Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
  • Ошибка при загрузке канала данных.

А.Ю.Бисеров, И.В.Текучёва ЕГЭ Вариант 1- 2013

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

А.Ю.Бисеров, И.В.Текучёва ЕГЭ Вариант 1- 2013

Вариант 1

А1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) сОгнутый  2) началА (петь)       3) сливОвый             4) цепОчка

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) С этого дня на тебя пойдут все формы ДОВОЛЬСТВА: вещевое и денежное.

2) На урок биологии надо принести несколько ЛУКОВЫХ перьев.

3) Странно, что в другое время его мысль была не так гибка и ИЗОБРЕТАЛЬНА, как теперь.

4) На Руси эта ПРАКТИЧНАЯ одежда из кожи ценилась испокон веку.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) (пара) ботинок      2) (много) джинсов                          3) (пара) чулок          4) (много) макаронов

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя языковые средства выразительности,

1) речь наполняется яркими красками.

2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма.

3) подчёркивается индивидуальность стиля.

4) мысль автора более убедительна.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксичес­кой нормы).

1) Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.

2) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.

3) Я не часто пишу письма родителям.

4) Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.

А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нель­зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года.

2) Я поглядывала на светлый квадрат солнца, который казался мне ослепитель­ным из глубины темноватого склада...

3) Около дома мы увидели сад, в котором росли все знакомые мне цветы.

4) Пароход напоминал бокастый дымящийся самовар, который болтается на не­высоких волнах мелкого моря

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) По звуку можно отличить прилетевшую к цветку рабочую пчелу от трутня, хо­тя у него такие же окраска, формы и размеры тела.

2) Пчёлы-сторожа, которые стоят у входа в улей, не обращают внимания на при­летающих рабочих пчёл.

3) Медоносные пчёлы воспринимают звуки летящих насекомых.

4) Можно удержать пчёл в улье, воздействуя на них определёнными звуками.

А8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Итак,                      2) Так как       3) По-видимому,      4) Для того чтобы

А9 Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) трутень выдаёт себя звуками (предложение 2)           3) она подражала (предложение 4)

2) насекомые имитируют (предложение 3)                     4) человек не в состоянии различить (предл 5)

А10 Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложноподчинённое                   2) сложное бессоюзное        3) сложносочинённое

4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

A11 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИЗДАВАЕМЫЙ          из пятого (5) предложения текста.

1) прилагательное   2) страдательное причастие  3) деепричастие         4) действительное причастие

А12 Укажите значение слова ВЫДАВАТЬ (ВЫДАЁТ) в предложении 2.

1) выделять, отпустить из места хранения, запаса

2) представляться не тем, что есть на самом деле

3) сделать что-либо неожиданное, необычное

4) сделать известным, обнаружить что-либо скрываемое

А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишет­ся НН?

Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.

1) 1          2) 2          3) 2,3        4) 1,2,3

А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) выл...вать, прист...жная (лошадь), сост...вление         3) опл...тить, благосл..вить, разб...рающийся

2) скр...пя (зубами), прик..сновение, в..ликолепный      4)по...вился, безотл...гательный, р...ликвия

А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) об...ективный, необ..езженный, ин..екция                  3) не...доровиться, ра..двинуть, ни...падающий

2) пр...ступные (деяния), пр...образился, пр..уныл         4) з..глушить, нер...ссказанный, под..спел

А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1) работницы свяж...т, бормоч...щий во сне                    3) маш...щий крыльями, бойцы услыш...т

2) рокоч...щий бор, капли точ...т камень                          4) фонтаны брызж...т, тащ...щий мешок

А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. ми л ост..вый                   Б. фасол..вый                        В. выдёргивая           Г. выкип..ть

1) А, Б, В       2) Б, В, Г        3) А, Г                        4) Б, Г

А18  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишет­ся буква И?

Н(1)чего н(2) могло быть смешней его лица: как он н(3) вздёргивал кверху свои брови, отяжелевшие веки н(4) хотели подняться и так лежали на едва заметных, но сладчайших глазках.

1) 1,3        2)2,4         3)3           4) 1,3,4

А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) И ВСЁ(ТАКИ) у нас много осталось подарочной упаковки — ЧТО(БЫ) ещё та­кое завернуть в неё?

2) Во всех типографиях повторяют одно и ТО(ЖЕ): стоимость работ будет зави­сеть (ОТ)ТОГО, с какого носителя информации перепечатывать.

3) Рекомендую её тебе: гувернантка опытная и (ПРИ)ТОМ неприхотливая, (ПО)ЭТОМУ выгодна для тебя во всех отношениях.

4) В её чёрных глазах светилось что-то (В)РОДЕ счастливых огоньков, которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ не раз удивляли Сергея.

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предло­жении:

Сочинять танцы было моей давней мечтой ( ) и я с удовольствием взялся за по­становочную работу.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А21 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Горький запах (1) ещё не кошенной (2) степи к вечеру усилился и (3) утратив по­луденную удушливую остроту (4) стал при этом мягче.

1) 1,2        2) 1,2,4     3)3,4         4)4

А22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Правда (1) с годами мои стихи делались менее нарядными: из них постепенно на­чала выветриваться экзотика. Но (2) честно говоря (3) детские и юношеские годы никогда без неё не обходятся. В общем (4) я ничуть не жалею о своём детском увле­чении экзотикой.

1) 1,2,3,4          2)2,3                 3) 1,4        4)4

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) После разговора с ректором Щуров ощущал во всём своём существе если не удо­вольствие то некоторую лёгкость.

2) Странные формы пещерных отложений напоминают фигуры каких-то велика­нов или кости гигантских ящеров.

3) В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создаёт замыслова­тые картины.

4) Перед отправкой на фронт брат хотел повидать Катю и выговориться за полго­да молчания.

А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После выведения потомства поведением животных начинает управлять роди­тельский инстинкт: молодняк нужно выкормить и воспитать.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содер­жание того, о чём говорится в первой части.

А25 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Почти вплотную к воде подступал лес (1) вокруг (2) которого (3) вообще не было никаких признаков жилья.

1) 1          2) 2          3) 3          4) 1,3

А26 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Молодой Чехов обладал чувством стиля (1) и (2) если бы речь шла о музыке (3) можно было бы сказать (4) что у него был абсолютный слух.

1) 1,2,3             2) 1,2,3,4          3) 2,3,4             4) 1,4

Прочитайте текст.

Эффект микролинзирования состоит в следующем. Если две звезды выстраива­ются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блес­ка более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. В том случае, если у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как малень­кая линзочка. По параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстано­вить массу линз, в том числе и планеты.

А27 В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информа­ции,  содержащаяся в тексте?

1) Эффект микролинзирования позволяет восстановить массу гравитационной линзы, если у близкой звезды есть планета.

2) Когда две звезды выстраиваются примерно на одной линии, можно наблюдать эффект микролинзирования: виден рост блеска более далёкой звезды, так как ближайшая работает как гравитационная линза.

3) Дополнительный эффект микролинзирования можно наблюдать, если у ближайшей звезды есть планета, работающая как гравитационная линза.

4) Земной наблюдатель может заметить эффект микролинзирования только у двух звезд, выстроившихся на одной линии и имеющих планеты.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8.

(1)Русский язык в Интернете — это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык.

(З)Начнём с самого простого — с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.

(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать напи­санное, то есть попросту — быстрее читать. (8)Неправильное написание незначитель­но задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.

(10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: гра­мотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопро­тивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выиг­рывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.

(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18 Один мой знако­мый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы — в частности, потому, что «жызнъ более энергична и жизненна, чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)0днако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.

(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков — аццкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо — выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил. (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно ос­новное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не по­влияет на его произнесение, — пиши иначе.

(25)Но здесь-то и кроется опасность! (26)По-настоящему неправильно могут пи­сать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правиль­но, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег/», потому что сделаны почти все возможные ошибки.

(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразитель­ны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (ЗО)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, ней­тральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно.

(31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Ин­тернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (ЗЗ)Язык осваивается не только в школе. (34) Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35) И это окажется его первым и ос­новным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёшкой.

(По М. Кронгаузу*)

*Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) — российский лингвист, профессор. Автор книги «Русский язык на грани нервного срыва».

А28 Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) В Интернете на поток поставлена порча грамматической системы русского языка.

2) Только очень грамотные люди лучше всего понимают так называемый язык падонков.

3) Большое количество орфографических ошибок тормозит процесс чтения.

4) При проведении реформ орфографии и графики страдают грамотные люди.

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 29 и 30 предложения подтверждают суждение, высказанное в 28 предложении текста.

2) В предложении 18 представлено повествование.

3) Предложения 15—16 содержат рассуждение.

4) Предложение 35 содержит элемент описания.

А30 В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 7          2) 18         3) 22         4)4

Часть 2

В1 Укажите способ образования слова ПРИВЫЧКА (предложение 15).

В2 Из предложений 8—9 выпишите местоимения.

ВЗ Из предложений 33—35 выпишите подчинительное словосочетание со связью            ПРИМЫКАНИЕ.

В4 Среди предложений 1—5 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 19—24 найдите предложения, в которых есть вводные слова (словосочетания). Напишите номера этих предложений.

В6 Среди предложений 12—18 найдите сложные предложения, в которых есть придаточное причины. Напишите номера этих сложных предложений.

В7 Среди предложений 25—32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи однокоренного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8 «Проблема русского языка в эпоху цифровых технологий волнует многих. Вот и М. Кронгауз, известный лингвист, не остаётся в стороне. В своей статье он живо ре­агирует на современные процессы, идущие в русском языке, используя такое син­таксическое средство выразительности, как__________ (предложения 1, 25), и тропы —__________(«обычное, нейтральное» в предложении 30),           («зубрёшка», «срывался»). При аргументации своих тезисов автор применяет синтаксический приём  (на­пример, предложения 21, 24)».

Список терминов: 1) разговорная лексика     2) контекстные синонимы    3) эпитеты   4) восклицательные предложения   5) фразеологизмы   6) метафора   7) инверсия   8) вводные слова   9) парцелляция

 

Вложения
Download this file (Вариант 1.docx)Вариант 1.docx[ ]39 Kb
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 3363974

Кто на сайте

Сейчас 46 гостей онлайн

 


"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Новости ГИА-9

Новости ЕГЭ


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru