Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Былины

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

...

Богатыри

— действующие лица русских былин, но не все, однако же: так, например, богатырем не считается ни князь стольнокиевский Владимир "Красное Солнышко", ни такие чудовищные существа, как Идолище поганое или Жидовин. Богатыри обладают типическими и более или менее общими им всем свойствами: богатырь, прежде всего, должен обладать силою; Б. всегда молод, и хотя в былинах часто говорится о "старом казаке" Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит "обремененный летами", а только возмужалый, опытный в военном деле. Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского Б., но недостаточно одних физических доблестей, надо еще, чтобы вся деятельность Б. имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих Б., и гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжелую походку, оглушительный голос, продолжительный сон и способность пить огромными приемами. Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но в общем все-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках, и имеет своим назначением придать богатырям более идеальный характер.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


Среди богатырей принято выделять «старших» и «младших». К «старшим», как правило, относят Святогора, Волхва Васильевича, Микулу Селяниновича. «Старшие» богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаистичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своём роде, так что у него не может быть иного противника, кроме самой природы, матери сырой земли. Святогор, например, обладает совершенно невиданной силой и мощью. Даже Илья Муромец оказывается по сравнению с ним не просто слабым, но до такой степени беспомощным, что Святогор его не замечает.

Традиционно выделяются два главных цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев. События большинства былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе киевского князя Владимира Красное Солнышко. Этот цикл называется киевским или Владимировым. К нему относятся песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и др. Даже если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует. Второй цикл образуют новгородские былины. Их герои — Садко и Василий Буслаевич - родились и жили в Новгороде. Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.

Первый пласт — архаические богатыри. Они живут до истории, до конфликтов и бед русского средневековья и вне самой земли Русской. Они как бы почва, на которой сложатся образы богатырей киевских.

Один из древних богатырей Вольга-Волх — кудесник и чудесный охотник, добывающий с помощью оборотничества себе и своей дружине снаряжение и пропитание.

Былина о Волхе посвящена завоеванию Индийского царства, в котором он со своей дружиной и остается жить. Сюжет этого эпического сказания и облик главного героя совсем не похожи на классические былины о защите земли Русской.

Как родился могуч богатырь,

Молодой Волх Всеславьевич,

Подрожала сыра земля,

Стреслося славное царство Индейское,

А и синее море сколыбалося

для ради рожденья богатырскова.

А и будет Волх десяти годов,

В та поры поучился Волх премудрости:

А и первой мудрости учился

Обвертываться ясным соколом.

Ко другой мудрости учился

Обвертываться гнедым туром-золоты рога.

Ко третьей-та мудрости учился Волх

Обвертываться серым волком...



Другой из доисторических богатырей, Святогор - ужасный великан, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии, когда к нему приходит Илья. Другие былины рассказывают о его женитьбе, о встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

Его имя чисто русское, произошедшее из "святой" и "гора", обозначающее богатыря величиною с гору. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер этих последних: Святогор-богатырь живет на святых (т. е. небесных, облачных) горах. Сила его — необычайна.

Не с кем Святогору силой помериться,
А сила-то по жилочкам
Так живчиком и переливается:
Грузно от силушки, как от тяжелого бремени.
Илье Муромцу калики перехожие дают такой совет:
Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею поленицею удалою,
А только не выходи драться
С Святогором-богатырем:
Его и земля на себе через силу носит.

Его палицей по голове, а он – дремлет (иногда, правда, бормочет: «Как русские мухи-то кусаются»). Огорчился Илья: силы не стало. Попробовал, ударил той же палицей по дубу – разлетелся дуб на мелкие щепки… Есть еще сила! Только после третьего удара проснулся Святогор. Проснулся, посмотрел, кто там беспокоит, протянул руку и …. сунул Илью Муромца к себе в карман. Вот и все сражение.

Задумался однажды Илья Муромец: «Какой же я богатырь, если еще не мерялся силой с великим богатырем Святогором?» И отправился искать его.

Заехал-то Ильюшенька Муромец

На те ль тут горы на высокие,

Под ущелья были да плотные.

Как едет чудовище, чудо ведь,

Сидит-то он еще на добром коне,

Такого чуда он да ведь не видал,

Такого чуда он не слыхал.

Как тут разъехаться на добром коне,

Ударил своей палицей богатырской

Прямо тут ему  буйну голову.

А как то ведь чудовище да идет-то,

На коне сидит да подремливат,

Назад-то ведь чудо не оглянется…

Итак, Илья оказался в кармане у Святогора. Но тут конь Святогора стал спотыкаться и на вопрос хозяина, что с ним случилось, ответил: «Не могу я возить двух богатырей». Святогор освободил Илью. Они побратались и поехали дальше. Встретился им по дороге каменный гроб. На том гробу подпись:

Кому суждено в гробу лежать,

Тот в него и ляжет.

Лег Илья Муромец — для него домовище и велико, и широко; ложится Святогор-богатырь, гроб пришелся по нем. И крышка подошла. Хотел Илья крышку поднять, а она приросла, никак ее с места не сдвинуть.

«Руби!» - просит Святогор.

Стал Илья бить своей палицей.

Где ударит – там обруч железный появляется. Чем больше бьет, тем крепче схватывают гроб обручи… Так скончался Святогор-богатырь. Илья Муромец привязал его коня к гробу, а меч кладенец себе взял.

Широко известна история о том, как похвалялся Святогор-богатырь: «Кабы я тяги нашел, поднял бы землю!» Едучи путем-дорогою,  увидел он проезжего. Припустил Святогор своего коня, скачет во всю прыть, а не может нагнать пешехода и закричал ему громким голосом: «Ой же ты, прохожий человек! Приостановись немножечко, не могу тебя нагнать на добром коне». Приостановился прохожий, снял с плеча сумочку и положил наземь. Спрашивает его Святогор: «Что у тебя в сумочке?» - «А вот подыми, увидишь». Сошел Святогор с коня, захватил сумочку рукою - не мог и с места сдвинуть; стал подымать обеими руками, чуть-чуть» приподнял —сам по колена в землю угряз. «Что это,— говорит,— у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, а вот поднять не могу». -  «В сумочке у меня тяга земная». — Да кто ж ты такой? Как тебя по имени зовут, как величают по отчеству?» - Я есмь Микулушка Селянинович».


В другой редакции этого замечательного сказания, Святогор ехал по чистому полю.

Не с кем Святогору силой померяться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

Грузно от силушки,

Как от тяжелого беремени.

Вот и говорит Святогор:

«Как бы я тяги нашел,

Так я бы всю землю поднял»…

И тут наезжает он на маленькую сумочку переметную. Пробует пошевелить ее палкой – не сдвинуть; тронул пальцем – не шелохнулась; хватил рукой – не поднять. Слез Святогор с коня, взялся за сумочку двумя руками, поднял повыше коленей – сам до коленей в землю ушел.

А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

Где Святогор увяз, тут и встать не мог.

Тут ему было и кончение. Не одолел Святогор земной тяги

Святогор поражает своими размерами и силой. Казалось бы, ему и быть первым богатырем на Руси. Но он не совершает никаких подвигов, не защищает Киев от татар и степняков, не несет караула на богатырской заставе. Он стоит особняком от всех богатырей. Нет никакого смысла в его существовании. Обитает он на горах, ровная земля под ним прогибается. Если он не лежит на горах, он бесцельно разъезжает по степи. И то, что он дремлет в седле, тоже характерная деталь: он ничем не взволнован, никуда не торопится. И ему никто не нужен, и он никому не нужен. Он сам по себе

Микула Селянинович

А пахарь Микула Селянинович легко подымает  суму с тягой земною — ведь своя ноша не тянет. Кому еще, как не землепашцу, управляться с тяготами повседневного труда на земле?

Характерно, что не только Святогор, но и Вольга не способен потягаться с Микулой. Вольга не только не может три дня догнать в чистом поле идущего за плугом пахаря, но даже и выдернуть из земли его сошку.

Селянинович Микула встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Он представитель земледельческого быта, обладающий не количественной, как Святогор, а качественной силой, которую можно назвать выносливостью

Илья Муромец (мультфильм)

Илья Муромец и Соловей Разбойник (мультфильм)


Добрыня Ниитич (мультфильм)

 

 



Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE
 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3448909

Кто на сайте

Сейчас 121 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru