О единых учебниках: Маргарита Леонтьева: В школе нет важных и неважных предметов

18.05.2015 19:30 Краткие новости
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Авторы представленного проекта предлагают внести в статью 2 определение:

«1) базовые учебники - это учебники по учебным предметам «Математика», «История России», «Русский язык» и «Литература», входящие в федеральный перечень базовых учебников, по которым осуществляется обучение в общеобразовательных организациях»;

Предлагается также статью 2 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10. Общая линейка базовых учебников по учебному предмету – это завершенная предметная линия учебников, представляющая собой совокупность учебников, обеспечивающих преемственность изучения учебного предмета на соответствующем уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования, построенная на единой методической и дидактической основе, отвечающая единым психолого-педагогическим подходам, использующая общую структуру изложения материала, а также методические рекомендации для педагогических работников».

 

Вынуждены разочаровать авторов. Невозможно создать сквозные базовые линейки учебников по указанным предметам, поскольку в начальной школе нет предметов «Литература» и «История России». Предмет «Математика» изучается с 1-го по 6-й класс, а далее изучаются «Алгебра», «Геометрия», «Начала математического анализа».

Кроме того, идея сквозных линеек учебников по этим предметам разрушает систему обучения в начальной школе. Возрастные особенности детей начальной школы требуют создания учебников по предметам «Обучение грамоте», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир» в единой системе. Учебники по этим предметам должны быть написаны на единых методологических, методических и дидактических принципах.

Далее авторы проекта предлагают часть 1 статьи 6 дополнить пунктом 21:

«21) заключение контрактов с физическими лицами на создание базовых учебников, с переходом исключительных прав на оригиналы базовых учебников и исключительных прав на базовые учебники к Российской Федерации;»;

Физические лица не могут создать ни оригиналы, ни учебник, авторы могут представить только рукопись. Оригинал – макеты учебников могут готовить только специалисты издательств. При этом издательства могут работать с рукописью только при условии владения исключительными правами на произведение. Следует заметить, что затраты на создание оригинал – макета учебника составляет – от 0,5 млн. рублей до 1 млн. рублей, если учебник иллюстрирован или имеет формульный набор.

Далее авторы проекта закона предлагают внести новую статью. «Статья 181. Федеральный перечень базовых учебников по учебным предметам «Математика», «История России», «Русский язык» и «Литература».

«1. Федеральный перечень базовых учебников состоит из общей линейки базовых учебников по учебному предмету «Математика», общей линейки базовых учебников по учебному предмету «История России», общей линейки базовых учебников по учебному предмету «Русский язык» и общей линейки базовых учебников по учебному предмету «Литература». Каждая линейка состоит из трех разделов: начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. Общая линейка базовых учебников по учебному предмету «История России» и общая линейка базовых учебников по учебному предмету «Литература» должны быть соотнесены между собой в части хронологического порядка изложения материала, с целью обеспечения преемственности изучения указанны учебных предметов на соответствующем уровне общего образования».

Кроме того, что невозможно, как отмечалось ранее, создать такие линейки, но при такой синхронизации курс литературы не будет изучаться в 5-х и 11-х классах, поскольку в 5-х и 11-х классах не изучается «История России». При этом, в 6-м классе в курсе литературы будет изучаться только «Песнь о Вещем Олеге» и фрагменты из «Жития Сергия Радонежского», поскольку в курсе истории изучается Древняя Русь.

Далее в проекте закона предлагается.

«13. В день утверждения федерального перечня базовых учебников федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, подписывает акт приема-передачи выполненных работ и выплачивает авторам, указанным в части 7 настоящей статьи, фиксированные разовые выплаты. Исключительное право на оригинал общих линеек базовых учебников и исключительное право на общие линейки базовые учебники переходит от авторов - правообладателя к Российской Федерации - приобретателю в день подписания указанного акта приема-передачи и выплаты авторам фиксированных разовых выплат».

Владение исключительными правами на учебники Российской Федерацией, может быть, и хорошая идея, только авторы проекта умалчивают, как же появится учебник для школы? Кто сделает оригинал – макет, кто отредактирует рукопись, кто проиллюстрирует учебник, кто обеспечит соблюдение Санитарных норм (шрифты, длина строки, количество иллюстраций на развороте, иллюстративный материал по нормам, и т.д.), кто заключит договоры с иллюстраторами и художниками, соблюдая их авторское право, кто заключит договоры на тиражирование учебника? Все это могут делать только издатели, против которых столь активно выступают авторы проекта закона.

Изложены лишь некоторые замечания, их значительно больше, не говоря о том, что:

– ни один серьезный автор не согласиться на отторжение своих исключительных прав;

– фактический запрет на доработку учебников не позволит сделать качественный учебник. Опыт показывает, что учебник становится хорошим учебником, по прошествии не менее пяти изданий и его доработки. Великий Киселев А.В. дорабатывал свои учебники по математике 34 раза;

– будут выброшены лучшие учебники по математике, созданные в Советское время и до сих пор востребованные школой, поскольку их авторы не смогут участвовать в конкурсе, их нет в живых;

– ни один серьезный эксперт не будет экспертировать учебники на прописанных в проекте закона условиях;

при всем уважении к Российской академии образования - она не справится с той задачей, которая отведена ей проектом закона, в том числе в силу своего функционала.

Можно понять обеспокоенность авторов законопроекта угрозой разрушения единого образовательного пространства в области содержания школьного образования. Однако в школе нет важных и неважных предметов, каждый из них вносит свой вклад в общее образование ребенка, а значит, нужно общее решение. В этих целях необходимо внести поправку в действующий закон, которая обяжет Минобрнауки РФ разработать и утвердить единое содержание или базовое содержание, или обязательный минимум содержания по всем учебным предметам и уровням обучения.

Маргарита Леонтьева,

эксперт

Обновлено 10.06.2015 15:03