Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Тема маленького человека в творчестве А.Чехова

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Тема маленького человека в творчестве А.П.Чехова.

Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он умел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В творчестве Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского маленький человек неизменно заслуживал жалости и сочувствия. Чехов парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером стал вызывать уже не жалость, а насмешку или даже презрение. Почему? Потому что в трактовке этой темы, как и во всем своем творчестве, Чехов переключил внимание со среды на личность. У предшественников Чехова даже не вставало вопроса о том, кто виноват в унижении и умалении человека, ответ был ясен и однозначен – социальная среда. У Чехова же сам человек прежде других виноват в том, что он маленький, потому что слишком часто и легко забывает о чувстве собственного достоинства, о естественной человеческой гордости, потому что ради выгоды, престижа, прибавки к жалованию, а то и просто так, на всякий случай, готов унижать сам себя.

Вот, например, рассказ «Толстый и тонкий». Ситуация, использованная многими писателями задолго до Чехова – встреча двух чиновников разного ранга, которые у Чехова оказываются друзьями детства. Казалось бы, можно ожидать, что старший по чину («Толстый») не признает своего бывшего друга, начнет перед ним важничать, а то и унижать его и т.п. Но ничего подобного, все как раз наоборот. «Толстый» искренне  рад видеть приятеля, с удовольствием предается воспоминаниям и даже не думает о разнице в их положении, пока сам «Тонкий» ему об этом не напоминает. Но каково же поведение «Тонкого»? Вот он–то и есть подлинный «герой» рассказа. Узнав, что его бывший приятель уже дослужился до статского генерала, он начинает  всячески лебезить, подлизываться, унижаться, меняется даже сам тон его речи, становясь почтительно-подобострастным. Человек в этом рассказе явно не ощущает себя человеком, а лишь чиновником определенного класса. И ведь его никто не угнетает, не принуждает унижаться, он проделывает это сам, добровольно.

Или рассказ «Смерть чиновника». Его фабула несложна и известна, обратим лишь внимание на то, что опять отсутствует мотив унижения Червякова со стороны генерала, да и сам генерал служит по другому ведомству и, значит, никак «отомстить» Червякову не может, да и не хочет. Но такова уже привычка к униженному и рабскому положению, такова сила добровольного холопства, что Червяков, нечаянно чихнувший на лысину генералу,  в конце концов умирает от этих переживаний, пройдя предварительно несколько ступеней самоуничижения.

Еще будучи совсем молодым человеком, Чехов писал своему брату Михаилу: «Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность». Человек не должен, не смеет делать себя маленьким – вот основная мысль Чехова в его интерпретации интересующей нас темы.

 

По материалам книги А.Б.Есина «Сквозные темы
в русской литературе XIX-XX веков». – М.: 2009

Вернуться на страницу "А.П.Чехов"

 

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4297018

Кто на сайте

Сейчас 34 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Ассоциация "Гильдия словесников"