...
...
ГОРЕ ОТ УМА (Малый театр 1952 год) |
ГОРЕ ОТ УМА (Малый театр 1977 год)часть 1
|
Непонятное в "Горе от ума" Грибоедова
Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова
«Русская литература»
Учебник для 9 класса средней школы
«ГОРЕ ОТ УМА»
Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняшних зрителей, пьеса осталась живым источником чувств и размышлений.
Грибоедов назвал свою пьесу комедией. В произведениях этого жанра (вида) принято изображать и осмеивать отрицательные черты у поступки людей, недостатки и пороки общественные.
Русская классическая комедия всегда ставила серьезные и насущные вопросы современной жизни. Такую задачу поставил перед собой еще до Грибоедова создатель первой русской реалистической комедии — «Недоросль» — Фонвизин, позднее — Гоголь в «Ревизоре».
Фонвизин, Грибоедов, Гоголь и другие русские классики находили конфликты для произведений в окружающей жизни, причем умели выбрать ситуации наиболее острые, жизненные, типичные для своего времени. Они обличали общественные пороки с позиций истинных патриотов.
Время, изображенное в комедии. Комедия Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии, причем показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Общественная позиция автора в литературном произведении всегда играет большую роль. В «Горе от ума» она проявляется ясно, четко — и в выборе темы, и в том, какие вопросы общественного и нравственного характера автор затрагивает в пьесе и как их решает, и в том, как он рисует характеры героев и оценивает их взгляды и поступки. Не случайно комедия была запрещена к напечатанию и постановке, но, как мы уже знаем, широко распространялась в списках. Несмотря на то что «Горе от ума» — произведение драматическое и, следовательно, в нем нет речи самого автора, нетрудно было понять общественную позицию драматурга. В главном герое комедии писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.
В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: о крепостном праве, просвещении и воспитании, гражданском долге и службе, о национальной культуре. Острый политический характер комедии, ее злободневность в сочетании с блестящей художественной формой определили ее необыкновенный успех.
Композиция и сюжет «Горя от ума». Кюхельбекер, говоря о простоте и четкости композиции пьесы, заметил: «В «Горе от ума»... вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам... Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов,— и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте — новость, смелость...»
На первый взгляд может показаться, что главное в комедии, в ее сюжете — история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживании и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии — общественная драма Чацкого. На это указывает и ее заглавие — «Горе от ума». История несчастливой любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы. В умелом слиянии их проявляется высокое драматургическое мастерство Грибоедова.
Проследим, как развивается сюжет «Горя от ума». Перед нами проходят первые сцены в доме Фамусова (экспозиция пьесы). Они знакомят нас с одними действующими лицами (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготовляют появление других (Скалозуб, Чацкий). Драматург вводит нас в быт дворянской семьи, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц.
Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Непосредственно перед этим мы впервые слышим о Чацком от Лизы. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» — восклицает она и намекает на его увлечение Софьей. Софья с раздражением говорит о Чацком, уехавшем из Москвы три года назад «ума искать», вспоминает, что «он славно Пересмеять умеет всех». И вот тут-то, когда о нем только что говорили, в комнату поспешно входит, почти вбегает Чацкий. Он спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше семисот пронесся...»
«Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног»,— звучат первые слова Чацкого. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи слышны в его коротких, стремительных восклицаниях, что Чацкий сразу же завоевывает симпатии зрителей,- но они уже знают, что Софья любит не его, а Молчалина. А что же Чацкий? Он не верит в холодность Софьи; он, правда, немного смущен ее приемом, но счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подсмеивается над ними. Это, видимо, раньше забавляло Софью, но сейчас не находит у нее отклика.
Но вот Чацкий среди прочих знакомых с едкой насмешкой упомянул о Молчалине и, не подозревая о том, вызвал бурю негодования в душе Софьи, раз и навсегда восстановил ее против себя. «Не человек, змея!» — говорит она в сторону. И как жестоко она расправится впоследствии с Чацким за насмешки над Молчалиным!
Все, что происходит в первых сценах с Чацким, получит в пьесе свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет его к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастет в конфликт с обществом.
Во II действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели ей мил кто-то из этих двух? И кто же именно? Может ли быть ее избранником Скалозуб — олицетворение тупой военщины? А Молчалин, «жалчайшее созданье»,— неужели он избран ею? Загадку эту Чацкий должен во что бы то ни стало решить. Одновременно во II действии завязывается глубокий общественный конфликт. Из спора Чацкого с Фамусовым (начавшегося из-за Софьи) становится ясно, что дело здесь не просто в недовольстве друг другом — сталкиваются два мировоззрения, два лагеря.
Итак, общественный конфликт определился и требует своего разрешения; любовь Чацкого к Софье столкнулась с горькой загадкой, на которую он должен найти ответ.
В III действии развитие сюжета достигает огромного напряжения. Софья дает Чацкому ясно понять, что его не любит, и признается в любви к Молчалину, а о Скалозубе говорит как о герое не ее романа. Кажется, все выяснилось — загадка решена. Но вот беда — Чацкий не верит Софье. Он понимает, что за человек Молчалин, и, ослепленный любовью, отвергает возможность ее чувства к ничтожному человеку. Действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Еще Пушкин отметил, что это неверие в любовь Софьи к Молчалину чрезвычайно натурально, естественно для влюбленного. Неверие это укрепляется в Чацком после его разговора с Молчалиным, в котором тот совершенно ясно высказывается как человек безнравственный и делец. Чацкий продолжает свои резкие выпады против него. Он все больше раздражает оскорбленную за Молчалина Софью, и именно она сначала случайно, а потом и намеренно, в отместку пускает слух о сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распространившийся в обществе.
Сплетня, во-первых, сама по себе заинтересовала людей, любящих посудачить; во-вторых, она попала на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гостей. С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему все фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем своего идейного врага, человека, протестующего против его морали. Так действие достигает сюжетной вершины, кульминации.
Развязка наступает в IV акте. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцен между Софьей, Молчалиным и Лизой. «Вот наконец решение загадки! — восклицает Чацкий,— Вот я пожертвован кому!» Но его ждет еще - последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к нему окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью. Оба конфликта приведены к концу: столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум и любовь принесли Чацкому одно горе. Он, покидает Москву.
Порок не наказан и добродетель не торжествует в комедии (как того требовали правила классицизма), однако у нас остается впечатление моральной победы, одержанной Чацким.
В комедии нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены Грибоедовым с определенной целью. Так, Репетилов[1] с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраньями», где только пьют и шумят («Шумим, братец, шумим»), показан как болтун, опошляющий передовые идеи эпохи. Смело введя в комедию множество упоминаемых (внесценических) лиц, Грибоедов расширил границы дома Фамусова и границы времени, затронув век царствования Екатерины II, придворные круги, петербургскую знать. Обилие действующих лиц и включение внесценических оценивалось современниками как «расширение границ самого искусства». Главные действующие лица даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, и, наконец, внесценические образы расширяют ее границы.
[1] От латинского слова гереtо, что значит «повторяю».