СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.
1. Вступление (2-3 предложения). Во вступлении должен прозвучать К1(1 б.) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
2. Основная часть - 6 баллов. Комментарий проблемы: 2 примера иллюстрации + пояснение к каждому+ указание на смысловую связь между примерами + анализ смысловой связи. Лучше оформить в 3 абзацах: 1 пример с пояснением, 2 пример с пояснением, анализ смысловой связи между примерами (возможно объединение анализа смысловой связи с позицией автора).
Обязательно должно быть указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Указать – значит назвать: «автор противопоставляет», «писатель сравнивает», «публицист объясняет».
Смысловая связь может быть выражена различными способами.
Связь между примерами-иллюстрациями: - Сопоставление, сравнение Сопоставить и сравнить – значит найти общее в «вещах» и то, что различает. «Вещи» - это люди, места, идеи, объекты, настроения, мотивы, эмоции и т. д. Но при сопоставлении мы больше ищем общее в «вещах», а при сравнении - различие (сравнивая этих героев, мы видим…; благодаря сравнению автор выделяет лучшие стороны …; сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…; сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…). - противопоставление (противопоставляя эти примеры (поступки героя и т.п.), автор хочет подчеркнуть….; с помощью противопоставления автор показывает разные стороны…; благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным). - определение понятия (автор пытается определить значение слова «…» /раскрыть содержание понятия «…»; приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»; эти примеры помогают лучше понять значение слова «…»). - объяснение (размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…; с помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.); приведенные примеры позволяют автору объяснить…, автор объясняет это тем, что… Объясняя причины такого социального явления, как…, ФИО заставляет читателя задуматься над актуальным вопросом: почему это происходит с нами? По мнению автора, то, что сейчас происходит (текст), можно объяснить только одним:…). - детализация (рассуждая над поднятой проблемой, автор фокусирует взгляд читателя на нескольких деталях, позволяющих ему… С этой целью ФИО обращает внимание на такую деталь, как… Детали, на которые обращает внимание ФИО, используя прием детализации, позволяют понять, что… Так, несколькими штрихами, с помощью нескольких деталей, рисуется…Обращая внимание на детали (внешние/психологические), мы благодаря ФИО начинаем понимать… Так, наблюдая за поступками и мыслями героя, анализируя психологические детали, позволяющие проникнуть во внутренний мир рассказчика, мы постигаем глубокую мысль автора:…) - прием аналогии (в процессе раскрытия проблемы ФИО показывает еще одну аналогичную ситуацию… С помощью проведения аналогии между … и …, писатель обращает наше внимание … Используя прием аналогии, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:…) - Причинная; причинно-следственная связь (Эти примеры называют причины, по которым... Причиной этого события является... Следствием, этого события стало... Второй пример помогает увидеть последствия... Вот причина..., вот почему..., в результате; следовательно, в силу этого, ввиду этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим, поэтому - Пояснительная, уточняющая (Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует...Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п.) дополняет представление о...; Эти примеры иллюстрируют ( что?)...Уточняя сказанное, автор... Эта ситуация поясняет, уточняет содержание предложения... (указать номер первого примера-иллюстрации): и помогает понять, что... Автор.... разъясняет (дополняет, уточняет):... ведь, то есть, например; так, например; именно, только, особенно, другими словами, иначе говоря, точнее говоря, в частности, причём |
И также должна быть проанализирована смысловая связь между примерами. Проанализировать – значит раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются при сравнении и т.д.
Каждый пример должен сопровождаться пояснением. Его лучше вводить при помощи определенных фраз, чтобы и самому не потерять и проверяющему указать на их наличие.
Клише для пояснения.
- Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)
- Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)…
- Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
- Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы…
- Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что…
- Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…
- Этот пример, думаю, показывает, что…
- Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что…
- Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что…
- Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что…
- Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?)
3 часть - К3 (1 б.)– позиция автора (1-3 предложения).
Авторская позиция - это ответы на вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Типовые конструкции для выражения авторской позиции:
АВТОР
Разделяет мнение … Отстаивает что? Доказывает что? Убеждает кого в чем? Призывает к…. Открыто заявляет о своей гражданской позиции…Подводит читателя к выводу о том, что… Позиция автора ясна: он считает, что ...
4 часть - К4 (1 б)– изложение собственного мнения.
В сочинении уже изложена точка зрения автора – выразите теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Обосновать свою точку зрения по поводу точки зрения автора на заявленную в тексте проблему – это значит привести ряд суждений, подтверждающих генеральный тезис. Это не исключает возможности использования аргументов из литературы. Однако, согласно методическим материалам разработчиков КИМ, можно обойтись и без этих аргументов, приведя ряд суждений по этому поводу.
Попробуй четко изложить собственное мнение. При обосновании своей точки зрения можете приводить суждения, привлекая следующие примеры:
Логические |
Иллюстративные |
Ссылки на авторитет |
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания). 2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.). 3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества). 4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки). 5. Законы природы. 6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения). 7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения. 8. Данные экспериментов и экспертиз. 9. Свидетельства очевидцев. |
В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность. 1. Конкретный пример: – пример – сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае); – литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения). 2. Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях). |
1. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п. 2. Цитата из авторитетного источника. 3. Мнение специалиста, эксперта. 4. Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории. 5. Мнение очевидцев. 6. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции). 7. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
|
Типовые конструкции для этой части сочинения:
Я согласен с … ( в том, что…). Во-первых, потому что … Во-вторых,…
Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
С мнением автора трудно не согласиться
Для ввода примеров можно использовать: действительно, …. . Более того, … . Приведем пример… Сошлемся, например, на… Возьмем в качестве примера…Сравним… Сопоставим…
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
Никто не будет отрицать, что…
Никто из нас не будет возражать против того…
Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…
Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…
Данную проблему не раз освещали в своих произведениях многие авторы. Не оставил без внимания данную проблему и ….
4. Заключение. Сделай вывод в 1-2 предложениях.
Эта история заставила меня задуматься о таких (вечных) вопросах, как…
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…
Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что….
ИТОГО: 9 баллов: 1+6+1+1
При этом будут еще учитываться
К5 (2 б.) – смысловая цельность и последовательность. Высшая оценка (2 балла) ставится в случае, если «работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста».
К6 (2 б.) – точность и выразительность речи. Высшая оценка (2 балла) ставится, если «работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм».
К7 (3 б.) – при одной негрубой орфографической ошибке,
К8 (3 б.) – при одной негрубой пунктуационной ошибке,
К9 (2 б.) – при отсутствии грамматических ошибок,
К10 (2б.) – при 1 речевой ошибке
К11 (1б.) – при отсутствии этических ошибок,
К12 (1 б.) – при отсутствии фактических ошибок в фоновом материале.
Всего можно набрать за сочинение 25 баллов.
Например.
(1) Была самая середина глухой осенней ночи. (2)В лесу было очень сыро и холодно. (3)Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман. (4)Луна стояла над головой. (5)Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. (6)Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений. (7)Лес был смешанный. (8)То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием. (9) И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
(10) В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало ли ещё что! (11) Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
(12) Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. (13)А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений. (14)Работа была трудная, очень опасная. (15)Почти всё время пробирались ползком. (16) Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями. (17) Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.
(18) Вдруг странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук послышался где-то совсем недалеко, направо, за кустом можжевельника. (19)Было похоже, что звук выходит откуда-то из-под земли.
(20) Они поползли к небольшому окопчику, скрытому среди можжевельника. (21) Из окопчика явственно слышалось бормотание, всхлипывание, сонные стоны. (22)Без слов понимая друг друга, разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ-палаток так, что они образовали нечто вроде шатра, не пропускавшего свет. (23)Егоров опустил в окоп руку с электрическим фонариком.
(24) Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна.
(25) В окопчике спал мальчик.
(26) Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. (27)Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. (28)Худенькое горло вздрагивало. (29)Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. (ЗО)Лицо было покрыто царапинами и синяками. (31)На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови. (32) Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.
(33) Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. (34)Он проснулся, вскочил, сел. (35)Его глаза дико блеснули. (36)В одно мгновение он выхватил откуда-то большой отточенный гвоздь. (37)Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.
— (38)Тише. (39)Свои, — шёпотом сказал Егоров.
(40)Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы — русские, плащ-палатки — русские и лица, наклонившиеся к нему, — тоже русские, родные. (41) Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощённом лице. (42)Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:
— Наши...
(43)И потерял сознание.
(По В.П. Катаеву*)
*Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский писатель, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.
В чем проявляется бесчеловечность войны? (1 б.) Над этим вопросом размышляет Валентин Катаев в тексте, предложенном нам для анализа.
Чтобы раскрыть заявленную проблему, автор использует прием детализации(+ 1 б.).
Во-первых, он рассказывает о трех разведчиках, о тех условиях, в которых они должны были выполнить задание. Автор отмечает, что больше суток они питались сухарями, часто пробирались ползком, три раза им пришлось “неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями.” (+ 1 б.) Мне кажется, Катаев не случайно упоминает эти детали. Он тем самым показывает, что во время войны приходится переносить много страданий, преодолевать многочисленные трудности.(+ 1 б.)
Во-вторых, не случайно появляется мальчик, которого нашли эти солдаты. Ребёнок был не ухожен, до смерти напуган, истощён. Он спал, прижав грязные руки и ноги к себе, вздрагивая и бормоча что-то (предложения 26-31). Даже “сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновидений, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего…”. (+ 1 б.)Видимо, у мальчишки не было ни родителей, ни дома, ничего. Все это отняла у него война.(+ 1 б.)
Прием детализации помогает читателю в мельчайших подробностях увидеть картину, описанную В.Катаевым,(+ 1 б.) и предельно ясно понять позицию автора: война бесчеловечна, потому что она лишает детей семьи, заставляет жить в ужасных условиях, переносить тяжкие страдания.(+ 1 б.)
Я согласна с позицией автора. Действительно, война жестока, причём, любая война. Когда во время прохождения “Бессмертного полка”я смотрю на эту огромную реку людей, несущих портреты своих родных, многие из которых погибли в сражении, я думаю о том, сколько людей пострадало от войны. Пострадали и те, которые погибли, и те, которые выжили, но остались инвалидами. Пострадали те, которые вынуждены были работать в тылу за тех, кто ушел на фронт, и которые, не дождавшись их возвращения, оплакивали погибших всю жизнь. (+ 1 б.)
Нужно делать всё, чтобы войны никогда не было.
< Предыдущая |
---|