Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

"Преступление и наказание" Ф.Достоевского

E-mail Печать PDF

Предпосылки создания романа "Преступление и наказание"

Лектор – Павел Евгеньевич Фокин, заведующий отделом Государственного музея истории
российской литературы имени В.И. Даля «Музей-квартира Ф.М. Достоевского»

В мире, где правят насилие и жестокость, в мире, в котором деньги решают всё... Имеешь ли ТЫ право Взять на себя роль Судьи? "Одна смерть и сто жизней взамен" - вот такая арифметика... Самое страшное наказание - остаться наедине с собой. Окунись вместе с нами в мир гениальной книги, книги на все времена.

Фёдор Михайлович Достоевский "Преступление и наказание". Буктрейлер

Видеоряд: кадры из телесериала "Преступление и наказание" Музыка: Николай Носков "Исповедь"

 

Мир Достоевского

 

Фёдор Достоевский. "Преступление и наказание" как социально-психологический роман. Электронный учебный курс. Институт "Синергия"

"Преступление и наказание" (1 серия) (1969)
"Преступление и наказание" (2 серия) (1969)

«Когда уже некуда больше идти...»

«Преступление и нака­зание» иногда называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произ­ведениях и Пушкин, и Гоголь, и Некрасов, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский изображает столицу тогдашней России в 60—70-е годы, в пору стремительного развития рос­сийского капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предместий.

Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи. Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имею­щему возможности нанять дачу,— все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

Голодный студент чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого откры­вается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим... Но дело тут не только в том, что лично его оскорбили. «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Герою больше по сердцу Сен­ная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с желтым, продолговатым испитым лицом и краснова­тыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. II слышатся крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков... анамнясь удавиться тоже хотела, с ве­ревки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и воню­чие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огар­ком свечи... Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже не­куда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. И, сознавая все это, он только в запое, обрекающем семью на нищету, находит утешение и даже какое-то мучительное наслаждение: «Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу!» Свою исповедь Мармеладов произносит высокими, торжественными словами, напоминающими религиозные легенды о страдальцах и мучениках. «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!» В этой горячечной восторженности проявляется затаенная претензия Мармеладова на то, чтобы и в «скотском состоянии» его все же считали человеком, достойным уважения. Но здесь важно почувствовать и другое: судьба одной семьи приобретает в рассказе Мармеладова широчайший, вневременной и общечеловеческий характер. Это рассказ о всех «пьяненьких, слабеньких, соромниках», всех замученных и мучающих друг друга, всех обездоленных, которым некуда пойти, неоткуда ждать помощи.

Встреча с Мармеладовым, знакомство с его семьей — все это производит потрясающее впечатление на Раскольникова. Но по­добные потрясения ждут его едва ли не на каждом шагу.

Вот он получает письмо из дому, и становится очевидным, что судьба его матери, его сестры Дуни не более светла, чем судьба Мармеладовых. И, подобно Мармеладову, Раскольников сознает, что виноват неискупимо. Ведь это ему — «надежде и упованию семьи», любимому сыну — мать шлет последние ко­пейки; ведь это ради него — любимого брата — Дуня идет на жертву не лучше «Сонечкина жребия»: решается стать женой омерзительного Лужина...

Перед Раскольниковым встают вопросы, которые давно уже «начали его терзать и истерзали ему сердце»: «А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать?.. Ведь тут надо теперь же что-нибудь сделать, понимаешь ли ты это?» И ему припоминается вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милости­вый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»

Именно ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает послед­ний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотится за нею. И вдруг осознает, что это безнадежно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежной принадлежностью петербургской жизни, о детях, лишенных детства, испакощенных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня.

Но что он может сделать? Страдальцы и сострадающие им представляются Раскольникову бессильными, а мерзавцы, хищни­ки обычно добиваются своего: весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует.

"Преступление и наказание" (1 серия) (2007)

"Преступление и наказание" (2 серия) (2007)

"Преступление и наказание" (3 серия) (2007)

"Преступление и наказание" (4 серия) (2007)

"Преступление и наказание" (5 серия) (2007)

"Преступление и наказание" (6 серия) (2007)

"Преступление и наказание" (7 серия) (2007)

"Преступление и наказание" (8 серия) (2007)

 

«Возлюби прежде всех одного себя». Герои "Преступления и наказания" Достоевского.

«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Теория Раскольникова.

«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Крушение теории.

«Я себя убил, а не старушонку». Наказание преступника.

«Восстановление погибшего человека».

Источник:

М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы/под.ред. Н.Н.Скатова - М.: Просвещение, 1988.

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4122587

Кто на сайте

Сейчас 125 гостей онлайн

 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ассоциация "Гильдия словесников"