Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ Вариант 2

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Вариант 2

Часть 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) врУчишь                 2) крАны                     3) довЕрху                  4) налИла
А2 В каком предложении вместо слова ДЕЛОВОЙ нужно употребить ДЕЛОВИТЫЙ?
1) Между книгами попадались письма и бумаги ДЕЛОВОГО характера.
2) Если бы на ДЕЛОВЫХ заседаниях было принято аплодировать, докладчик обязательно был бы награждён аплодисментами.
3) Пушистый зверёк, сидя на ветке сосны, с ДЕЛОВЫМ хрустом грыз принесённый ребятами гостинец.
4) Нижняя, ДЕЛОВАЯ часть города с различными конторами и лавками располагалась почти у самого моря.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) смотрев вперёд                                                       3) о трёхстах участниках
2) лучшие парикмахеры                                             4) около двух килограммов
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Готовясь к экзамену,

1) была проведена серьёзная работа.                        2) ученики провели серьёзную работу.
3) выпускникам пришлось нелегко.                4) ожидали большие трудности.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Согласно распоряжения директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.
2) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.
З) Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.
4) На картине «Три богатыря» В.М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А 11

(1)... (2)Мантийные потоки медленно поднимаются вверх от ядра, затем растекаются в стороны вдоль поверхности и, сходясь в других областях, вновь погружаются вглубь. (З)В результате хрупкая земная кора раскалывается на блоки и плиты. (4)Эти части земной коры перемещаются в горизонтальном направлении. (5)Скорость перемещения так называемых литосферных плит чрезвычайно мала: она составляет миллиметры, максимум несколько сантиметров в год. (6)... это движение определяет внешний облик планеты и многие процессы, происходящие на ней.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Вопрос о том, твёрдым или жидким является ядро Земли, отнюдь не праздный и не может быть решён однозначно.
2) Вещество Земли постоянно находится в движении.
3) Звуковые волны образуют так называемое сейсмическое поле.
4) С глубокой древности величайшие умы человечества стремились узнать, что находится у нас под ногами, что служит основанием окружающего нас мира.
А7 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Кроме того,             2) Вследствие того что          3) Поэтому                  4) Но именно
А8  Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) погружаются вглубь (предложение 2)                               2) эти части перемещаются (предложение 4)
3) скорость мала (предложение 5)                                         4) определяет облик (предложение 6)
А9 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) простое осложнённое                                 2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое                                    4) бессоюзное сложное
А10  Укажите верную морфологическую характеристику слова ЧРЕЗВЫЧАЙНО (предложение 5).
1) краткое прилагательное      2) частица      3) наречие       4) страдательное причастие
А11  Укажите значение слова ЯДРО (предложение 2).
1) внутренняя часты плода в твёрдой оболочке

2) внутренняя, средняя, центральная часть чего-либо
3) важнейшая часть клетки животного и растительного организма
4) сущность, основа чего-либо
А12  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой — бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости.
1)1,2                2)1,3                3)1,2,3              4)2,3
А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) г…рбарий, раст…рать, засл...нять                                    2) р...скошный, см...риться, отп...лить
3) оз...рить, препод...ватель, к...личество                  4) созн...ние, зав...ршать, в...негрет
А14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) без...нициативный, сверх...нтересный, пред...стория
2) пр...морский, пр...тормозить, пр...коснуться
3) бе…порядочный, ра…жигать, и...целить
4) по...ключить, пре...положительный, о…брасывать
А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) разлож...шь, устро...вший                           3) отгон...шь, выращ…нный
2) напиш…шь, муч…мый                              4) постел...шь, умнож...вший
А16  В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. расстра…ваться.               Б. овлад…вать           В. завистл…вый                     Г. сирен...вый
1)А,Б                           2)А,Б,Г                        3)А,В                          4)В,Г
А17  В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.
2) Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не)делающих тому чести.
3) Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди.
4) Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей вяленой олениной и печёной картошкой, напоили топлёным молоком.
А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Данные о состоянии атмосферы, океана и суши передаются (С)НАЧАЛА в территориальные, (ЗА)ТЕМ в региональные и, наконец, в мировые метеорологические центры.
2) ЧТО(БЫ) уменьшить потери холода (В)ТЕЧЕНИЕ погрузки или разгрузки рефрижераторных судов, их трюмы и люки делают небольшими.
3) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ тысячелетий единственным орудием для заготовки леса был топор — (В)НАЧАЛЕ каменный, потом железный.
4) (ВО)ВРЕМЯ работы в космосе приборы не испытывают воздействия атмосферы и (ПО)ЭТОМУ позволяют получить достаточно точную научную информацию.
А19. Укажите правильное объяснение постановки занятой или её отсутствия в предложении:
Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте ( ) и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна занятая.
А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
1)1,2,3              2)1,3                            3)1,3,4              4)2,4
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
А.И.Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д.И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.
1)1,2                            2)1,3                            3)1,2,3,4                       4)3,4
А22  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну занятую (Знаки препинания не расставлены.)

1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
А23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Но среди манящей глаз природы Крыма сердце Васильева тосковало по родным местам: по зелёным лугам, по разбитым просёлочным дорогам, по рыжим осенним перелескам.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

А24 В каком варианте ответа правильно, указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять занятые?
У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным.
1)1                   2)2                   3)1,3                4)2,4
А25  Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Некоторые из современников А.С.Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О.А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».
1)1,2,3              2)1,3                3)1,4                4)2,3
А 26  В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».
2) Благодаря своей  цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
3) А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
4) В.И.Даль — человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.

А 27  Прочитайте текст.
Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. Недоказанными  оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, « сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. Оказалось, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Верблюды могут долго обходиться без пищи и без воды, и учёные выдвигали различные догадки о причинах этой удивительной способности, только одна из которых оказалась доказанной.
2) Стойкость верблюдов к жажде обусловлена тем, что они за счёт воды способны терять до четверти массы своего тела, а влага в их крови при этом удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.

3) Относительно стойкости верблюдов к жажде учёными были выдвинуты два предположения: воду удерживает желудок животного и выносить верблюду жажду позволяет накопленный в горбах жир.

4) Пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и его умение долго обходиться без воды объясняется прежде всего способностью поглощать влагу в значительно большем количестве, в отличие от других животных.

Прочитайте текст и выполните  задания А28—А30; В1—В8; С1

(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (3)Вот примеры жалоб.

(4)«Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6) Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»

(7) «Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума — разговаривает сам с собой» .

(10)Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон — будто его нет дома. (11)Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»

(12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается.

(15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. (16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети — потомки своих «телевизионных» родителей.

(18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого- то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то — неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи...

(23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования… (28)То ли ещё будет.

(29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь...»

(33)Времяпрепровождение  в он-лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации.

(36)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.
(По А. Ивановой*)
*Александра Георгиевна Иванова — семейный психолог.

А28 Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Родителей современных подростков более всего беспокоит то, что их дети целые дни проводят у телевизоров.
2) Родители современных подростков даже при большом желании не сумеют научиться ориентироваться в виртуальном пространстве.
3) Образованный человек не должен пользоваться Интернетом.
4) Современные подростки общаются сегодня не только по телефону, но и через Интернет.
А29  Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 18—19 представлено рассуждение.
2) 8 предложение текста содержит описательный фрагмент.
3) 33 предложение подтверждает суждение, высказанное в 29 предложении текста.
4) В предложениях 26—27 содержится обоснование высказанного в предложении 25 суждения.
А30  Укажите предложение, в котором используются синонимы.
1)12                2)18                3)30                4)36

Часть 2
В1 Укажите способ образования слова ПРИМЕРНО (предложение 12).
В2 Из предложений 33—35 выпишите союз.
В3 Из предложений 15—16 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4 Среди предложений 13—20 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 Среди предложений 27—37 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
В6 Среди предложений 18—27 найдите сложные предложения с придаточным уступительным. Напишите номера этих сложных предложений.
В7 Среди предложений 4—11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8 Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как _____ (предложения 4—6, 7—9, 10—11), а также такое синтаксическое средство, как _______ (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как _______(«сходит с ума»  в предложении 9, «из рук вон»  в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как ______ (предложения 18—19, 23—24), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению.

Список терминов: 1) литота  2) термин 3) фразеологизм 4) цитирование 5) риторический вопрос

6) эпитет 7) парцелляция  8) ряды однородных членов  9) вопросно-ответная форма изложения

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3298570

Кто на сайте

Сейчас 80 гостей онлайн

Прекрасная новость!
Теперь у вас есть возможность получить
КОНСУЛЬТАЦИЮ
или лучше изучить русский язык,
а также подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ
дистанционно,
записавшись на ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЕ
к автору сайта

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru