"Для чего жить и что такое я?"
Первая встреча с Пьером Безуховым
Впервые мы встречаемся с Пьером в салоне Анны Павловны Шерер, куда тот приходит после своего приезда в Москву. Анна Павловна «выводит» Пьера в свет, так как тот молод и не имеет прочного положения в обществе – отчасти по своему возрасту, а отчасти из-за того, что является незаконным сыном богатейшего придворного вельможи Кирилы Владимировича Безухова. Несмотря на свою молодость и неумение держаться в свете, Пьер имеет некоторые убеждения. Подобно Андрею Болконскому, которого он поддерживает во время спора о Наполеоне, Пьер мечтает о славе и преклоняется перед силой личности французского императора. Появление Пьера в Москве сопряжено с делом о наследстве – в город съезжаются все потенциальные наследники громадного состояния старого графа Безухова, умирающего в своем роскошном особняке.
Скандальная слава Пьера
Не знающий своего истинного призвания и томящийся от избытка молодых сил, Пьер растрачивает энергию в гусарских кутежах и пьянках, так что за ним тянется целый шлейф скандалов. Ему хочется общественного признания, одобрения окружающих, именно это заставляет его самоутверждаться в состязаниях вроде «кто кого перепьет» или выходках наподобие той, когда они с парой приятелей привязали квартального к медведю и бросили в реку.
Получение наследства, женитьба на Элен
Однако очень скоро тайным помыслам Пьера суждено сбыться. К изумлению всей Москвы старый граф почти все свое состояние оставляет незаконному сыну, то есть Пьеру. Впервые с «изнанкой» светского общества Пьер сталкивается именно при получении наследства, когда выясняется, что ради больших денег «благородные» вельможи могут пойти и на хищение, и на подлог, и на прочие низости. Однако все это проходит «мимо» Пьера, как кошмарный сон, о котором он не хотел позднее вспоминать. Деньги старого графа дают ему все то, о чем он так мечтал. Те, кто раньше считал ниже собственного достоинства знаться с Пьером, теперь охотно приглашают его в гости, родители девиц на выданье мечтают женить его на своих дочерях. Внутренне Пьер понимает, что люди чтут вовсе не его, а деньги, которые по прихоти судьбы достались ему, но предпочитает, обманывая себя, считать, что общее внимание – это признание его личных достоинств, его обаяния и ума. Он ухаживает за Элен Курагиной, и ему льстит ее внимание, так как Элен слывет первой красавицей. В конце концов его женят на Элен, и Пьер поселяется с молодой женой в одном из своих имений.
Дуэль с Долоховым
Однако очень скоро Пьер начинает понимать свою ошибку – расслабленная жизнь богатого барина не приносит ему счастья. Элен через некоторое время открыто начинает демонстрировать, что вышла замуж за Пьера исключительно ради денег, заводит собственный салон, который наполняют толпы ее обожателей. Все заканчивается дуэлью Пьера и Долохова, одного из фаворитов Элен.
Ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой тем самым проверяет истинность его убеждений, нравственность идеалов. Индивидуалистические мечты Пьера не выдерживают этого испытания. Пьер порывает с женой и уезжает из имения.
В масонской ложе
На духовное развитие Пьера оказывает очень сильное воздействие случайная встреча с Баздеевым, представителем общества «вольных каменщиков», то есть масонов. Баздеев уверяет Пьера, что истинное счастье человек может обрести только в заботе о счастье других и что масонская ложа как раз и имеет целью тайную помощь нуждающимся, просвещение народа и подготовку почвы для общества всеобщей любви и братства.
Уверовав в светлые цели братства «вольных каменщиков», Пьер со всей энергией принимается жертвовать деньги на благотворительные акции общества, участвовать в тайных заседаниях масонов. У Пьера появляется высокая, не эгоистическая цель в жизни. Он пытается работать над собой, изживая личные недостатки, под руководством своего наставника составляет своего рода программу внутреннего совершенства и пытается ее осуществить. Однако он ничего не доводит до конца. Личное совершенствование (диета, раздумья в определенные часы о возвышенном, прочтение философских трактатов и проч.) скоро надоедает, да и в масонах он начинает видеть по отношению к себе явную материальную заинтересованность. Поездка по имениям с целью осуществления либеральных реформ заканчивается снятием одного вора-управляющего и заменой его другим, таким же вором. Предложения Пьера по реформированию масонских лож с целью увеличения реальной пользы от их деятельности встречает глухое непонимание и даже враждебность со стороны братьев-масонов.
Участие в Бородинском сражении, решение убить Наполеона
Война, вторжение Наполеона в Россию, становится для Пьера, как и для многих людей того времени, делом глубоко личным. Он снаряжает на собственные средства целый полк и не встает во главе его только потому, что боится выглядеть смешным на коне при своей комплекции.
Для того чтобы понять абсолютную ценность человеческой жизни, ее неприкосновенность, чтобы осознать, насколько прекрасен окружающий мир, Пьеру приходится пройти через все ужасы войны. Чтобы хоть как-то ощутить свою сопричастность с происходящим, Пьер отправляется на Бородинское поле накануне сражения. Там он встречается с Андреем Болконским, который говорит о тех же вещах, что волнуют Пьера. Жить одной жизнью со своим народом, разделять все его чаяния, надежды, невзгоды, страдания и радость, умереть, если понадобится, во имя освобождения отечества – все это близко и понятно Пьеру. День Бородинского сражения, который Пьер встречает на батарее Раевского, ужас смерти, бессмысленность творящегося вокруг убийства потрясают его. Решив пожертвовать собой во имя спасения остальных людей, Пьер остается в разоренной Москве, чтобы убить то чудовище, которое развязало эту бойню, - Наполеона.
Несмотря на то, что ему не удается осуществить своего намерения, ценность духовных поисков Пьера не становится меньше. Он ощущает свое единство с народом, чувствует себя его составной частью и потому не может пройти мимо грабящих старика и женщину французских мародеров. Остаться человеком несмотря ни на какие испытания, сохранить в себе способность к любви и состраданию – именно это является, по Толстому, основой личности, источником ее духовной силы.
Пьер в плену, Платон Каратаев
Это в полной мере Пьер осознает, очутившись в плену. Глубочайшее впечатление производит на него Платон Каратаев, «рядовой Апшеронского полка», который даже в самых безнадежных ситуациях не терял присутствия духа, не переставал радоваться жизни и надеяться на лучшее. Вновь ставя своего героя на грань жизни и смерти, Толстой окончательно подводит его к идее единения с народом, к идее понятия мира во всем его многообразии, мысли о том, что только о=любовь ко всему сущему является созидающей, неодолимой силой. И как бы в награду за осознание этой истины, Пьер удостаивается личного счастья – женится на Наташе Ростовой, чистую любовь к которой пронес через всю жизнь.
Открытый финал
Однако у биографии Пьера открытый финал – повествование заканчивается на том, что Пьер и Николай Ростов обсуждают положение дел в стране, и Пьер высказывает мысль о необходимости создания легального, а если понадобится и нелегального общества для борьбы с крепостническими порядками, унижающими человеческое достоинство. Образ Пьера Безухова, по замыслу автора, и должен был стать тем мостиком, который поможет связать Отечественную войну 1812 года с эпохой декабристов.
Дополнительно:
- Пьер Безухов / Энциклопедия литературных героев. — М.: Аграф, 1997.
- Нравственные искания Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» / Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе: Учебное пособие. — М.: Оникс, Мир и образование, 2007.
- Безухов Петр Кириллович, Пьер / Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
- «…Дать новое направление всему русскому обществу и всему миру» / Литература: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. завед. — М.: Высшая школа, 1984.
- Духовный путь Пьера Безухова / Литература. — М.: АСТ, 2002. — (Справочник абитуриента).