Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Человек и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова
I. Вступление
Нет, наверное, ни одного поэта, который не обращался бы в своих стихотворениях к образам природы. Однако каждый поэт понимает природу и взаимоотношения ее с человеком по- своему. Лермонтов в этом отношении очень своеобразен. Для него характерно, во-первых, противопоставление природы человеку, а во-вторых, уподобление природы человеку — олицетворение.
II. Главная часть
1. Трактовка взаимоотношений природы и человека во многом определяется характером лирического героя. Лирический герой Лермонтова романтичен, он ставит себя выше людей.
М.Ю. Лермонтова» и «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»), Люди, и в особенности толпа, враждебны лирическому герою, от них он ждет и получает лишь оскорбления, холодность, непонимание. В мире людей нет и не может быть гармонии, поэтому поэт обращается к природе, находя в ней отраду и созвучие своей душе. Именно в природе человек может обрести покой, гармонию, счастье, понимание смысла жизни: «И счастье я могу постигнуть на земле, //Ив небесах я вижу Бога» («Когда волнуется желтеющая нива...»), «Подожди немного — // Отдохнешь и ты» («Из Гете»). В явном виде противопоставление человека и природы содержится в таких произведениях, как «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Три пальмы» и др. В скрытом виде это противопоставление заключено в стихотворениях «Из Гете», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», «Парус» и др.
Такое же по сути противопоставление человека и природы мы наблюдаем не только в лирике, но и в других произведениях Лермонтова: в поэме «Мцыри», в романе «Герой нашего времени». Так, Мцыри, вырвавшись из общества людей, чувствует свое единство с природой: «Я, как брат, // Обняться с бурей был бы рад».) Печорин также испытывает радость от картин природы: они позволяют ему отдохнуть от людей (особенно это проявляется в «Княжне Мери»).
2. В произведениях Лермонтова, особенно в его лирике, природа часто предстает одушевленной, очеловеченной. Лермонтов находит очень глубокие параллели между миром людей и миром природы. В результате образы природы часто являются символами тех или иных переживаний, душевных состояний и даже судьбы человека. Так, стихотворение «На севере диком стоит одиноко...» становится символом неизбежной разлуки, стихотворение «Утес» — символом безнадежной разлуки и одиночества и т.д. Очень интересно в этом отношении стихотворение «Тучи». Оно начинается сопоставлением природы и человека, а кончается их противопоставлением: только человеку свойственны человеческие чувства страдания, одиночества, тоски по родине — в природе всего этого нет.
III. Заключение
Лермонтову свойственно философско-психологическое восприятие природы — в этом состоит художественное своеобразие его трактовки темы «Человек и природа».
Использован материал книги А.Б.Есин
«Сквозные темы в русской литературе
XIX-XX веков.» Пособие по написанию
сочинений. – М., 2009