Вариант 8 ЕГЭ – 2021 И.П.Васильевых, Р.А.Дощинский
Прочитайте текст и выполните задания 1 -3.
(1 )Литературный язык обогащался за счёт народной речи и благодаря усилиям деятелей культуры новыми словами, закрывающими те лакуны (или прорехи) в обозначении многогранной и изменчивой действительности, которые обнаруживала в нём речевая практика. (2)<...>, современники В.И. Даля сами изобретали нужные для этой цели слова. (З)Словом «промышленность» мы обязаны Н.М. Карамзину, словом «стушеваться», как принято считать, Ф.М. Достоевскому, создание слова «интеллигенция» принято приписывать ПД. Боборыкину, однако недавно выяснилось, что ещё В А. Жуковский употребил его в своём дневнике за 1836 год, слово «отсебятина» придумал К.П. Брюллов.
- Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Деятели культуры изобретали слова для обозначения новых явлений в жизни, так, слово «промышленность» было изобретено Н.М. Карамзиным.
2) Ещё поэт В.А. Жуковский употребил в своём дневнике за 1836 год слово «интеллигенция», однако создание этого слова принято приписывать П.Д. Боборыкину.
3) Обогащение литературного языка новыми словами, необходимыми для обозначения явлений действительности в речевой практике, происходит за счёт народной речи и благодаря усилиям деятелей культуры.
4) Лингвисты считают, что слово «отсебятина» было придумано художником Карлом Брюлловым, однако до сих пор на этот счёт существуют противоречивые мнения.
5) Обозначение явлений действительности новыми словами, созданными народом и деятелями культуры, обогащает литературный язык и обеспечивает потребности речевой практики.
2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБОГАЩАТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБОГАЩАТЬСЯ, -гащаюсь, -гащаешься; несов.
1) Становиться богатым, богатеть. На этом деле можно о.!
2) Становиться богаче, разнообразнее по составу, содержанию и т.п. Наш жизненный опыт постоянно обогащается. Наука обогащается новыми открытиями.
3) Делаться более развитым, богатым в умственном и нравственном отношениях. Книги помогают мне духовно о. Ум ребёнка готов о. новыми представлениями.
4) Становиться обогащённым в результате внесения какого-л. вещества, состава и т.п. или удаления ненужного (о почве, руде, минералах и т.п.). Почва обогащается азотом.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
налитА лекторОв
включИм дОнизу
прозорлИва
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Светодиодные источники света становятся всё более и более ПОПУЛИСТСКИМИ, и производители спешат предложить потребителям оригинальные конструкции осветительных лампочек.
В странах с развитым рынком то и дело возникает ситуация «цифрового пресыщения», когда выпущенные новые модели электронной техники не пользуются ПОКУПАТЕЛЬСКИМ спросом.
Существительные «невежа» и «невежда» когда-то имели одно значение, но ещё в XIX веке В.И. Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», отметил их РАЗЛИЧИЕ.
Эйфелева башня успешно противостоит порывам ветра, наибольшее ОТКЛОНЕНИЕ вершины башни за годы её существования составляет всего пятнадцать сантиметров.
В укреплённой деревне ОКЛИК караульного имел серьёзный практический смысл: надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришёл он с миром или с войной.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Имитация лежит в основе социальных функций, на ней основано восприятие эмоций других людей: известно, что при доверительном общении люди довольно быстро начинают копировать жесты рук, мимику, интонации друг друга.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
новые СОРТА
не в пример ИМ
ПОПРОБУЙ сделать
КОЛЫШЕТ листья
Написать более ИНТЕРЕСНЕЕ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Грамматические ошибки |
Предложения |
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение в построении предложения с однородными членами Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) ошибка в образовании предложно-падежной формы имени существительного
|
1) В полные трагизма месяцы блокады слово «Ленинград» стало не только неотъемлемой частью жизни горожан, а также синонимом беспримерного мужества и стойкости. 2) В давние времена Сокольники представляли собой не тронутый человеком уголок природы. 3) На картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща» мы видим обычный среднерусский пейзаж: картина пронизана ощущением летнего праздника благодаря чёткой симметрии и ритмическому чередованию тёмных и светлых зон. 4) Иногда в безоблачный день вдруг перестаёт клевать рыба, а реки и озёра мертвеют, как будто из них навсегда уходит жизнь. 5) Вулкан, вопреки известных представлений, оказывается, не всегда бывает огнедышащей горой и находиться может не только на Земле. 6) При поражении зоны Брока, открытой ещё в XIX веке области коры головного мозга, человек теряет способность произносить слова, хотя продолжает понимать как устную, так и письменную речь. 7) Прекрасно написанная картина художником была поистине восхитительна, 8) Те, кто участвовал в командном заплыве, оказался на пьедестале. 9) Выехав на дорогу, перед путниками открылись просторы полей. |
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) покритиковать, изменение, опалённый
2) (яркое) освещение, подтянуться, запасаться
3) сравнение, творец, жук-плавунец
4) понимающий, блеснуть, подскочить
5) паутинный, трепетание, дремучий
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра..цвет, и..казить, ра..долье
2) медал..он, об..ёмный, суб..ект
3) раз..скал, сверх..дея, не..скушённый
4) пр..сыщение, пр..восходящий, пр..имущество
5) по..скочить, на..ломить, пре..ставление
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) продл..вать, тен..вой
2) товарищ..ство, карандаш..к
3) благоустра..вать, усидч..вый
4) подкрад..ваться, опрокид..вать
5) узбе..ский, калмы..кий
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) раска..вшийся, (кони) вытерп..т
2) (продукты) порт..тся, затер..нный
3) та..щий (снег), чист..щее (средство)
4) удосто..вшийся, украс..шь
5) (едва) слыш..мый, разруш..нный
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Доставая с полки очередной том, мы даже (НЕ)3 АД УМЫВАЕМСЯ, что держим в руках результат многовековой эволюции человеческой культуры.
Интерактивная книга (Living Book) — это новое направление в сфере мультимедиатехнологий, позволяющее (НЕ)ТОЛЬКО прочитать текст и посмотреть картинки, но и услышать голоса персонажей.
На протяжении последних двадцати девяти лет альпинистам удавалось (НЕ)РАЗ подниматься в Гималаях выше восьми тысяч метров над уровнем моря.
Учёные считают, что восприятие обратного пути как более короткого (НЕ)СВЯЗАНО с чувством времени как таковым, а обусловлено восприятием возвращения.
Оказавшись на освещённой сцене, музыкант скользнул (НЕ)ВНИМАТЕЛЬНЫМ взглядом по лицам собравшихся в зале людей и сразу подошёл к роялю.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Человек, который был наставником Андрея (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих лет, стал учителем ТАК(ЖЕ) и его младших братьев.
(ПО)НАЧАЛУ маршрут шёл по тропе возле водопада, а затем группе пришлось подниматься (В)ВЕРХ по реке и долго идти в одном направлении.
Командиром СРАЗУ (ЖЕ) было проведено беспристрастное расследование (В)СВЯЗИ с ссорой, возникшей в пути, и виновный был наказан.
Все строения были расположены (В)РАЗБРОС: тот, кто планировал такое расположение, (ПО)ВИДИМОМУ, думал больше о нуждах грядущих поколений, чем об удобствах нынешних обитателей посёлка.
Спасённый моряк продолжал ЧТО(ТО) отрывисто и бессвязно бормотать, и капитан попросил доктора (В)ТЕЧЕНИЕ часа понаблюдать за состоянием пострадавшего.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Был заварен травя(1)ой чай, на столе оказались грибки, лепёшечки чёрной муки, сотовый мёд, мёд варё(2)ый и шипучий, яблоки, орехи сырые и калё(3)ые и только что испечё(4)ые ватрушки.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Фейерверки устраивались в Москве с начала XVII века однако особенно часто стали использоваться для украшения праздников при Петре I.
2) По значимости появление письменности можно сравнить с добыванием огня или с переходом от собирательства к выращиванию растений.
3) Валенки тулуп и шапка обеспечивали крестьянам даже в сильные морозы ощущение комфорта сухости и тепла.
4) Мелкие предметы для создания узоров в калейдоскопе освещались только боковым светом и хорошо отражались зеркалами трёхгранной призмы и тогда узоры получались ещё разнообразнее и оригинальнее.
5) Между беседкой и домом тянулась живая стена акаций и сиреней.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Учёные (1) пытаясь привлечь внимание к исчезающим видам животных и растений (2) подготовили в 1966 году к изданию первую международную Красную книгу (3) включавшую в себя (4) сведения о двухстах видах птиц, о ста млекопитающих, о двадцати пяти тысячах видов растений.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Мы дневали (1) бывало (2) в одиноких степных селеньях, состоявших из двух-трёх дворов. Бывали (3) и миражи, природа (4) на самом деле (5) доходила до сущих чудес: видения воды стояли столь ясные, что в них отражались настоящие скалы!
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Старый дом (1) украшением (2) которого (3) были резные наличники да башенка с петушком на флюгере (4) был местной достопримечательностью.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Коренные народы Южной Америки в XI—XVI веках придумали узелковое письмо «кипу» (1) смысл которого зависел от типа и числа узелков (2) и (3) хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли (4) его принято считать изобретением инков.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Холмогоры основаны новгородскими купцами ещё в XII веке. (2)В XVII веке в Холмогорах был возведён один из самых больших на русском севере храмов — Спасо-Преображенский собор. (3)По соседству с собором — архиерейские палаты, где несколько раз останавливался Пётр I. (4)Архангельская область обязана Холмогорам. (5)Оказывается, именно из Холмогорского района доставили самый первый экспонат в грандиозный архитектурный музей под открытым небом — Малые Корелы — мельницу начала XX века из деревни Бор Холмогорского района. (6)Мельница-шатровка, или, как её называют специалисты, голландка. (7)В музее — его открыли 30 лет назад — больше 100 памятников деревянной архитектуры XVI-XX веков.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)Меня давно интересовали люди — их душевный строй, духовная устремлённость, — люди, занятые какой-то однообразной работой. (2Однообразная работа бывает интересной, то есть такой, которая становится неинтересной только потому, что она повторяется изо дня в день. (3)А бывает и изначально неинтересная, однообразная работа, в которой органично заложена какая-то большая монотонность. (4)Начну с людей «интересной однообразной» работы. (5)Помню медсестру в больнице, которая рассказывала мне, что поначалу её увлекало желание активно помогать людям, облегчать их страдания, а потом изо дня в день одно и то же, одни и те же жалобы, нездоровые лица, разговоры. (6)И стало её охватывать уныние, и она уже думала уйти из больницы. (7)Ей помог «Дон Кихот» Сервантеса.
(8)Вообще надо отметить, что помощь человеку в повседневности со стороны искусства обычно бывает очень неожиданной. (9)Вот что мне рассказала медсестра. (10)То, что Дон Кихот вмешивался часто в какие-то фантастические ситуации, старался облегчить наряду с существующими страданиями и несуществующие, его огромная тоска по справедливости и желание поразить любое зло, желание настолько обострённое, что он был готов кидаться на ветряные мельницы, показало ей: она была, мягко выражаясь, не права, когда, находясь один на один с совершенно реальными, невымышленными страданиями, постепенно стала утрачивать острое восприятие их, разучилась видеть людей, которые ждут от неё помощи. (11)Я застал её однажды ночью в больничном коридоре сидящей над романом Сервантеса. (12)Она его перечитывала. (13)И я понял: если через минуту кто-то её позовёт, она без раздражения, без мысли, что ей помешали, будет делать всё для человека, которому нужна. (14)Думаю, что влияние искусства заключается в том, что оно учит нас быть человечными.
(15) Однажды я беседовал с девушкой, которая управляла на стройке башенным краном.
(16) Это, вообще, работа интересная, сопряжённая даже с известным риском, всё-таки высота...
(17) Но постепенно однообразие стало девушку угнетать. (18)Каждое утро подниматься по этой лестнице, выполнять одни и те же манёвры... (19)Ей помогло тоже нечто совершенно неожиданное, не имеющее никакого отношения ни к крану, ни к её работе и даже не имеющее отношения к нашей жизни. (20)Ей помогла новелла Флобера «Простая душа» — о малограмотной простой женщине, которая работает на ферме, изо дня в день видит и делает одно и то же и тем не менее глубоко радуется жизни и умеет найти в однообразии дней какое-то удовлетворение, потому что служит любимым людям. (21)И вот девушка-крановщица подумала: «Если та женщина, которая в жизни не видела ничего, кроме хлева, коров, одной и той же дороги, умеет так радоваться жизни, то как же смею не радоваться жизни я, если каждый день открывает мне что-то новое! (22)Вот достроили дом, въехали новосёлы, изменился ландшафт, открылись какие-то новые дали...» (23)Она стала воспринимать жизнь разнообразно и остро.
(24)«Зерно искусства» упало в чернозём повседневности. (25)Такие зёрна могут давать всходы только тогда, когда они падают в более или менее вспаханную почву. (26)А вспахивает её вся наша жизнь, её этические законы. (27)И надо помнить о том, что бывают «залежные земли» в человеческой душе, но целинных земель не бывает, потому что тысячелетия культуры, тысячелетия работы человеческой мысли и человеческой души отразились на каждом из нас.
(28)Я говорил сейчас о людях «интересной однообразной» работы, но бывают, повторяю, работы и неинтересные, как бы отупляюще-однообразные. (29)Помню рассказ одной стенографистки, которая жаловалась на то, что она уже стала как автомат. (ЗО)«Я совершенно не вникаю в то, что стенографирую, я словно машина». (31)Интересно, что и к ней освобождение пришло от искусства, и пришло оно тоже совершенно неожиданно. (32)От Шекспира. (ЗЗ)Она стенографировала речи на одной конференции, посвящённой очередному шекспировскому юбилею, и, в отличие от обычного состояния, когда работала совершенно автоматически, вдруг в какую-то минуту вникла в то, о чём говорили люди на трибуне. (34)А говорили они про то, что женщин волнует особенно. (35)Про любовь в трагедиях и комедиях великого писателя. (36)Дома она открыла Шекспира, и после этого в её работе многое изменилось. (37)Она ощутила одну великую особенность Шекспира: что бы люди ни делали в его произведениях, о чём бы ни говорили, чем бы ни занимались, — это имеет отношение к каким-то большим событиям, к жизни мира, к судьбе человечества. (38)И ей открылось, что её скромный труд тоже имеет отношение к жизни мира, к судьбе человечества, потому что на совещаниях, когда она стенографирует, говорят, в сущности, о больших вещах: о спасении морей и океанов, о сохранении лесов, о воспитании детей... (39)Работа её приобрела какой-то высший смысл.
(40)Вот что я думаю по поводу вопроса о взаимоотношении искусства и повседневности...
(По Е.М. Богату*)
*Евгений Михайлович Богат (1923-1985) — советский журналист, писатель.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Искусство оказывает помощь человеку в повседневных делах, например, в преодолении трудностей на работе.
2) Повседневная работа людей не может иметь отношения к жизни мира, к судьбе человечества.
3) Изначально Сервантес задумывал своё главное творение — роман «Дон Кихот» — как новеллу.
4) Дон Кихот старался облегчить наряду с существующими страданиями и несуществующие, боролся с ветряными мельницами.
5) Новелла Флобера «Простая душа» рассказывает о малограмотной простой женщине, которая умеет радоваться жизни и находить в однообразии дней какое-то удовлетворение, потому что служит любимым людям.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1-3 содержат рассуждение.
2) Предложения 24 и 25 противопоставлены по содержанию.
3) Предложения 21-23 поясняют содержание предложения 20.
4) В предложении 33 представлено описание места.
5) В предложении 38 представлено повествование.
24. Из предложения 20 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 24-29 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Е.М. Богат ведёт разговор с читателем, используя приём цитирования, благодаря чему его речь становится аргументированной, убедительной. Яркость и образность речи создают использованные публицистом разнообразные средства выразительности, в том числе троп — (А)____ (предложения 24—27). Выразить свои мысли более точно, подчеркнуть наиболее важное в рассуждении автору помогает лексическое средство выразительности — (Б) («реальными» и «невымышленными» в предложении 10, «о спасении», «о сохранении» в предложении 38), а также приёмы: (В)_____ (предложения 31—32) и (Г)____ («это имеет отношение к каким-то большим событиям, к жизни мира, к судьбе человечества» в предложении 37)».
Список терминов:
1) разговорная лексика
2) развернутая метафора
3) градация
4) риторическое обращение
5) ряд однородных членов
6) фразеологизмы
7) синонимы
8) парцелляция
9) антонимы
Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами- иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№ |
Вариант 8 |
1 |
35 <или> 53 |
2 |
например <или> так |
3 |
2 |
4 |
лекторов |
5 |
популярными |
6 |
РУК |
7 |
интересно |
8 |
97185 |
9 |
12 <или> 21 |
10 |
45 <или> 54 |
11 |
134 <или>любая другая последовательность этих цифр |
12 |
124<или>любая другая последовательность этих цифр |
13 |
невнимательным |
14 |
поначалувверх <или> вверхпоначалу |
15 |
123 <или> любая другая последовательность этих цифр |
16 |
14 <или> 41 |
17 |
123 <или> любая другая последовательность этих цифр |
18 |
12 <или> 21 |
19 |
14 <или> 41 |
20 |
1234 <или> любая другая последовательность этих цифр |
21 |
25 <или> 52 |
22 |
145 <или> любая другая последовательность этих цифр |
23 |
13 <или> 31 |
24 |
изоднявдень <или> одноитоже <или>темнеменее |
25 |
25 |
26 |
2783 |
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1) Проблема восприятия человеком однообразной работы. (Может ли быть интересной однообразная работа?) |
1) Однообразная работа бывает интересной. А бывает и изначально неинтересная, однообразная работа, интерес к которой может возникнуть через осознание её высшего смысла. |
2) Проблема влияния искусства на восприятие человеком своей работы. (Влияет ли искусство на восприятие человеком своей работы? В чём заключается влияние искусства на восприятие человеком своей работы?) |
2) Искусство может повлиять на восприятие человеком своей работы. Влияние искусства выражается в изменении отношения человека к своей работе. |
3) Проблема роли искусства в жизни человека. (Какую роль играет искусство в жизни человека?) |
3) Искусство играет огромную роль в жизни человека, оно учит людей быть добрыми, чуткими, человечными. Но влияние искусства человек может ощутить только тогда, когда обращается к нему, например, читает хорошие книги. |