1837 год: еще один год изнурительной кавказской войны. Молодой офицер Григорий Печорин за участие в дуэли отправлен в ссылку в действующую армию. Здесь, на Кавказе, Печорину предстоит стать невольным участником стремительно разворачивающихся событий — схватки с контрабандистами, похищения молодой черкеской княжны, еще одной дуэли. И когда весь мир ополчится против Печорина, и близкий приятель падет от его руки, он продолжит свой путь в одиночестве, — герой, порождение наступившего нового времени…
"Герой нашего времени"
Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
(набросок к сочинению)
I. Вступление
Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина.
II. Главная часть
1. Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени.
2. Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пересмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы новые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном неудачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума».
3. В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представления о том, к чему эту свободу применить. Для него не существует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему доставляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонтовым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину.
4. Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что 11ечорин — «эго портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто. Во-первых, на страницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпатию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения). Во-вторых, совершая свои «эгоистические» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испытывает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над своим высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным силам». Все это делает Печорина характером трагическим, незаурядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.
III. Заключение
Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по праву.
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
I. Вступление
Общее понятие о композиции: это состав и расположение частей художественного произведения. (Подробнее см. Словарик.)
II. Главная часть
1. Композиция романа Лермонтова достаточно сложна. Это проявляется и в нарушении хронологической последовательности повестей, и в отсутствии между ними сюжетной связи, и в смене повествователей:
а) роман Лермонтова состоит из пяти повестей, из которых каждая имеет свой законченный сюжет. Хронологическая последовательность повестей нарушена: Лермонтову интересно не развитие и становление героя, как многим другим писателям, а сущность характера, каким он сложился.
б) общий принцип композиции романа — движение от загадки к разгадке характера Печорина. Этому принципу подчинена, в частности, смена повествователей. Начинает повествование о Печорине Максим Максимыч («Бэла»), он может отметить только внешнюю странность и загадочность героя без глубокого проникновения в его внутренний мир. Второй повествователь — «публикатор» дневника Печорина («Максим Максимыч»), он уже может по внешности определить некоторые черты характера, но загадка здесь не разгадывается, а 230 становится еще более сложной. Наконец, последние три повести — это рассказ Печорина о самом себе. Однако расположение этих повестей тоже не случайно: в нем реализуется тот же композиционный принцип. «Тамань» делает загадку Печорина еще более интересной, «Княжна Мери» почти полностью объясняет характер, а «Фаталист» ставит последнюю точку, раскрывая философские основы внутреннего мира Печорина.
Ill. Заключение
Композиция романа Лермонтова глубоко продумана. Она позволяет автору сосредоточиться не на внешнем действии, а на нравственно-философской сущности характера главного героя.
О лермонтовском Печорине как «лишнем» человеке.
Как и лирический герой поэзии Лермонтова, Печорин неистово хочет жить, но именно жить, а не прозябать. Жить – то есть совершать нечто великое, но что именно? Ни одна цель не кажется Печорину бесспорной, любая ценность возбуждает сомнение. Метания Печорина – это, по сути, поиск чего-то такого, что сам герой с чистой совестью мог бы поставить выше себя самого, своей личности и своей свободы. Но это «что-то» оказывается неуловимым, заставляя Печорина вообще сомневаться в существовании надличностных ценностей и выше всего ставить самого себя. И все же с горечью думает Печорин о том, что «верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения». Идейно-нравственные поиски Печорина носят трагический характер, поскольку самим устройством вещей обречены на неудачу, но сам он внутренне характер далеко не трагический, а, напротив, романтический и героический. Попади Печорин в соответствующую обстановку, вдохновись какой-нибудь великой целью – и он, несомненно, совершил бы героические деяния. Он не Онегин, который холоден и которому скучно жить везде; Печорин горяч, и скучно жить ему только той мелкой и суетной жизнью, которую он принужден вести, а иной ему не дано… Из всех «лишних людей» Печорин в наибольшей степени наделен энергией действия, он, так сказать, наименее «лишний».
Печорин в поисках смысла жизни.
Первым собственно философским романом в русской литературе был, вероятно, роман Лермонтова «Герой нашего времени». Его главный герой, Печорин – человек, готовый проницательно и бесстрашно размышлять о глубинных нравственно-философских основаниях как мира в целом, так и отдельного человека в мире. Его главный вопрос – «для какой цели я родился?» Печорин чувствует, что эта цель была, только угадать ее не может. Почему? Прежде всего потому, что поставил перед собой вопрос, на который нет удовлетворительного ответа. Это вопрос о Боге и предопределении.
Превыше всего на свете Печорин ценит свою свободу. «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам», - говорит он. Это – естественное мироощущение человека 30-х годов, эпохи, когда личная свобода была для мыслящего человека действительно единственной и неоспоримой ценностью. Но уже Онегин в пушкинском романе не случайно называет свою свободу «постылой»: свобода без возможности ее применить порождает в Онегине хандру. Не таков Печорин. Если Онегин твердо знает, что от хандры нет спасения, а в жизни заведомо нет высокого смысла, то Печорин ищет этот смысл всю свою жизнь. Он ищет, к чему бы он мог применить свою свободу и те необъятные силы, которыми наделен. И здесь перед ним встает вопрос о высших ценностях, об устройстве мироздания. Печорин по натуре такой человек, что не может удовлетвориться малым: он не найдет удовлетворения даже в гражданской деятельности на благо общества, как не находит его в своих победах над светским обществом – все это для него слишком мелко. Его, очевидно, может удовлетворить лишь подвиг мирового масштаба, выполнение божественного предназначения. Но есть ли Бог? Есть ли предопределение и предначертание, указывающее человеку цель? И если есть, то как это совместить со свободой личности? Если есть предопределение, то «зачем человеку даны разум и воля?» - недоумевает Печорин. Вся жизнь Печорина, проходящая перед читателем, есть экспериментальная проверка идеи предопределения. И всякий раз Печорин так и остается в недоумении: что же действительно управляет человеческой жизнью – собственная воля человека, слепой случай или божественное предопределение. И даже события, описанные в «Фаталисте», не убеждают Печорина в том, что есть предопределение. Он остается с ощущением, что его воля торжествует над обстоятельствами жизни и в известном смысле даже управляет ими. Но сомнение остается; цель, ради которой Печорин наделен необыкновенным умом и волей, предчувствуется им, но не понимается. А сомнение лишает человека импульса действия, и Печорин бессмысленно гибнет, так и не найдя ни применения своим силам, ни истины, ни смысла жизни. Но путь идейно-нравственных исканий лермонтовского героя не был бессмысленным, он возвысил героя над толпой ленивых и довольных людей, наполнил его жизнь, хотя и принес в конечном итоге разочарование и трагедию. С точки зрения Лермонтова-романтика, иначе и быть не могло: незаурядный человек, обреченный на сомнения и бездействие, без ясного понимания смысла и цели жизни, обречен либо погибнуть, либо сойти с ума, «как гений, прикованный к чиновничьему столу». Образ Печорина – одновременно памятник людям эпохи 30-х годов XIX века и символ вечного в человеке во все времена чувства внутренней неуспокоенности, неудовлетворения, стремления и порывов к идеалу. Лермонтовский герой – родоначальник всех героев русской литературы, взыскующих истины, отдающих жизнь ради познания цели и смысла бытия, тех, кто не может жить, не разрешив для себя вековечных «проклятых вопросов».
Использован материал книги А.Б.Есин
«Сквозные темы в русской литературе
XIX-XX веков.» Пособие по написанию
сочинений. – М., 2009
Черно-белый фильм (1927) "Максим Максимыч - "Тамань" - "Фаталист"
Художественный фильм (2006)
Режиссер Александр Котт
Серия 1
Серия 2
Предисловие
Часть 1
"Бэла"
Фильм "Бэла" (1965) Режиссер Станислав Ростоцкий
"Максим Максимыч"
Фильм "Максим Максимыч. Тамань" (1965) Режиссер Станислав Ростоцкий
Журнал Печорина
"Предисловие
1. "Тамань"
Часть 2.
(окончание журнала Печорина)
2. "Княжна Мери"
3. "Фаталист"