Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Мастерство художественной детали в рассказах А.Чехова

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Развернутый план сочинения на тему:

«Мастерство художественной детали в рассказах А.П.Чехова».

  1. I. Вступление

Художественная деталь – минимальная образная подробность в художественном произведении.

  1. II. Главная часть
  2. III. Заключение
  1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде всего в том, что он умеет одной-двумя деталями выразить сущность того или иного явления.
  2. Детали портрета. Подробное описание внешности человек4а Чехов заменяет, как правило, деталью-впечатлением («…она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка…» - «В овраге»). Такая деталь обыкновенно выражает и авторское отношение к персонажу.
  3. Психологические детали. Здесь Чехов также старается одной-двумя деталями выразить сущность эмоционального состояния или перемену в настроении персонажа. Так, при последнем свидании с Котиком Старцев вспомнил свою молодость и любовь, и «в душе затеплился огонек», но почти тут же он «вспомнил про бумажки (деньги), которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас» («Ионыч»).
  4. Степень художественного обобщения при помощи образной детали иногда достигает у Чехова такой глубины, что детали становятся своего рода символами. Так, образ «футляра» в описании Белякова («Человек в футляре») становится воплощением целой психологии; «Палата № 6» символизирует весь уклад русской жизни конца XIX века; «серый забор с гвоздями» обозначает общее состояние несвободы (эта деталь используется Чеховым неоднократно, например в рассказах «Палата № 6», «Дама с собачкой», «Невеста» и др.); изображение всяческой еды становится символом «ленивого счастья» и т.п. («Душечка», «Ионыч», «Крыжовник»).

В использовании художественных деталей Чехов, с одной стороны, наследовал опыт своих предшественников (в особенности Гоголя), а с другой – являлся смелым новатором.

По материалам книги А.Б.Есина «Сквозные темы
в русской литературе XIX-XX веков». – М.: 2009

Вернуться на страницу "А.П.Чехов"

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4433143

Кто на сайте

Сейчас 34 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ассоциация "Гильдия словесников"