Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Концепция развития и обучения Л.С.Выготского

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В работе «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» Л.С.Выготский сформулировал гипотезу о «более правильном решении» обсуждаемого вопроса. По его мнению, самым существенным для его решения является положение о том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития. Таким образом, он ввел в психологию важнейшее понятие «зоны ближайшего развития». Зона ближайшего развития - дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстниками.

Смысл данного понятия в следующем: ребенок, подражая сверстникам и взрослым, в коллективной деятельности с ними может сделать гораздо больше того, что входит в пределы его собственных возможностей, и притом сделать с пониманием. То, что ребенок сделает сегодня с помощью других, завтра он уже выполнит самостоятельно. Это «то» и является содержанием зоны ближайшего развития. Она, по словам Л.С.Выготского, «помогает нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания». Тем самым гипотеза устанавливает единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития, предполагает переход одного в другое.

Следующим существенным моментом гипотезы Л.С.Выготского является представление о том, что, хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. Между ними устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой.

Л.С.Выготский изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека (этот фундаментальный закон был сформулирован им раньше, выступая основой всей его культурно-исторической концепции психического развития человека): «...Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка...».

Понятие зоны ближайшего развития послужило конкретизацией другого фундаментального понятия, введенного в психологию Л.С.Выготским и определяющего два основных вида психических процессов: «интерпсихического» и «интрапсихического». Первоначально индивид (и в особенности ребенок) включен в непосредственно социальную деятельность, распределенную между членами некоторого коллектива, имеющую внешнее, развернутое выражение и реализуемую с помощью различных вещественных и знаковых средств. Усвоение способов выполнения этой деятельности и использования ее средств, позволяющих управлять своим поведением, формирует у индивида интерпсихические процессы (в обучении при тесном сотрудничестве ребенка со взрослым у первого формируются именно они).

Затем способы этой деятельности, сначала усвоенные в их внешней форме, преобразуются и превращаются во внутренние (умственные) или интрапсихические процессы. В этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным, т.е. в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

С этой точки зрения обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение - внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Его существенным признаком является то, что оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но преодолевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка.

Таким образом, вопрос о соотношении обучения и развития детей Л.С.Выготский гипотетически решал, опираясь на общий закон генезиса психических функций ребенка, обнаруживающийся в зонах ближайшего развития, которые создаются в процессе его обучения, т.е. в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами. Нечто новое ребенок сможет самостоятельно сделать после того, как он исполнял это в сотрудничестве с другими. Новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного индивидуального продолжения ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение. Вне подобного обучения в психической жизни ребенка невозможны процессы, связанные с его развитием. Обучение — внутренне необходимый и всеобщий момент развития ребенка. Без «хорошего обучения» эффективное психическое развитие ребенка немыслимо.

Такова сущность оригинальной гипотезы Л.С.Выготского: источник развития - обучение ребенка как его общение и сотрудничество со взрослыми и товарищами; основные психологические закономерности развития - «правильная» организация общения и сотрудничества, т.е. создание зон ближайшего развития, и «перевод» коллективного выполнения какой-либо психической функции в план ее индивидуально-самостоятельного осуществления.

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 2106356

Кто на сайте

Сейчас 6 гостей онлайн

Голосование

Удовлетворены ли вы нынешней системой образования?
 

Гороскоп Мудрецов


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Рабочие программы
по русскому языку
к учебнику М.М.Разумовской
(ФГОС)

cover

Русский язык. 5 класс: рабочая программа
по учебнику под ред
Крицкая Е. А.
93 руб
В сборнике представлены рабочие программы к УМК
под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, УМК "Русский язык.
Теория", "Русский язык. Практика", "Русский язык. Русская речь",
УМК В. В. Бабайцевой (углублённое изучение).
Данные линии соответствуют Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего
образования, одобрены РАН и РАО, имеют
гриф "Рекомендовано" и включены в Федеральный перечень учебников.
3-е издание, стереотипное.
Составитель: Харитонова Елена Ивановна.
Подробнее: http://www.labirint.ru/books/359422/

Хорошо бы купить!

ГИА 2015. Русский язык. 5 класс. Диагностические и контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников - Степанова Л.С. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru Цена 100 руб.

Проверочные работы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской. ФГОС - Макарова Б.А. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru Цена 54 руб.

Зачетные работы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской "Русский язык. 5 класс". ФГОС - Потапова Г.Н. | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru Цена 71 руб.

Ассоциация "Гильдия словесников"


Как скачать видео себе на компьютер?

Скачать непосредственно с сайта

Скачать при помощи SaveFrom.net помощник

Новые технологии и не только

Дидактор
  • 5 обязательных инструментов для современного урока
  • Как стать УЧИТЕЛЕМ с большой буквы?
  • Ping Pong — эффективное средство обратной связи
  • Д. Медведев: за призвание платить не надо
  • Как сделать СОРБОНКУ более интерактивной?
  • Новые интерактивности от Mentimeter
  • С чего начать новый учебный год?
ОКНА 21 ВЕКА. Легкие раздвижные окна - тр тс 017 2011 легкая промышленность.;Купить комплектующие для кроватей - лестница из искусственного камня в дом.