Вариант 6 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

Учителю для подготовки учеников к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР - Учителю для подготовки учеников к ОГЭ
Печать
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Вариант 6 ОГЭ 2020                                                               И.П.Гостевых

Часть 1

 

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)День был жаркий, несмотря на перепадавшие дождики. (2)По ясному небу, светло­му, лучезарному, неслись, не закрывая солнца, низкие дымчатые тучи. (З)Крупные капли дождя, сверкая, сыпались, напоминая алмазы. (4)Трава, ещё недавно взволно­ванная ветром, не шевелилась, жадно поглощая влагу; орошённые ливнем, деревья влажно блестели. (5)Птицы пели не переставая, и отрадно было слушать их болтливое щебетание.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                      день был жаркий (предложение 1)

2)                      тучи неслись (предложение 2)

3)                      алмазы сыпались (предложение 3)

4)                      деревья влажно блестели (предложение 4)

5)                      было отрадно (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мы говорим не так (1) как пишем (2) и записанная разговорная речь (3) выглядит на­столько непривычно (4) что нам невольно хочется внести в неё поправки в соответст­вии с нормами письменной речи (5) однако (6) этого делать не следует (7) потому что разговорный стиль подчиняется собственным нормам (8) в связи с чем (9) не оправдан­ное в книжной речи употребление слов (10) вполне уместно в непринуждённой беседе.

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «талантливый ребёнок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся слово­сочетание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                      ЛЕЧАЩИЙ (врач) — в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, обра­зованного от основы глагола I спряжения, пишется буква А.

2)                      НЕХОЖЕНЫЕ (тропы) — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н.

3)                     ЕЛЕ-ЕЛЕ — наречие, образованное повторением одного и того же слова, пишется через дефис.

4)                     (одеться) ПО-ЗИМНЕМУ — имя прилагательное, образованное приставочно-­суффиксальным способом с помощью приставки ПО- и суффикса -ЕМУ, пишется через дефис.

5)                     ПОЛ-РОССИИ — имя существительное пишется через дефис, так как после ПОЛ- сто­ит прописная буква.

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)Сестра всемирно известного виолончелиста Мстислава Ростроповича Вера Леопольдов­на вспоминала: «В детстве Славка очень любил конфеты, а я любила поспать и почитать. (2)А мы учились в музыкальной школе. (З)Славка только начинал, а я уже вовсю играла на скрипке. (4)И вот родители оставляют нас одних, прикрывают такие двустворчатые двери, уходят в со­седнюю, чтобы не мешать мне заниматься: я должна быть примером для младшего братишки, с детства он должен видеть, что взрослые неустанно работают и я, старшая сестра, тружусь так же, как папа и мама. (5)Труд, труд и труд. (6)И они уходят, а я говорю одними губами: «Слава-а, а у меня конфеты есть!» (7)Славка тут же образуется рядом. (8)Я даю ему конфет, беру книжку и с удовольствием углубляюсь в чтение. (9)А он, сообразительный малыш, уже знает, что де­лать: жуёт конфету, берёт мою скрипку, ставит её, как виолончель, между ног и начинает иг­рать мой урок. (10)А я представляю, как родители удовлетворённо переглядываются, услышав мои быстрые пассажи.

(11)И ведь он выучил весь мой репертуар, он даже концерт Мендельсона играл, причём свободно, все сложные технические вещи. (12)Он играл так, что наш папа, профессор консерва­тории, так никогда и не догадался, что всё это играю не я и вообще не скрипач.

(13)Ему было лет, наверное, десять, когда он, влезши на табурет, стал на этом табурете де­лать ласточку, то есть весь растопырился и качается. (14)А я как раз вхожу и вижу: он стоит, представьте, в этой своей дурацкой ласточке, и качается, и смотрит на меня, и начинает падать, потому что табуретка под ним поехала. (15)И он шлёпнулся, и закричал, и заплакал, а он очень сдержанный, никогда он от боли не плакал, но сейчас плакал, потому что, оказывается, руку сломал. (16)Две косточки у основания кисти — пополам, я беру его руку, а она вот так висит на коже, ступенькой. (17)Тут и я заорала. (18)И какая рука! (19)Смычковая, правая!»

(20)Довоенные годы, семья музыкантов, талантливый ребёнок, чьё будущее выстраивается само собой, но он мимоходом ломает себе руку, и... другая судьба. (21)Больница, гипс, месяц в гипсе, снимают и видят, что сломанные эти косточки срослись ступенечкой, как их сложили за­мечательные доктора, так они и срослись, и двигаться больше не могут. (22)Увы, конец вам, Мстислав Леопольдович, как виолончелисту. (23)Советская медицина тут бессильна. (24)Нет, вот парафин, массаж, гимнастика, со временем кисть будет даже шевелиться, но это, к сожалению, всё, что мы можем. (25)Не надо делать ласточек на табуреточках. (26)На музыке ставим крест.

(27)Отчаяние родителей, угрюмость пострадавшего. (28)Сопротивление материала.

(29)И тут он ушёл в себя. (ЗО)Буквально. (31)Ото всех. (32)Он сидел и часами развивал эту руку. (ЗЗ)Он выходил из себя, когда его пытались от этого занятия отвлечь, он топал на отвле­кающих ногами. (34)А ведь достаточно было взглянуть на эту искривлённую лапку, чтобы по­нять: никогда не удастся взять ею смычок так, как положено. (35)А он кричал: «Не мешайте! (Зб)Мне надо заниматься, а она не работает!!!» (37)Он взял судьбу в свою руку. (38)И он повора­чивал её миллиметр за миллиметром, и, вы знаете, вдруг однажды он ухватил ею смычок. (39)Да, не так, как положено, но... (40)И ещё пуще набросился на эту калеку и терзал её, доби­ваясь, чтобы смычок поплыл в ней с нужным нажимом в любой его части.

(41)Я слышал и прежде, что весь успех Ростроповича в его особой технике, которую он изобрёл, чтобы всех победить. (42)Шпиль, которым обычно виолончель упирается в пол под углом, у него был повёрнут и поставлен вертикально, и от этого инструмент ложился удобней. (43)А как он держал смычок? (44)Обычному музыканту и руку-то не вывернуть эдаким мане­ром. (45)А он как-то вот так выворачивал, и уникальный получался звук. (46)И многие напо- ворачивали свои шпили, многие в отчаянии выкручивали себе руки, надеясь играть, как он. (47)Увы!

(48)Когда я его встретил, чтобы взять интервью, после первых же фраз я кинулся на ото­ропевшего Маэстро, вцепился в его несчастную правую руку, требуя показать. (49)Он снисхо­дительно закатал рубашку и устрашающе подвигал до сих пор торчащими ступенькой косточ­ками, как рычагами. (50)Знают ли неистовые последователи, что спрятано у Мстислава Леопольдовича под манжетой?

— (51)Да-да, меня не раз просили научить так же держать руку. (52)Я отвечал: такую воз­можность вы уже упустили...

(По В.Б. Чернову*)

* Владимир Борисович Чернов (1939-2013) — российский журналист, редактор.

 

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                      Мстислав Ростропович много работал над развитием руки, кости которой после травмы неправильно срослись.

2)                      Известного виолончелиста привело к успеху стремление превзойти свою старшую сестру.

3)                      Родители Ростроповича сыграли определяющую роль в становлении его как виртуоз­ного музыканта.

4)                      Помимо таланта, Ростропович обладал необыкновенным упорством, способностью пре­одолевать любые трудности на пути к своей цели — виртуозному владению инструментом.

5)                      Мстислав Леопольдович Ростропович родился в семье музыкантов, его сестра Вера Ле­опольдовна тоже занималась музыкой.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является ирония.

1)                      И ведь он выучил весь мой репертуар, он даже концерт Мендельсона играл, причём свободно, все сложные технические вещи.

2)                      Довоенные годы, семья музыкантов, талантливый ребёнок, чьё будущее выстраивается само собой, но он мимоходом ломает себе руку, и... другая судьба.

3)                      Больница, гипс, месяц в гипсе, снимают и видят, что сломанные эти косточки срослись ступенечкой, как их сложили замечательные доктора, так они и срослись, и двигаться больше не могут.

4)                      Шпиль, которым обычно виолончель упирается в пол под углом, у него был повёрнут и поставлен вертикально, и от этого инструмент ложился удобнее.

5)                      Не надо делать ласточек на табуреточках.

Ответ:

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте слово со значением «единственный в своём роде, неповторимый». Выпишите это слово.

Ответ:

 

Часть 3.

9.1.      Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Абрама Борисовича Шапиро: «Пунктуация, как один из основных элементов нашей письменной речи, входит в число тех средств, которые служат для выражения различных, весьма су­щественных сторон смысла текста».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.      Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания из текста: «Он взял судьбу в свою руку».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.      Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и проком­ментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое целеустремлённость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргумен­тируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуж­дения: один пример-аргумент возьмите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.