Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ Вариант 3

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Вариант 3
Часть 1
А1
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) вклЮчат                2) квартАл                 3) донИзу                   4) послалА
А2 В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1) Перед нами расстилалась пустынная БОЛОТНАЯ равнина, покрытая чахлым лесом.
2) Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звёзд в тёмной — не то БОЛОТНОЙ, не то речной — воде.
3) В тяжёлых БОЛОТНЫХ сапогах было трудно поспеть за Василием Ефимовичем.
4) Ручьи полны чёрной с рыжим отливом водой, настоянной на БОЛОТНЫХ травах.
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по их желанию                                                    3) красивейший пейзаж
2) в двух тысяч пятом году                                     4) прополощи бельё
А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Проверяя полученные результаты,
1) был проведён повторный опыт                        2) их точность подтвердилась.
3) учёный провёл повторный опыт                      4) повторный опыт подтвердил их точность.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» была близка и понятна современникам художника.
2) Те, кто настойчиво стремится к своей цели, достойны уважения.
3) Регистрация участников симпозиума была проведена сразу по их прибытии.
4) Каждой весной киви откладывает одно (редко два) зеленовато-белое яйцо в имеющий вид плоской платформы гнездо, устраиваемое среди корней, или в густом кустарнике, или в вырытой норке.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11..

(1)... (2)Она подвергалась бомбардировке метеоритами и астероидами, заливалась раскалённой магмой и покрывалась вулканическим пеплом. (3)Материки и океаны многократно меняли своё положение, климат становился то теплее, то холоднее. (4)Жизнь, зародившаяся в воде, вышла на сушу и освоила нижние слои атмосферы. (5)Газовая оболочка насытилась живительным кислородом и приобрела состав, позволяющий называть эту смесь воздухом. (6)... изменения нашли отражение в земной коре, которая и поведала об истории нашей планеты.
А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Какой выглядит из космоса наша планета Земля?
2) В течение миллиардов лет существования нашей планеты с ней происходили большие изменения.
З) Ядро Земли — самая горячая и плотная её часть, которая состоит в основном из железа и никеля.
4) Земля обладает радиационным полем, которое обязано своим существованием нестабильным изотопам и радиоактивным элементам.
А7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Поэтому                 2) Однако                  3) Все эти                  4) Благодаря этому
А8 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) меняли положение (предложение 3)                            2) климат становился (предложение 3)
3) насытилась (и) приобрела состав (предложение 5)    4) которая поведала (предложение 6)
А9  Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
1) простое осложнённое                             3) сложноподчинённое
2) сложносочинённое                                 4) бессоюзное сложное
А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова ТЕПЛЕЕ (предложение З).
1) краткое прилагательное                                      2) прилагательное в сравнительной степени
3) наречие в сравнительной степени                    4) краткое причастие

А11 Укажите значение слова АТМОСФЕРА (предложение 4).
1) воздушная оболочка, окружающая Землю                    2) окружающие условия, обстановка
3) единица измерения давления газов                              4) безвоздушное пространство
А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного.
1)1,2               2)1,3               3)1,2,3                        4)2,3
А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прик. .сновение, выч. .щенный, запл. .тить                 2) г. .ристый, симп. .тичный, подск. .зать
3) р..стительность, п..лировать, р..систый                       4) подп. .сать, оп. .здание, зап. .рать
А14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр. .одолевать, пр. .образование, пр. .интересный

2) под. .тожить, сверх.. нтересный, без. .скусньий
3) бе. .донный, ра. .чесать, во. .клицание
4) пр..консультировать, под..брать, пр..бабушка
А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) маяч. .шь, увид. .нный                            3) скле. .шь, уменьш. .нный
2) подкол. .шь, заброс. .вший                      4) умнож. .шь, раскрас. .вший
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. заканч..вать          Б. доверч. .вый         В. ливн. .вый                        Г. забол. .вать
1) А, Б, Г                    2) А, Б            3) А, В, Г                    4) В, Г
А17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Лёгкий утренний ветерок манит на простор, где в голубой дали спят леса, деревни, мельницы с (не)подвижными крыльями, зеркальные пруды.
2) Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
3) Устремлённые в небо соборы и церкви древнего русского города производили (не)обычайно сильное впечатление.
4) Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не)стриженые вихры.

А18 в каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха.
2) ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе.
3) ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево.
4) (В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.
А19 Укажите правильное объяснение постановки занятой или её отсутствия в предложении:
Морские волны вздымаются огромной водяной горой ( ) и рассыпаются несчётными брызгами в пропитанном солнцем воздухе.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И занятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И занятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна занятая.
А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
1)1,2                           2)1,2,3                        3)1,2,3,4                     4)3,4
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять занятые?
Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.
1)1,2                           2)1,3               3)1,2,3,4                     4)3,4
А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну занятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2) В середине 50-х годов ХХ века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

А2З Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Всё в этом необычном человеке привлекало взгляд: печальные и мудрые глаза, большой лоб, душевная сила, проявлявшаяся и в лице его, и в спокойных, сдержанных движениях.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.
1)1                              2)2                              3)1,4                           4)2,4
А25 Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
И.Е.Репин признавался (1) что (2) пока он работает над портретом (3) в его душе живёт влюблённость в того человека (4) чей портрет он пишет.
1)1,2,3                        2)1,4               3)2,3,4                        4)1,2,3,4
А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его душе созерцание природы.
2) А.Х. Востокова, который вписал немало ярких страниц в историю русской лингвистической науки, уважительно называют отцом славянской филологии.
3) Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4) Репетиции спектакля юные актёры проводили в квартире Дмитрия Сергеевича, который жил тогда в Плотниковом переулке.

А27 Прочитайте текст.
Недостаточно, чтобы художник-пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор: важно, чтобы он сумел раскрыть в картине своё отношение к изображённой природе, показал, какое впечатление она производит на человека. Мы говорим: «весёлый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». Когда пейзажист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передаёт зрителю настроение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастерства художника.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Художник-пейзажист должен уметь верно изображать на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор.
2) Пейзажист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым.
3) Если мы говорим: весёлый дождик», «унылое небо, «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся мор», то это значит, что картина создана художником-пейзажистом.
4) Мастерство художника-пейзажиста проявляется в умении не только верно изображать природу, но и передавать зрителю то настроение, которое она вызывает в его душе.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1
(1) Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)Знания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)Знание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)Знание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)Знание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21) Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22) А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать внимание долгих дум....»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать внимание долгих дум».

(26)И для некоторых людей это — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».
(По Б. Бим-Баду*)
*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) — академик РАО.
А28 Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Невнимание человека к проблемам экологии может привести к негативным социальным и экономическим последствиям.
2) Достоверность информации нуждается в проверке.
3) Единственное, чему следует учить подрастающее поколение, — это умение добывать информацию.
4) В истории существовало множество различных типов философии.
А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 15—19 представлено рассуждение.
2) 23 и 24 предложения подтверждают суждение, высказанное в 20 предложении текста.
3) 2 предложение текста содержит описательный фрагмент.
4) В предложении 30 представлено рассуждение.
А30 Укажите предложение, в котором используются синонимы.
1)6                  2)11                3)19                4)28
Часть 2

В1 Укажите способ образования слова ЗАКОНОМЕРНОСТЬ (предложение 16).
В2 Из предложений 26—2 7 выпишите все предлоги.
В3 Из предложений 8—9 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4 Среди предложений 7—16 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 Среди предложений 1—9 найдите предложения с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами).
Вб Среди предложений 7—17 найдите сложное предложение с придаточным причины.

В7 Среди предложений 2—7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.
В8 «Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как ___ (предложение 1). Стремясь раскрыть сложные понятия, Б. Бим-Бад прибегает к использованию такого синтаксического средства, как ______ (например, в предложениях 4, 6, 8), а также такого приёма, как ____ (в предложении 16). Описывая процесс мышления, автор использует такой троп, как
(мучительного спора», «жёсткого требования» в предложении 23)».
Список терминов: 1) литота  2) фразеологизм  3) эпитет   4) цитирование   5) противопоставление
6) восклицательное предложение   7) парцелляция   8) ряд однородных членов  9) вопросно-ответная форма изложения

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4265680

Кто на сайте

Сейчас 19 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я вижу и корректирую письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

Заявки по адресу gala.stepyak@yandex.ru


 

 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ

Ассоциация "Гильдия словесников"