Портфель для словесника

Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

А.Твардовский "Я убит подо Ржевом". История одного стихотворения.

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 

Методическая разработка (конспект + презентация) интегрированного урока литературы и истории.

История одного стихотворения.
Александр Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
(сценарий урока)

Слайд № 2 . «Я убит подо Ржевом…»  Над этим стихотворением Александр Твардовский работал в конце 1945 – начале 1946 года, хотя упомянутые в нем события относятся к лету 1942 года. «Стихи эти, - писал поэт, - продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

Первоначальное название стихотворения было «Завещание воина». Но Твардовский оставил другой заголовок – «Я убит подо Ржевом». Почему? Ответить на этот вопрос мы постараемся в конце урока.

Слайд № 3. Давайте послушаем это стихотворение (выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником с одновременным «листанием» страниц блокнота – делается это щелчком по кнопке мышки)

Слайд № 4. Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И это самая замалчиваемая историками битва (щелкните по правой кнопке мышки). Почему?

Слайд № 5. Итак, у нас есть проблема: Почему Твардовский заменил название стихотворения «Завещание воина» на  «Я убит подо Ржевом»?

Но сначала посмотрим, как все начиналось.

Страницу сайта «Победители» http://www.pobediteli.ru/, на которой есть интерактивная карта хода Великой Отечественной войны, можно открыть по ссылке на слайде № 5 после того, как немного прозвучит песня «Вставай, страна огромная...», но лучше ее открыть и подготовить заранее, чтобы это не отняло много времени на уроке. До урока надо открыть эту страницу, нажать на кнопку «Начало просмотра», дождаться когда загрузится рисунок со словом «Продолжить». Во время урока, дойдя до слайда № 5 и прослушав часть песни, сверните презентацию, не закрывая ее и выйдите на заранее подготовленную страницу с картой. Нажмите  на кнопку «Продолжить» и начните смотреть информацию о ходе войны. Не надо открывать сопутствующую информацию, это займет много времени и затянет урок. Обратите внимание ребят на белую линию, указывающую на границу Советского Союза, и пусть ребята проследят, как быстро немцы продвигались к Москве. Остановиться надо на словах «Начинается наступление вермахта на Сталинград». Обращаем внимание на участок в виде «петли» возле Москвы, который получил название Ржевско-Вяземского плацдарма. Просмотр займет примерно 15-20 мин. Затем открываем презентацию и осуществляем переход к слайду № 6.

Слайд № 6. А еще и русские, и немцы называли этот плацдарм  «Северный Сталинград», «ворота к Москве и Берлину», «ржевская заноза», «ржевская мясорубка».

Слайд № 7. Доктор философских наук, начальник Института военной истории Министерства обороны, генерал-полковник Д. А. Волкогонов писал: «Ржев можно отнести к одной из самых крупных неудач советского военного командования в Великой Отечественной войне. И, как у нас водится, об этих трагических событиях написано всего несколько скупых строк. По-человечески это понятно: никому не хочется вспоминать о своих ошибках и просчетах, в том числе и знаменитым полководцам».

Слайд № 8. Ржевская битва складывалась из четырех самостоятельных наступательных операций. Первая из них состоялась в январе-апреле 1942 года (Ржевско-Вяземская), (щелкните по правой кнопке мышки)

вторая - в августе 1942 года (Ржевско-Сычевская), (щелкните по правой кнопке мышки)

третья - в декабре того же года (Ржевско-Сычевская, операция "Марс") (щелкните по правой кнопке мышки)

и четвертая - в марте 1943 года (Ржевско-Вяземская).

Сражения эти в годы войны называли боями местного значения. Однако потери сторон в военных действиях вокруг плацдарма были очень большими. Причем гриф секретности с этих данных был снят только в 1993 году.

Слайд 9. Ржевско-Вяземская 8 января-20 апреля 1942 г. - 776889 чел.

Слайд 10. Ржевско-Сычевская 30 июля-23 августа 1942 г. - 193683 чел.

Слайд 11. Ржевско-Сычевская 25 ноября-20 декабря 1942 г.-215674 чел.

Слайд 12. Ржевско-Вяземская 2-31 марта 1943 г. - 138577 чел.

Слайд 13. Т.о. примерно за семь месяцев боев (из пятнадцати)-1325823 чел.

Слайд 14. В дневнике московских поисковиков Борзовых  есть такие записи («листание» страниц по щелчку мыши): “Через поле, бывало, не пройти, - говорит тетя Феня, - вповалку лежали трупы. Нам обуть-то нечего было, так бабы, которые посмелее, вытряхнут из ботинок кости, да на ноги себе те ботинки”...”А кости с тех полей и не убирали,- продолжает её рассказ мужик лет пятидесяти. - Где бульдозером сгребали, а где прямо так пахали, по костям. Бывало, пустишь трактор и смотришь вперед, вдаль, на какую-нибудь березку, чтоб не сбиться и не видеть, что тебе под трактор идет...». В ельнике то и дело натыкаешься на каски, котелки, коробки от противогазов... Это что-то вроде города мертвых. Ему не видно конца. Хотели взять себе по котелку и кружке, но все дырявое, простреленное. Плотность огня ужасает. Канистры, ящики - всё в решето...”

Сам город был превращен в лунный пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек. Но после ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Слайд 15. Стоил ли Ржев столь страшной цены?

Советское командование не могло отказаться от регулярных атак очень хорошо укрепленной линии немецких войск. Если бы немцы убедились в нашей пассивности на ржевском фронте, немедленно отвели бы подвижные части под Смоленск, а оттуда перебросили к Ленинграду или Сталинграду. Нарушение неустойчивого равновесия на одном из этих ключевых участков привело бы к падению не только самого города, но и громадной части фронта. А значит, неизбежно оборачивалось жертвами, многократно превосходящими все наши потери под Ржевом.

Кроме того, от Ржева до Москвы достаточно близко, чтобы немцы могли повторить попытку, сорвавшуюся в ноябре - декабре 1941-го. Поэтому надо было держать под Ржевом силы, достаточные для парирования возможного немецкого наступления.

Слайд 16. До сих пор считалось, что самой кровопролитной битвой Великой Отечественной да и Второй мировой войны была Сталинградская битва - 1 129 619 чел.

Однако целый ряд исследователей считает: официальные цифры занижены - потери Красной Армии в боях на ржевско-вяземском плацдарме могут быть около, а возможно, и более 2 000 000 человек. Не зря зачастую говорят о «Ржевской мясорубке». А без Ржева, возможно, не было бы победы под Сталинградом.

Далее слайды с фотографиями военных лет идут автоматически до 49 слайда под песню М.Ножкина «Ржев».

Слайд 49. Через 21 год после окончания войны Твардовский напишет стихотворение

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...

В этом трижды повторенном "всё же" – вся неутихающая боль поэта по погибшим.

Вернемся к вопросу в начале урока: Почему Твардовский заменил название стихотворения «Завещание воина» на  «Я убит подо Ржевом»? (ответы ребят и заключительное слово учителя).

Для подготовки урока использовались материалы следующих сайтов:

http://www.nkj.ru/archive/articles/7167/

http://www.rian.ru/authors/20090227/163369129.html

http://rshev.ucoz.ru/

http://patrioticwar.vpv.mcdir.ru/index.html

http://www.pravda-nn.ru/blogs/blog:5/note:278/

 

 

Вложения
Download this file (Rzev.rar)Rzev.rar[ ]14305 Kb
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Следи за временем!

Авторизация

Просмотры материалов : 4430435

Кто на сайте

Сейчас 85 гостей онлайн

Услуги репетитора

Помогаю с освоением русского языка
всем, кто нуждается в этом:
очникам, заочникам, семейникам и т.п.

Освоение программы с 3 по 11 класс,
ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Занятия проводятся по скайпу
с использованием 
технологии совместного доступа
к рабочей электронной тетради ученика
(т.е. я слышу, вижу ученика и то, что он пишет, и мы вместе корректируем письменную работу ученика).

Многолетний опыт показывает эффективность такой работы.
Ведь всё почти как на обычном уроке, только ехать никуда не надо.
К тому же
занятия индивидуальные. 
Индивидуальная программа
в зависимости от уровня знаний ребёнка. 
Индивидуальный подход

Поверьте, ученик не может сам хорошо
освоить русский язык только
по видео и тестам в интернете

Плата невысокая

контакты через WhatsApp


 

Виртуальный музей литературных героев.

 

Интерактивные

диктанты

Всё, что должно произойти, 
обязательно случится.
В нужное время. В нужном месте. С нужными людьми.

"Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима"

М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

К уроку литературы на других сайтах



Раздел "Литература"

Педагогическая библиотека

Раздел "Филология"

Русский филологический портал

http://www.philology.ru/

Наталья Беляева
Уроки постижения
лирики

на сайте http://www.pereplet.ru

Русская литература

Ассоциация "Гильдия словесников"