Для подготовки к заданию 1 по демо-версии 2022

Учителю для подготовки учеников к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР - Учителю для подготовки учеников к ЕГЭ
Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Материалы из сборника Бисерова А.Ю. для подготовки учащихся к выполнению задания 1 по демо-версии 2022 года (15 вариантов).

1. Связь растительности с почвой повсеместная. Она настолько тесна, что установ­ление свойств почвы по составу растительного покрова и даже составление почвен­ных карт является обычным элементом полевой работы почвоведа. Корни некоторых растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом благодаря живущим на этих корнях клубеньковым бактери­ям. Кроме того, растения поставляют в почву значительную часть запасённой ими солнечной энергии для внутрипочвенных процессов.
Животные, вся масса которых составляет около 1% массы растений какой-либо мест­ности, являются активными посредниками в передаче энергии и вещества между рас­тениями и почвой. Они измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и затаскивают их в почву. Животные прорывают её своими норами и ходами, участвуют в образовании некоторых видов почвенной структуры, обогащают её своими экскремен­тами и, наконец, умирая, удобряют почву своими телами.
Что Вы знаете о почвенных животных? Некоторых назовёте сразу. Хищники — землеройки и всем знакомые кроты, ходы которых выходят на поверхность кучками свежей рыхлой земли. Растительноядные, грызуны - суслики, хомяки, сурки, слепы­ши. Это сравнительно крупные животные, своей роющей деятельностью способствую­щие рыхлению и перемешиванию почв, удобряющие её экскрементами.
(По Б. Ильичёву)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)    В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме един­ственного числа. (Например: составление, передача, образование, рыхление, пе­ремешивание.)
2)    Прямой порядок слов в предложениях способствует конкретности повествования.
3)    Употребление терминов способствует точности изложения. (Например: раститель­ный покров, почвенные карты, хищники, степь, растительноядные.)
4)    Воздействие на читателя достигается за счёт создания образности. (Например: живущим на этих корнях, кучками рыхлой земли.)
5)    Эмоциональность текста усиливается с помощью нанизывания падежей. (Например: установление свойств почвы, элементом работы почвоведа, образовании видов структуры и др.)

2. Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.
Текст относится к <...> стилю речи.

 

2. Прежде чем приступить к работе с радиоактивным изотопом, приготовляют всё необходимое для вскрытия упаковки и последующего отбора нужной порции радио­активного вещества. Следует отметить, что, как и все операции с радиоактивными изотопами, вскрытие упаковки должно производиться на кювете, в которую реко­мендуется постелить фильтровальную бумагу. Во всех случаях необходимы: пинцет или специальные щипцы для извлечения радиоактивного изотопа из контейнера, полоски фильтровальной бумаги, посуда для сбора радиоактивных отходов, деакти­вирующий раствор.
Если будет вскрываться ампула с радиоактивным веществом, то следует зара­нее подготовить штатив, на котором закреплена пипетка со шприцем или специаль­ной грушей. Предварительно на неактивном растворе нужно проверить, хорошо ли держит пипетка засасываемый раствор. На штативе должна быть запасная лапка, на которой при необходимости можно закрепить ампулу с раствором. Под пипетку ставится чашка Петри, дно которой покрыто фильтровальной бумагой. Необходимо приготовить инструмент для вскрытия ампул, мерные стаканы, флакон на 5—25 мл и промывалку с дистиллированной водой.
Вся посуда, предназначенная для хранения радиоактивных веществ, должна быть заранее снабжена этикетками с указанием изотопа, соединения, содержащего этот изотоп, даты приготовления и активности.
(По С.А. Жижиной, С.П. Кургановой)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)       В тексте есть имена существительные, употреблённые в переносном значении. (Например: груша, лапка, операции.)
2)       Все сложные предложения в тексте — сложноподчинённые.
3)       В тексте не используются глаголы в форме 1-го и 2-го лица.
4)    Непринуждённости текста способствует отсутствие обособленных причастных и деепричастных оборотов.
5) Содержание многих предложений носит предписывающий характер (должно про­изводиться, следует подготовить, нужно проверить и др.)

Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.
Текст относится к <...> стилю речи.

 

3. На свете очень много профессий, но я выбрала профессию вязальщицы, поэтому после восьмого класса поступила в СГПТУ.
Эта профессия очень нужна. Ведь до этого я не предполагала, что профессия вязальщицы может быть такой интересной.
Мы изучаем разные предметы. Ведь автоматы у нас двухцилиндровые и одноци­линдровые. Каких там только нет деталей! Например, пазы, цилиндры, шестерни, игловоды, замки, счётная цепь, состоящая из нескольких звеньев, и многие другие показали детали. Когда в расписании написали, что будет производственное обуче­ние, все обрадовались.
Через два с лишним года я закончу училище. Может быть, я пойду учиться по этой профессии дальше, а может быть, пойду работать. Я ещё этого не знаю. Я хочу, чтобы в нашем городе скорее открыли нашу фабрику, чтобы люди не знали недо­статка в чулочных изделиях. Ведь так приятно, когда людям делаешь добро.
(Из журнала «Русский язык в школе»)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)    Обобщённо-отвлечённый характер придают тексту неопределённо-личные кон­струкции. (Например: многие другие показали детали; в расписании написали, в нашем городе скорее
открыли нашу фабрику.)
2)    Нарушение причинно-следственных связей показывает неподготовленность текста. (Например: Мы изучаем разные предметы. Ведь автоматы у нас двухцилин­дровые и одноцилиндровые.)
3)    Для создания комического эффекта автор использует тавтологию и лексический повтор. (Например: в расписании написали; много профессий, но я выбрала про­фессию.)
4)    В тексте есть слова, в лексическом значении которых содержится оценка. (На­пример: интересной, приятно.)
5)    Термины обеспечивают тексту точность и сжатость изложения. (Например: вя­зальщица, пазы, цилиндры, шестерни, в чулочных изделиях.)

Продолжите фразу. Самостоятельно подберите термин, который должен стоять на месте пропуска. Запишите этот термин.
Текст относится к <...> стилю речи.

 

4. По праву человека, изрядно поездившего, должен поделиться своей тревогой. Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, что на «клочке земли, припавшем к трём берёзам» частенько ви­дишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучку полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Песчаный берег украшает автомобильное колесо или брошенная мелиораторами труба. Опушка леса и полосы лесопосадок в степи опалены химикатами, неаккуратно распылёнными с самолёта. Живописную вековечную тропку к пенатам вдруг видишь запруженной морем навоза, для которого почему-то именно тут соорудили склад. Берёзы в лесу испачканы пятнами масляной краски — помечали лыжный маршрут. Зелёный травяной склон горы нередко ви­дишь изрезанным громадными буквами какого-нибудь призыва. Достигает ли цели этот призыв, когда его вырубают лопатой в зелёном дёрне?
Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. Работали мелиораторы — оста­вили после себя «лишние» трубы, ржавый, отслуживший своё бульдозер. Дорожники брали песок — оставили рваную язву в земле хотя обязаны были рекультивировать землю. Газопроводчики оставляют иногда в лесу полосы, кои немудрено спутать со следами смерча.
(По В. Пескову)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)    Для выражения отношения автора к сообщаемому используются вводные кон­струкции. (Например: по праву человека, грустно признать.)
2)    В тексте есть оценочные слова (плохо, грустно, непременно, неаккуратно).
3)    Большинство слов в тексте употреблено в прямом значении. (Например: тревога, говорим, красота, земли, мусор, полиэтиленовых, колесо, труба, испачканы, буквами, призыв вырубать, зелёный, дёрн.)
4)    В тексте контрастно используются слова с разной стилистической окраской. (Например: Живописную вековечную тропку к пенатам вдруг видишь запру­женной морем навоза, для которого почему-то именно тут соорудили склад.)
5)    Усиление аргументации достигается за счёт использования терминологической лексики (сеялка, лесопосадки, химикаты, язва, рекультивировать и др.).
Стиль текста:

 

5. Норма — регулятор правильности литературного языка и его устойчивости. Но значит ли это, что норма постоянна? Нет. Всякий язык развивается, хотя и очень медленно, и вместе с ним изменяется и норма. В разные эпохи языковая норма не одинакова. В пушкинские времена говорили домы, корпусы, теперь — дома, корпуса. А.Н. Толстой, почти наш современник, в одном из своих рассказов описы­вает действие героя, который «стал следить полёт коршуна над лесом». Мы бы сказали: «стал следить за полётом коршуна».
Такие перемены — явление естественное. Трудно представить себе общество, в котором менялись бы социальный уклад, обычаи, отношения между людьми, разви­вались наука и культура, а язык на протяжении веков оставался бы неизменным.
Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, это живая звучащая речь. Она подвижна, текуча, в ней совсем не редкость то, что не одобряется официальной нормой: необычное ударение, свежее словцо, которого нет в словарях, синтаксический оборот, не предусмотренный грамматикой. При неодно­кратном повторении многими людьми новшества постепенно входят в литературный обиход и составляют конкуренцию фактам, освящённым традицией.
Источником обновления нормы могут служить местные говоры, просторечие, профессиональные слова, даже другие языки.
(По Л.П. Крысину)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)    Ряды однородных членов помогают последовательно представить явления или предметы. (Например, в последнем предложении текста.)
2)    Дополнительную эмоциональность тексту придаёт разговорная лексика. (Например: словцо, новшества, обиход.)
3)    Некоторые глаголы в тексте употреблены в переносном значении. (Например: входят, могут служить, оставался.)
4)    В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме един­ственного числа. (Например: действие, обновление, повторение.)
5)    Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, а не излагается их хронологическая последовательность.
Текст относится к <...> стилю речи.

 

6. В 1984/85 учебном году учителя русского языка приступили к реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Проверки школ Москвы, Оренбургской, Владимирской, Вологодской, Костромской, Пензенской, Московской и др. областей показали, что учителя рационально использо­вали время, освободившееся от разгрузки программы от второстепенного материала, стали лучше решать задачи практической направленности обучения: они увеличили объём письма на уроке, долю самостоятельной деятельности учащихся, больше вни­мания уделяли работе с непроверяемыми написаниями, прочнее увязывали изучение грамматической теории, работу по развитию речи учащихся с задачами идейно-нрав­ственного, трудового и эстетического воспитания. Сокращение количества обязатель­ных сочинений позволило тщательно готовить учащихся к творческим работам.
Вместе с тем значительная часть учителей ещё не перестроили свою работу, как этого требует реформа школы. Некоторые учителя, познакомившись с изменениями, внесёнными в программу, на практике не реализовали их, поэтому в ряде школ изучался исключённый из программы материал, неправильно работали учителя с вопросами, рекомендованными для изучения в ознакомительном плане. Во многих школах не проведены вводные уроки, имеющие важное воспитательное значение. Не изучались темы, перенесённые из начальной школы в IV класс. Допускались случаи непозволительного расширения сведений на уроках в VII и VIII классах.
(По материалам журнала «Русский язык в школе»)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.

1)    Одним из способов достижения логичности в тексте является нанизывание па­дежей (сокращение количества сочинений, случаи расширения сведений и др.)
2)    Все предложения в тексте (части сложных предложений) — двусоставные.
3)        Ряд глаголов (глагольных форм) употреблены в субъективно-оценочном плане (не перестроила, не реализовали, не проведены, не изучались).
4)    Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет собой цепь последовательных умозаключений, оформленных слож­ноподчинёнными предложениями с придаточными причины.
5) В тексте есть отглагольные имена существительные (обучение, изучение, сокра­щение, расширение и др.)
Стиль речи:

 

7. У нас повсеместно, как тараканы, плодятся языковые извращения: фэнтези, гламур, нон-фикшн и т. д.
Поразительно, но коренные, ясные по слогу, смыслу, многозначные по содержанию и ёмкие по образу русские слова-понятия сменяются громоздким, режущим ухо и колющим читательский глаз «забугорным» сленгом. Разве здесь не налицо подмена одного языка другим?! Прекрасных, образных, живых слов в русском языке великое множество! Взять хотя бы слово проталина, отражающее проседание субстанции, податливость её, внутреннее неслышное и невидимое сочение воды — талой воды. Или капель, внутренняя (слоговая) раздельность которого единовременно несёт в себе и пластичность, и отрывистость, передающие неспешное падение одной и рождение другой «капли».
В языке каждого народа собрана глубочайшая информация, содержащая в себе код созданной культуры. А потому общество должно осознать, что исчезновение языковой сущности повлечёт за собой и деградацию сознания! Эта деградация и будет местью языка тем, кто не ценит, а значит, и не заслуживает его поэтического узорочья, художественных образов и смысловых сокровищ. Словом, хотя бы в целях самосохранения язык необходимо очищать от налипающей к нему грязи.
(По В. Сиротину)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1)        В тексте используются различные синтаксические конструкции: причастные обороты, сравнительный оборот, уточнение.
2)        Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как представляет собой цепь последовательных умозаключений (разве, хотя бы, или, потому, а значит, словом).
3)        Ряды однородных членов предложения помогают представить информацию в сжатом виде.
4)        Воздействие на читателя достигается путём создания образов. (Например: плодятся извращения, режущим ухо, месть языка, поэтического узорочья.)
5)        Долженствующе-предписывающий характер текста формируется с помощью терминов. (Например: многозначные, сленг, культуры, сознания, язык.)
Стиль речи:

 

8. У меня мечта есть... Сочинить одну вещь, чтобы вот такую ночь изобразить. А что? Лежу ночью у костра, и вот у меня в ушах так и играет, так и мерещится. А сочинил бы я так: сперва, чтобы скрипки вступили тонко-тонко. И это была бы вроде как тишина. А потом ещё и скрипки тянут, а уже заиграет этот... английский рожок, таким звуком — хрипловатым. Заиграет он такую мелодию, что вот закрой глаза и лети над землёй куда хочешь, а под тобой всё озёра, реки, города, и везде тихо, темно. Рожок играет, а виолончели ему другой голос подают, поют они на низких струнах, говорят, вроде как сосны гудят, а скрипки всё своё тянут и тянут тихонько.
Тут и другие инструменты вступают, и все вместе играют громче и громче: ту-ру-рум, та-та-та... И заиграет весь оркестр необыкновенную музыку! Главное, чтоб там инструменты были, которые, как колокольцы, звенят. Ну а после надо понемногу инструменты убирать, и будет всё тише и тише, и окончат опять же одни скрипки, долго будут тянуть, пока совсем не замрут...
(По Ю. Казакову)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1)        Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (сперва, потом, тут и, после).
2)        Точность текста достигается за счёт использования терминов (скрипки, английский рожок, виолончели).
3)        Непринуждённости текста способствует отсутствие обособленных причастных и деепричастных оборотов.
4)        Большинство глаголов в тексте употреблено в прямом лексическом значении. (Например: скрипки вступили, заиграет рожок, закрой глаза, инструменты были, убрать).
5)        Обобщённо-отвлечённый характер изложения достигается за счёт использования местоимений 3-го лица (он, они).
Стиль речи:

 

9. Когда первобытный человек зажёг костёр, он осуществил первую химическую реакцию. Получение энергии, выплавка металла, производство продуктов связаны с теми или иными химическими реакциями. Всё пространство вокруг нас насыщено химическими веществами. Многие из них порождены деятельностью человека. И доля этих веществ неуклонно и стремительно растёт.
Бурное развитие химической промышленности началось в 50-х гг. XX в. Тогда химики научились создавать вещества, которых в природе не существует. Они называются синтетическими и широко применяются как в производственных процессах, так и в быту.
Одним из первых синтетических материалов был пестицид ДДТ, созданный ещё в годы Второй мировой войны для уничтожения насекомых-паразитов. С его помощью удавалось успешно бороться с клопами, вшами, малярийными комарами и другими переносчиками возбудителей опасных болезней.
Однако последствия воздействия на человека синтетических материалов изучены пока недостаточно, так как исследование только одного вещества требует около 5 лет и 600 тыс. долларов США. Если же надо узнать, как оно влияет на геном человека или вероятность заболевания раком, то придётся дополнительно затратить ещё 1,3 млн долларов США. Поэтому, используя синтетические вещества, человек часто не ведает о последствиях, которые они могут вызвать.
(По К. Лосеву)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1)        Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (когда, тогда, ещё, поэтому).
2)        В тексте неуместно используется лексический повтор. (Например: химическую реакцию — химическими реакциями, веществами — веществ, долларов — долларов.)
3)        Все сложные предложения, использованные в тексте, с подчинительной союзной связью между частями.
4)        В тексте много отглагольных имён существительных. (Например: получение, развитие, уничтожения, воздействия, исследование и др.)
5)        Большая часть сказуемых — пассивные конструкции, в состав которых входят возвратные глаголы и страдательные причастия. (Например: удалось, придётся, связано, насыщено, порождены, изучены).
Стиль речи:

 

10. Слово, наполненное верой в святое дело служения Отечеству, всегда находи­ло отклик в сердцах русичей. Вспомните призыв князя Святослава, вошедший в афористическую русскую речь: «Мёртвые сраму не имут!» Навеки вписаны в анналы русской истории горделивые слова князя-воина Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Земля Русская!»
О духовной силе призывного слова, обращённого к сердцам защитников Москвы 1941 года, вам известно. Командир дивизии казах Тамыш-Улы совершил настоящее чудо. Рассматривая полевую карту, он искал позицию, за которую можно было бы зацепиться в обороне, и пришёл к выводу: нет такой позиции. Дальше уже Москва. И тогда он на глазах всех отрезал эту часть карты и сжёг её. «Всё, — сказал он, — дальше для нас земли нет. Надо драться». И дрались так, что отогнали немецкие полчища от стен Москвы.
А разве слова комиссара Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» — не обладали силой такого же подлинного чуда?!
(По Т. Донской)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)               Точность текста достигается за счёт употребления терминов. (Например: афористическую речь, анналы истории, полевая карта.)
2)               В тексте ярко выражена оценка с помощью тропов (святое дело, горделивые слова, сердца защитников).
3)               В тексте реализована имитация непосредственного общения с помощью форм 2-го лица глагола и местоимения.
4)               Логичность повествования достигается за счёт цитирования источников инфор­мации.
5)               Порядок слов во всех предложениях прямой, что способствует большей кон­кретности повествования.
Стиль речи:

 

11. Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечества расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род - родник - Родина) прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Близкие сердцу кар­тины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с не осознанной ещё благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти. Она влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они роди­лись, она на всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. Разветвлённое дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.
(В.М. Песков)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)               Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (всё начинается, у взрослого).
2)               Отношение автора ко всему, что связано с родной землёй, подчёркивается ис­пользованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ключик, зёрнышка, тропинкой).
3)               Большинство слов в тексте употреблено в прямом значении. (Например: человек, река, маленький, текущая, степь, птица, родились, крепче.)
4)               Порядок слов почти во всех предложениях прямой, что способствует большей конкретности повествования.
5)               Усиление аргументации достигается за счёт использования терминологической лексики (государства, корни слов, памяти).
Стиль речи:

 

12. Осколок лежал на земле рядом с каким-то незнакомым мне простым цветком.
На тоненьком стебле висела гроздь белых очень маленьких кувшинчиков с жёлтым ободком. Такие цветы я видел у смородины. Но это не была смородина; это было не­взрачное, простое растение. Оно чуть качалось от ветра, и вдруг я почувствовал его запах — горьковатый, свежий, напоминающий сумерки в лугах, когда потянет над летней землёй холодком ночи.
Я подумал: «Вот две жизни. Осколок — война, а цветок — это далёкая сейчас для нас всех — мирная жизнь, ради неё мы сражаемся, и её мы носим в сердце».
За дымом и грохотом войны мы видели ясное небо, трогательные излучины наших рек, заросли лесов, дымок костра, видели всё наше прошлое, родные дома, любимых людей. Непрожитое до конца счастье томило нас своей отдалённостью, но мы знали: всё это вернётся во стократ более милое, чем раньше. Надо только стиснуть зубы и сражаться до последнего вздоха. Наш народ победил потому, что у него была за пле­чами большая и разумная жизнь, было счастье, были родная земля, любовь и труд, и ещё потому, что мы, русские, — добрые и талантливые люди.
(По К. Паустовскому)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)               Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, а не излагается их хронологическая последовательность.
2)               Усиление аргументации достигается за счёт цитирования в третьем абзаце.
3)               В тексте использованы фразеологизмы, устойчивые словосочетания (Например: стиснуть зубы, за плечами).
4)               Абстрактная лексика (например, отдалённость, счастье, прошлое) в тексте пре­обладает над конкретной.
5)               Экспрессия текста обеспечивается эмоционально окрашенными словами (Например: невзрачное, трогательные, родные, любимых, счастье, добрые).
Стиль речи:

13. «Господи, какой кавардак?» — воскликнула на днях одна старуха, войдя в комнату, где пятилетние дети разбросали по полу игрушки. И мне вспомнилась прелюбопытная биография этого странного слова. В XVII веке кавардаком называли дорогое и вкус­ное яство, которым лакомились главным образом цари и бояре. Но миновали годы, и этим словом стали называть то отвратительное варево, похожее на болтушку, которым казнокрады и подрядчики военного ведомства кормили голодных солдат. В болтушку бросали что попало: и нечищеную рыбу (с песком!), и сухари, и кислую капусту, и лук. Мудрено ли, что словом кавардак стали кое-где именовать острую боль в животе, причинённую скверной едой. А потом, ещё через несколько лет, к тому же слову проч­но прикрепилось значение: неразбериха, беспорядок, неряшество. Когда читаешь такие биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как любая система, весь в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, чет­вёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые требуют других падежей, чем это было при Пушкине и Жуковском.
(По К. Чуковскому)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)               Большинство глаголов в тексте теряют значение конкретного физического дей­ствия. (Например: слова отмирают, другие рождаются, третьи становятся литературными, четвёртые уходят, пятые произносятся, шестые требуют.)
2)               В тексте использованы лингвистические термины. (Например: жаргонных, про­сторечие, падежей.)
3)               Большая часть односоставных предложений (частей сложных предложений) — неопределённо-личные.
4)               Сравнение используется в тексте не как средство выразительности, а как одна из форм логического мышления (Например: как любая система).
5)               Основной функционально-смысловой тип речи текста — описание, так как изо­бражаемое явление охарактеризовано через перечисление признаков.
Стиль речи:

14. Всесветлейшая, великодержавнейшая императрица, самодержица всех россиян, всемилостивейшая императрица и великая жена!
С кончиной блаженной памяти доктора и профессора Кипке освободился пост ор­динарного профессора логики и метафизики Кёнигсбергской академии, который он занимал. Эти науки всегда были предпочтительным предметом моих исследований.
С тех пор, как я стал доцентом университета, я читал каждое полугодие по этим наукам приватные лекции. Я защитил публично по этим наукам 2 диссертации, кроме того, 4 статьи в «Кёнигсбергских учёных записках», 3 программы и 3 других фило­софских трактата дают некоторое представление о моих занятиях.
Лестная надежда, что я доказал свою пригодность к академическому служению этим наукам, но более всего всемилостивейшее расположение Вашего Императорского Величества оказывать наукам высочайшее покровительство и благосклонное попечи­тельство побуждают меня верноподданнейше просить Ваше Императорское Величество соблаговолить милостиво определить меня на вакантный пост ординарного профессора, уповая на то, что академический сенат в рассуждении наличия у меня необходимых к сему способностей сопроводит мою верноподданнейшую просьбу благоприятными свидетельствами. Умолкаю в глубочайшем уничижении.
Вашего Императорского Величества верноподданнейший раб
Иммануил Кант.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)               Некоторые слова в тексте употреблены в переносном лексическом значении. (Например: приватные, защитил, раб.)
2)               В тексте есть отглагольные имена существительные (исследований, представле­ние, расположение, рассуждении и др.).
3)               Использование стандартизированных фраз и шаблонов способствует однозначному восприятию текста. (Например: всемилостивейшее расположение, высочайшее по­кровительство, умолкаю в глубочайшем уничижении, верноподданнейший раб.)
4)               Все сложные предложения в тексте — сложноподчинённые.
5)               В тексте используются полные наименования (например: пост ординарного про­фессора логики и метафизики Кёнигсбергской академии).
Стиль речи:

 

15. Основа рациона домашних кошек — очень питательная и калорийная белковая пища, её нужно немного, поэтому животные быстро насыщаются и большую часть времени могут отдыхать. Взрослые особи спят примерно 16 часов в сутки. Вместе с тем, чтобы охота была успешной, они должны много и постоянно тренироваться.
Вот почему и взрослые кошки, и котята игривы и очень подвижны. Они отличаются удивительной ловкостью, гибкостью и прекрасным чувством равновесия (упав даже с большой высоты, нередко отделываются относительно несерьёзными травмами). Благодаря острым когтям эти зверьки без труда лазают по деревьям.
Кошки обладают необыкновенно острым зрением. Однако утверждение, что они видят в темноте, неверно. В абсолютной темноте на это не способен никто. Но при слабой освещённости кошки действительно видят лучше, чем человек, а при ярком свете — как ни одно другое животное. Дело в том, что в сумерках зрачки у них рас­ширяются, становясь почти круглыми, вследствие чего на сетчатку попадает больше света, и зверь, соответственно, лучше видит. Глаза большие и широко поставленные, поэтому поле зрения обширно.
(По В. Кротовой)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента тек­ста. Запишите номера этих ответов.
1)               Почти во всех предложениях прямой порядок слов: подлежащее стоит перед ска­зуемым.
2)               Экспрессия текста обеспечивается эмоционально окрашенными словами. (Например: успешной, игривы, удивительной, зверьки.)
3)               Нанизывание падежей способствует однозначному восприятию текста. (Например: основа рациона кошек, острым когтям эти зверьки без труда, в сумерках зрач­ки у них.)
4)               В тексте использованы производные предлоги и союзы. (Например: благодаря, однако, вследствие.)
5)               Точность текста достигается за счёт использования терминов. (Например: рацион, белковая пища, сетчатка.)
Стиль речи:

Ответы:

1

123, научный

2

235, офиц/деловой

3

24, разговорный

4

145, научный

5

234, публицистический

6

125, офиц/деловой

7

124, публицистический

8

134, разговорный

9

345, научный

10

23, публиц.

11

234, публиц

12

135, публиц.

13

234, научный

14

2345, офиц/деловой

15

145, научный