечатление на посетителей музея.

Земля покрыта увядшими, но ещё (не)засохшими листьями.

Окружающий нас величественный пейзаж казался далеко (не)обычным сновидением.

Ветер гонит рябь по луже (не)торопливо, а спокойно, как будто за­думчиво, и бежит за тучей тень по влажной траве...

Глубокая синяя тень (не)равномерно разливалась вдоль подножия гор и по дну ущелья.

 

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Отвесные кручи скал (В)ДАЛЕКЕ от нас (ПО)ПРЕЖНЕМУ алели в лучах заходящего солнца.

Александр запрокинул голову, зажмурился, а потом широко открыл глаза: по высокому небу КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ величественно и нето­ропливо плыли белоснежные облака.

Сгущающаяся темнота сглаживала мелкие неровности, но в ТО(ЖЕ) время придавала незнакомой местности КАКОЙ(ТО) мрачный отте­нок.

(С)НАЧАЛА собака бежала (В)ПЕРЕДИ охотника, но, почуяв дичь, вдруг замерла в стойке.

Любимой темой писателя, к которой он в любых обстоятельствах ВСЁ(РАВНО) продолжал обращаться (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей свой жизни, оставалась страна, существовавшая только в его воображении.

 

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Лесник просунул дли(1)ую ветку в выкопа(2)ую каким-то зверьком нору, и мгнове(3)о эта ветка оказалась выпуще(4)ой из рук: кто-то сильно дёрнул её, и она полностью исчезла в отвер­стии.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)  Ветер азартно ударил в металлические рекламные щиты но не справился с ними и с удвоенной яростью налетел на стройные то­поля.

2)  Солнце ещё только поднималось над деревьями и не успело вы­сушить вчерашнего дождя.

3)  Таинственность женских образов на картинах Ф.С. Рокотова проявляется в полуулыбке в удивлённом взгляде или в слегка прищуренных глазах.

4)  Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

5)  Закружились под музыку осени багряные и зеленовато-жёлтые и окаймлённые краснотой пёстрые листья.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

На художественной фотографии запечатлена белокаменная церковь (1) сияющая на фоне (2) широко раскинувшегося (3) неба (4) покрытого облаками.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Личные повседневные огорчения и радости, подробности круп­ного плана могут (1) конечно (2) на время заслонять основное дело жизни человека, но при отсутствии основного дела они (3) безус­ловно (4) не могут составить счастья.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Однажды Анастасия Владимировна организовала для своих учеников экскурсию (1) во время (2) которой (3) они переехали на трамвае по мосту через реку (4) чтобы потом пешком пробраться переулками и садами к самому старому дереву родного города — величественному дубу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Одноклассники договорились встретиться вечером у кинотеатра (1) и (2) хотя Олегу нужно было потом (3) возвращаться домой через весь город одному (4) уже в семь часов он ожидал товарищей.

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не же­лают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его под­держанию!

(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хо­рошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет иг­рать «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало лю­дей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередова­нию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец малень­ких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»

(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напря­жённо ищет истину. (15)Как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16) 0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее.

(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.

(19)Как показывают эксперименты современных психологов, груп­па делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, оп­рашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что принятие ре­шений всегда основано на принятии некой ответственности.

(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает по­следствия, принимает на себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственно­сти. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответ­ственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение.

(25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреж­дать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во мно­гом предстает как профилактика и исправление ошибок.

(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он за­ботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам дру­гих. (ЗО)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно за­ключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.

(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подо­бающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это ору­жие — ясные и основательные доводы.

(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.

(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»

(По Б. Бим-Баду *)

* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — российский педа­гог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.

 

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1)  Умные люди понимают, что не имеют права на ошибку.

2)  «Существователи» занимают активную жизненную позицию в обществе.

3)  Желание человека, чтобы ему «хорошо жилось», не то же самое, что стремление хорошо жить.

4) Чтобы отстоять своё мнение, нужно привести убедительные ар­гументы.

5) Людям свойственно ошибаться.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1)  В предложениях 3-5 представлено рассуждение.

2)  В предложениях 9-11 содержится повествование.

3)  Предложения 15-16 подтверждают содержание предложения 14.

4)  Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 ут­верждение.

5) В предложениях 25-27 содержится описание.

 

22. Из предложений 14-15 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек­ста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

24. «Строя своё рассуждение, академик Б. Бим-Бад делает глубокие обобщения, привлекая мнение авторитетного специалиста и ис­пользуя при этом приём  (А)     ____    (предложения 7—13). Ха­рактеризуя отношение к жизни людей, чьё мнение он приводит в начале текста, автор употребляет лексическое средство  (Б)______________ («существователи» в предложении 14). Раз­мышляя об истине и отношении к ней, автор использует такой троп, как (В)_________________ (в предложении 33), и приём — (Г)________________ (предложения 28, 29—30, 31)».

Список терминов:

1)                  литота

2)                  метафора

3)                  фразеологизм

4)                  сравнительный оборот

5)                  индивидуально-авторский неологизм

6)                  диалог

7)                  ряд однородных членов

8)                  цитирование

9)                  противопоставление

Вложения
Download this file (Вариант 4 (ЕГЭ-2015).docx)Вариант 4 (ЕГЭ-2015).docx[ ]39 Kb
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3423976

Кто на сайте

Сейчас 40 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru