Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

ЕГЭ Вариант 1

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Вариант 1

Часть 1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвОним                2) бантЫ                     3) завИдно                  4) рвАла

А2 В каком предложении вместо слова ДЕЛЬНЫЙ нужно употребить ДЕЛОВИТЫЙ?

1) После непродолжительного раздумья бригадир выдвинул ДЕЛЬНОЕ предложение.

2) Вожатый ДЕЛЬНОЙ походкой направился в сторону оживлённо обсуждавших результаты конкурса ребят.

3) Нельзя было не согласиться с доводами Петра, его советы всем показались ДЕЛЬНЫМИ.

4) Старый чердак был буквально завален разными вещами, но ДЕЛЬНЫХ предметов будущие путешественники нашли совсем немного.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) двухстами предметами                              2) килограмм помидоров

3) серьёзнейшее замечание                            4) поезжайте в город

А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая роман-трилогию,

1) привлекались документально подтверждённые данные.

2) писатель использовал подлинные документы эпохи.

З) были использованы подлинные документы эпохи.

4) документы эпохи подтверждали достоверность событий.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием.

2) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения.

З) Вопреки прогноза установилась ясная погода.

4) В.М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3)Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса; стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4)Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5) Разогретые распадом радиоактивных элементов ведра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока это главное проявление теплового поля Земли. (6)... Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями.

А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) До сих пор о глубинных слоях Земли мы знаем меньше, чем о космосе, и шансов когда-либо проникнуть в подземный мир не так уж и много.

2) Нашу планету покрывает каменная оболочка — земная нора, которую М.В. Ломоносов образно называл «черепом Земли».

3) Как космический объект Земля обладает различными физическими полями.

4) Учёные предполагают, что внешнее ядро Земли находится в жидком состоянии, а её внутреннее ядро представляет собой твёрдое тело.

А7 Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Например,               2) Наоборот,               3) Кроме того,                        4) Зато

А8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста?

1) имеют поле             2) которое замечаем   3) мы замечаем          4) указать

А9 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) простое осложнённое          2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) бессоюзное сложное

А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН (предложение 4).

1) краткое прилагательное          2) страдательное причастие     3) наречие             4) деепричастие

А11 Укажите значение слова АТМОСФЕРА (предложение 4).

1) воздушная оболочка, окружающая Землю                        2) окружающие условия, обстановка

3) единица измерения давления газов                                    4) безвоздушное пространство

А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.

1)1,2                2)1,3                3)1,2,3              4)2,3

А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) д…лголетие, п...йзаж, рассм...треть

2) р...систый, разб...влять, д…ление

3) г...лосование, п…норама, разб…раться

4) б...снословный, к...ридор, осн...щать

А14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр...увеличивать, пр…школьный, пр...подавать

2) и...черпать, ра...пределить, бе...цельный

3) пре...писание, по…клеить, о...давать

4) дез...нфекция, под...тожить, небез...звестный

А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) раздел...шь, колебл...мый                           2) бор...шься, выключ...вший

3) откус...шь, раскраш…нный                        4) подкле...шь, слыш…мый

АI6 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. причудл…вый        Б. оцен…вать             В. глянц…вый Г. ослаб…вать

1) А, Б, Г         2) А, Б             3) А, В, Г         4) В, Г

А17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться.

2) По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар.

3) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.

4) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ТЕЧЕНИЕ полёта шасси создаёт лишнее сопротивление, (ПО)ЭТОМУ все современные самолёты строят с убирающимся шасси.

2) Методы зондовой микроскопии позволяют не только видеть атомы и молекулы, но и воздействовать на них, (ПРИ)ЭТОМ объекты могут изучаться ДА(ЖЕ) в газах и жидкостях.

3) Осипу хотелось думать, что лёгкие облака плывут в ТАКИЕ(ЖЕ) счастливые земли, какая и его любимый край, в который он вернулся (НА)КОНЕЦ после долгих скитаний.

4) ЧТО(БЫ) прогноз погоды был точным, данные о состоянии атмосферы, океана и суши получают на метеорологических, аэрологических и радиолокационных станциях, а ТАК(ЖЕ) со спутников.

А19 Укажите правильное объяснение постановки занятой или её отсутствия в предложении:

Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо ( ) и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И занятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна занятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И занятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна занятая.

А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять занятые?

Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

1)1,2,3                2)1,3                3)1,3,4             4)2,4

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять занятые?

Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

1)1,2                2)1,2,3,4                       3)1,3                4)3,4

А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.

2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.

3) Со вниманием и любовью написаны художником и обстановка дома и одежда персонажей картины и каждый предмет.

4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

А23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В середине ХVIII столетия взоры русских художников обратились в прошлое: в России появилась и стала привлекать всё большее внимание мастеров историческая живопись.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять занятые?

Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.

1)1                   2)2                   3)1,3                4)2,4

А25 Какой вариант ответа показывает правильную расстановку занятых в предложении?

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом  (4) крепостных людей.

1)1,2,3              2)1,3                            3)1,4                            4)2,3

А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением,  выраженным причастным оборотом?

1) Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России.

2) Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.

3) Из пчелиного ада вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудов, периферической нервной системы.

4) Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.

А27 Прочитайте текст.

Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получал «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.

2) Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.

3) Когда дно повышается к берегу постепенно, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны, ударяясь о пологое дно, уходят в воздух, поэтому животные, не улавливал их отражения, плывут вперёд, оказываются на мели и погибают.

4) Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.

 

Прочитайте текст к выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год опубликована повесть Марины Голубицкой «Вот и вся любовь». (2)Она посвящена пермской учительнице литературы, знаменитой в 70—80-х годах Елене Николаевне (фамилия в повести изменена, а имя и отчество — нет).

(3)А я хорошо знала Елену Николаевну. (4)При советской власти её выжили из элитной школы: не любили тогда, чтоб личность выделялась умом и искренностью — ох, как не любили! (5)11 она ушла работать в школу рабочей молодежи, где я как раз служила библиотекарем.

(6)На самом деле мне только казалось, что я хорошо знала Елену Николаевну! (7)Знала, да не знала! (8)В повести приведены письма Елены Николаевны, много её прекрасных писем, (9)Глубоких, ярких писем, в которых её любовь к ученикам, её память о каждом из них так поразили меня!

(10)Я долго плакала, когда закончила читать повесть, и это были просветлённые, благодарные слёзы. (11)Я чувствовала себя счастливой и потому, что Марина Голубицкая написала эту прекрасную повесть о чудесном человеке, и потому, что жил этот человек — Елена Николаевна — в Перми, моём городе! (12)А более всего меня радовала мысль, что на самом деле «время - честный человек». (13)Как любила учительница своих учеников! (14)И они отплатили ей взаимностью! (15)Когда Елена Николаевна оказалась за границей, где страдала от ностальгии, одиночества и болезней, ученики писали, приезжали, помогали, снова писали, снова приезжали...

(16)Я помню, как мы однажды в школе рабочей молодёжи вели с Еленой Николаевной долгий разговор о «Вишневом саде». (17)Она говорила: «Лопахина есть умение жить, но нет культуры, а у Раневской есть культура, но совершенно нет умения жить».

— (18)Будет ли в России время, когда всё это уместится в одном человеке? — спросила я.

(19)Помню, как иронично она на меня посмотрела в ответ...

(20)Но как она тосковала по этой России! (21)Перечитывала любимых авторов, писала прекрасные письма ученикам, оставшимся на родине. (22)Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». (23)Её терпение было красиво.

(24)И всё же, когда она заболела и оказалась в доме для престарелых... вдруг отказалась принимать лекарства и через месяц умерла. (25)Как Гоголь. (26)Но это я так думаю. (27)Мы же никогда не узнаем, почему произошло то, что произошло в конце...

(28)Но остались ученики — много учеников. (29)И все помнят её уроки, её мысли, её доброту и широту её взглядов. (30)И та же Марина Голубицкая мечтает когда-нибудь — там — снова встретиться с Еленой Николаевной и посидеть с нею на скамейке, как бывало, чтоб наговориться всласть...

(По Н. Горлановой*)

*Ника Викторовна Горланова (род. в 1947) — российская писательница, публикуется с 1980 года.

 

А28. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Воспоминания автора текста Нины Горлановой нашли отражение в её повести «Вот и вся любовь».

2) Руководители и учителя элитной школы, в которой преподавала Елена Николаевна, ценили этого человека как неординарную личность.

3) Автор текста гордится тем, что училась в классе, где преподавала Елена Николаевна.

4) Чувствуя искреннюю любовь учителя, ученики отвечают взаимностью.

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 15 предложение подтверждает суждение, высказанное в 14 предложении текста.

2) Предложений 8—9 текста содержат описательный фрагмент.

3) В предложениях 11-13 представлено повествование.

4) В предложении 24 перечислены происходящие друг за другом события.

А30 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм?

1) 6                  2) 10                3) 15                4) 21

 

Часть 2

В1 Укажите способ образования слова ИЗРЕЧЕНИЕ (предложение 22).

В2 Из предложений 3—5 выпишите все предлоги.

В3 Определите тип подчинительной связи в словосочетании СНОВА ПИСАЛИ (предложение 15).

В4 Среди предложений 12—21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5 Среди предложений 15—22 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

В7 Среди предложений 10-15 найдите такое, которое связано е предыдущим при помощи союза и двух личных местоимений. Напишите номер этого предложения.

В8 Создавая образ замечательного учителя, автор использует такие синтаксические средства, как _________ (в предложениях 15, 29) и ___________ (например, предложения 13, 20), а также такой приём, как ____________ (в предложениях 17, 22). Искренность и глубина чувства, испытанного Н. Горлановой, когда она читала книгу о Елене Николаевне, показана с помощью такого тропа, как _______________ (просветлённые, благодарные слезы в предложении 10).

Список терминов:

1) сравнительный оборот  2) термин  3) восклицательные предложения  4) цитирование

5) риторический вопрос 6) эпитет  7) парцелляция  8) ряды однородных членов  9) гипербола

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3445823

Кто на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru