Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

М.Лермонтов Стихотворения

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

 

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова
(набросок к сочинению )

I. Вступление
Лирический герой — это образ поэта в его лирических произведениях.

II. Главная часть
1. Лирический герой Лермонтова — типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непо­нятое предчувствие трагического конца и т.п.

2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. (Подробнее см. план на тему «Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова».

3. В отличие, например, от оптимистической лирики Пуш­кина лирический герой Лермонтова — пессимист. Он не нахо­дит радости ни в чем, ощущает жизнь как «пустую и глупую шутку». Эти настроения особенно ярко выразились в стихо­творении «И скучно, и грустно...» В любом явлении Лермон­тов склонен видеть прежде всего трагические стороны: будь то любовь («Нищий»), молодость («Отчего»), собственная судьба («Не смейся над моей пророческой тоскою...») или судьба родины («Настанет год, России черный год...»).

4. Лирический герой Лермонтова — человек своего поко­ления, поколения 30-х годов. Эта эпоха, последовавшая за раз­громом декабристского движения, характеризуется как поли­тической реакцией, так и общим упадком общественных настроений. Типичным для этой эпохи становится пересмотр прежних возвышенных идеалов, равнодушие к жизни, даже отчаяние. Эти настроения эпохи отразились в одном из луч­ших стихотворений Лермонтова «Дума», глубоко пессими­стичном по своему пафосу.

5. Поэзию Лермонтова отличает не только пессимизм. Его лирический герой во многих стихотворениях предстает человеком с тонкой, нежной душой, способной чувствовать высокое и прекрасное. Особенно это проявляется в пейзаж­ной лирике («Из Гете», «Когда волнуется желтеющая ни­ва...», «Выхожу один я на дорогу...» и др.). (Подробнее см. план на тему «Человек и природа в творчестве М.Ю. Лер­монтова».)

III. Заключение
Лирический герой Лермонтова своеобразен и ни на кого не похож. Он открывает читателю такие сферы чувств, мыслей и переживаний, каких мы не найдем ни у кого другого. Это — признак действительно великого поэта.


Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

I. Вступление

Лермонтов — поэт-романтик, а для романтизма в высшей степени характерен герой, осознающий свое одиночество и вместе с тем — избранничество. Сравнивая себя с гением ев­ропейского романтизма Байроном, Лермонтов писал: «Как он, гонимый миром странник...»

 

II. Главная часть

1. Для того чтобы уяснить тему одиночества в творчестве Лермонтова, можно провести сравнение с Пушкиным. Пуш­кин никогда не был так одинок, как Лермонтов, в его стихо­творениях постоянно появляются образы друзей, женщин, которых он любил и которые любили его, няни и т.п. У Лер­монтова же дружеской лирики почти нет, любовная лирика окрашена в основном в трагические тона, любовь не избавляет его от душевного одиночества. Даже при беглом взгляде на его поэзию можно понять, как важен в его творчестве мотив одиночества, изгнанничества: «Выхожу один я на дорогу...», «На севере диком стоит одиноко...», «...одиноко Он стоит, за­думался глубоко...», «И скучно, и грустно, и некому руку по­дать...», «Восстал он против мнений света, один, как преж­де...», «Белеет парус одинокий...», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...», «Ужасная судьба отца и сына — жить розно и в разлуке умереть...» и т.п.

2. Как воспринимает лирический герой Лермонтова свое одиночество?:

а) в некоторых случаях обреченность на одиночество вы­зывает грустное, печальное настроение. Лирический герой Лермонтова и хотел бы «подать руку» кому-нибудь, кто его поймет и избавит от одиночества, да некому В таких произве­дениях, как «На севере диком стоит одиноко...», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» и др., одиночество выступает как вечный удел всех созданий и прежде всего — человека. Эмоциональный мотив таких стихотворений — тоска, осозна­ние трагизма жизни.

б) однако чаще одиночество воспринимается лирическим героем Лермонтова как знак избранничества. Именно это чув­ство можно назвать гордым одиночеством. Лирический герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, вообще в человеческом обществе нет никого, кто был бы дос­тоин поэта. Он одинок потому, что он — необыкновенный че­ловек, и таким одиночеством действительно можно гордиться. Эта мысль проходит через такие стихотворения, как «Нет, я не Байрон, я другой...», «Смерть поэта», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Парус». Осознание своего из­бранничества соединяется в этих стихотворениях с чувством ненависти и презрения к толпе.

III. Заключение

Тема гордого одиночества — одна из наиболее характер­ных для Лермонтова. Получив законченное выражение в ли­рике, она воплотилась и в других произведениях поэта — по­эмах «Мцыри», «Демон», романе «Герой нашего времени».

Использован материал книги А.Б.Есин
«Сквозные темы в русской литературе
XIX-XX веков.» Пособие по написанию
сочинений. – М., 2009

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел

1841

"Выхожу один я на дорогу..." Поет Анна Герман

"Выхожу один я на дорогу..." Поет Сергей Лемешев

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Романс А.Е Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова поет Олег Погудин.
В ролике показаны картины М.Ю.Лермонтова

 

"Валерик"
Фрагмент читает Сергей Безруков

"Демон"
Читает С.Леонтьев

 

"На смерть поэта"

И. Андроников рассказывает о знаменитом стихотворении М. Ю. Лермонтова "На смерть поэта".

2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. (Подробнее см. план на тему «Тема гордого одиночества в лирике Лермонтова».)

3. В отличие, например, от оптимистической лирики Пуш­кина лирический герой Лермонтова — пессимист. Он не нахо­дит радости ни в чем, ощущает жизнь как «пустую и глупую шутку». Эти настроения особенно ярко выразились в стихо­творении «И скучно, и грустно...» В любом явлении Лермон­тов склонен видеть прежде всего трагические стороны: будь то любовь («Нищий»), молодость («Отчего»), собственная судьба («Не смейся над моей пророческой тоскою...») или судьба родины («Настанет год, России черный год...»).

4. Лирический герой Лермонтова — человек своего поко­ления, поколения 30-х годов. Эта эпоха, последовавшая за раз­громом декабристского движения, характеризуется как поли­тической реакцией, так и общим упадком общественных настроений. Типичным для этой эпохи становится пересмотр прежних возвышенных идеалов, равнодушие к жизни, даже отчаяние. Эти настроения эпохи отразились в одном из луч­ших стихотворений Лермонтова «Дума», глубоко пессими­стичном по своему пафосу.

5. Поэзию Лермонтова отличает не только пессимизм. Его лирический герой во многих стихотворениях предстает человеком с тонкой, нежной душой, способной чувствовать высокое и прекрасное. Особенно это проявляется в пейзаж­ной лирике («Из Гете», «Когда волнуется желтеющая ни­ва...», «Выхожу один я на дорогу...» и др.). (Подробнее см. план на тему «Человек и природа в творчестве М.Ю. Лер­монтова».)

III. Заключение

Лирический герой Лермонтова своеобразен и ни на кого не похож. Он открывает читателю такие сферы чувств, мыслей и переживаний, каких мы не найдем ни у кого другого. Это — признак действительно великого поэта.


 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4297158

Кто на сайте

Сейчас 81 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp +79656879360


 

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru