Вариант 4 ОГЭ 2020 И.П.Гостевых русский язык

Учителю для подготовки учеников к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР - Учителю для подготовки учеников к ОГЭ
Печать
Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Вариант 4 ОГЭ 2020                                                               И.П.Гостевых

Часть 1

1. Изложение

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)                          Праславянский язык возник из индоевропейского языка в I тысячелетии до н.э.

(2)                          В IX-VI вв. до н.э. в праславянском языке сформировались три диалектные группы: южная, западная, восточная. (3)В группу восточнославянских языков входят русский, украинский, белорусский языки. (4)Общий восточнославянский язык называют древ­нерусским по названию созданной восточными славянами древнерусской народности. (5)Таким образом, родословная русского языка уходит корнями в древность, нельзя точно определить его возраст, но момент возникновения литературного языка известен, так как он связан с моментом возникновения письменности.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)                      язык возник (предложение 1)

2)                      группы сформировались (предложение 2)

3)                      русский, украинский, белорусский входят (предложение 3)

4)                      язык называют (предложение 4)

5)                      нельзя определить (предложение 5)

Ответ:

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Загруженный работой (1) Михаил Васильевич Ломоносов практически не имел времени на полноценный отдых (2) развлечения (3) и семья ограничивала количество гостей в доме (4) чтобы не нарушать ритм жизни учёного (5) и в письме графу И. И. Шувалову от 19 января 1761 года Ломоносов писал (6) «По разным наукам у меня столько дела (7) что я отказался от всех компаний (8) хотя (9) в доме и существует добрая тради­ция (10) приглашать хороших знакомых в гости».

Ответ:

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «пешеходная улица», построенное на основе согласования, си­нонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосо­четание.

Ответ:

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)                      ЧТО БЫ (такое придумать) — местоимение ЧТО с частицей БЫ пишется раздельно.

2)                      НЕЗВАНЫЙ (посетитель) — в суффиксе полного страдательного причастия прошед­шего времени пишется одна буква Н.

3)                      БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий звук, пи­шется С.

4)                      НЕ СМОГ — отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

5)                      ПРИЩУРИТЬ — написание приставки определяется её значением — присоединение.

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 6-9.

(1)У девочки есть город, а в городе есть фонтан. (2)Он не простой, этот фонтан. (3)Он цвет­ной и музыкальный.

(4)            В этом городе живут дедушка и бабушка девочки. (5)Выйдя из поезда, девочка сразу спрашивает, работает ли фонтан. (6)«Да, работает!» — говорят ей. (7)И она, едва присев за стол с дороги, бежит в центр, вверх по прямой пешеходной улице.

(8)Фонтан работает! (9)Сейчас из середины просто бьют несколько струй. (10)Но это ниче­го не значит, то есть это как раз значит, что фонтан исправен. (11)А разные умные слова о ре­жимах работы фонтана девочка слышала тут же, когда на скамье рядом сидели, видимо, спе­циалисты. (12)0ни говорили про какую-то сверхзакалку титана, из которого сделаны форсунки, о наборах программ для электронной машины, управляющей автоматическими сме­нами воды, и цвета, и света, и словно специально находили слова, чтобы спугнуть очарование фонтаном. (13)Но вот они сказали, что подобного фонтана нет нигде, он такой единственный, и девочка всё им простила. (14)Это уж она и сама знала, что такого больше нет. (15)Даже на зна­менитой своими фонтанами выставке в большом городе, где она теперь живёт.

(16)Девочка облегчённо вздыхает и обходит фонтан вокруг. (17)Главное будет вечером, поэтому пора возвращаться.

(18)Дома, рассказывая бабушке и дедушке о школьных делах, она всё время посматривает на часы. (19)Вот уже и вечер. (20)Девочка говорит, что идёт к фонтану, одевается и выходит. (21)0на ко всем, к кому просили зайти мама с папой, зайдёт. (22)Но это завтра. (23)А сего­дняшний вечер только её.

(24)Какой славный ветер шумит в деревьях! (25)Ветер вовсе не холодный, в нём тепло, скопленное где-то за городом, в сухом хвойном лесу или в поле. (26)Ветер спелся с ветками де­ревьев, они покачиваются по команде его порывов. (27)Ветки ниже высоких неподвижных фо­нарей. (28)Тень от деревьев ходит по мостовой, и вся улица танцует, как будто качаясь на вол­нах. (29)В далёком просвете улицы, как свет в конце тоннеля, появляется разноцветное слабое сияние — работает фонтан. (ЗО)Уже и музыка слышна.

(31)У фонтана всегда есть место. (32)Не на одной скамье, так на другой. (ЗЗ)Девочка уст­роилась, запахнула пальто и замерла.

(34)Вот смолкает ровный шорох орошения, струи приседают, прожектора пригасают, и вступает музыка. (35)Из центральной стойки, из середины, взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, озаряя окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (36)Вокруг неё, чуть склонившись, вырываются ещё четыре струи. (37)В них есть что-то материнское, прикрывающее. (38)По всей окружности возникают прямоструйные завесы. (39)Когда они взмывают ввысь, получается живая стена, а когда опускаются, становятся похо­жими на колосья. (40)То ли они, набирая и отпуская воду, командуют музыке, то ли, наоборот, она, зная силу напора, своей волей меняет их рост и окраску. (41)Тут добавляются ещё струи, они закрывают расстояние от центра до краёв, и всё это пространство заполняется невиданны­ми огромными цветами из воды. (42)Это гигантские колокольчики, развёрнутые в небо. (43)Их лепестки как стеклянные.

(44)                       Вот возникли в торжественном согласном шуме ещё не появлявшиеся боковые бесчис­ленные струи, они бьют навстречу друг другу с такой силой, что образуют над всем фонтаном прозрачный, искрящийся разноцветными блёстками шатёр.

(45)                       3апомнить бы только эти каскады, когда вода, теряя силу и обрываясь, вдруг подпира­ется снизу, и снова насильственно возносится, и вновь, обессиленная, пытается упасть!

(46)                 3апомнить этот порыв ветра, когда он опять клонит и треплет заросли воды, а нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой... (47)Вот музыка притихает, чувствуя себя здесь не глав­ной, то есть как раз музыка здесь главная, но музыка воды, а звучащая по радио — только сопро­вождение... (48)И вот музыка затихает, а нарастает звучание воды, выплёскиваются всё новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (49)И вся вода, поднимаемая, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и по­ходит на огромный воздушный шар, который вот-вот взлетит и возьмёт с собой всю площадь.

(50)                       Девочка думает: «Как хорошо, что ни в фонтане, ни около него нет скульптур, ведь главное в нём красота воды!»

(51)                       Но вот фонтан выключен. (52)Его обслуживают двое: электрик-механик и дворничи­ха. (53)Дворничиха давно на пенсии, но ещё работает. (54)И очень любит свою работу. (55)Она могла бы прийти с утра, но хочет убрать именно сейчас, чтобы те, кто рано утром будет идти мимо на работу или ещё по каким делам, видели, как чисто вокруг фонтана. (56)Кругом полно разного мелкого мусора, который почему-то брошен не в урны, но она не сердится. (57)Ведь ко­гда-то же все люди поймут, что дело не только в уважении к труду. (58)Дело в красоте.

(По В.Н. Крупину*)

* Владимир Николаевич Крупин (род. в 1941 г.) —русский писатель, публицист и педагог.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)                       Выйдя из поезда в городе, где живут её бабушка с дедушкой, девочка сразу отправи­лась к фонтану.

2)                        Девочка планирует навестить в городе всех, к кому просили зайти её мама и папа.

3)                        Девочка волновалась, что фонтан может не работать.

4)                        Родители девочки не знали, что она поехала к бабушке с дедушкой.

5)                        Ни около фонтана, который очень любила девочка, ни внутри него не было скульптур.

Ответ:

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является оли­цетворение.

1)                       А разные умные слова о режимах работы фонтана девочка слышала тут же, когда на скамье рядом сидели, видимо, специалисты.

2)                        Но вот они сказали, что подобного фонтана нет нигде, он такой единственный, и девоч­ка всё им простила.

3)                        Девочка говорит, что идёт к фонтану, одевается и выходит.

4)                        Ветер спелся с ветками деревьев, они покачиваются по команде его порывов.

5)                        Тень от деревьев ходит по мостовой, и вся улица танцует, как будто качаясь на волнах.

Ответ:

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте синонимы к слову СНОВА (предложение 45).

Выпишите один из этих синонимов.

Ответ:

 

Часть 3.

9.1.      Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Андрея Бело­го: «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценива­ется. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну­лём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2.      Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Дело в красоте».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтвер­ждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.      Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте дан­ное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.