В.Шукшин "Чудик"

Литература 20 века - Шукшин В.М.
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Геннадий Калиновский Иллюстрация к рассказу "Чудик"

 

 

 

ДИКТАНТ „Чудики" в рассказах В. Шукшина

Основные герои Шукшина люди вполне сам...бытные они выд…ляются из общей среды особой духовностью. Как правило это искре...ие правд...любцы в...ители за справ...дливость но люди задиристые ерш…стые.
В шукшинских героях мы вид...м велик...душных чудаков которые именно своим чудач...ством (не) похожестью стра...остью ставят себя выше других. И хотя они переживают (не) мало зл...ключений хотя навл...кают на себя насмешку и гнев окружающих но выходят из борьбы победителями ибо правда не может быть побеждё...ой. Тот кто знал Шукшина близко или даже тот кто видел его героев им же с...гранных на киноэкране без труда уловит в них автоби...графические черты.
// Чудик // читаем мы // обл...дал одной особенностью с ним пост...янно что (нибудь) случалось. Он не хотел этого страдал но то и дело влипал в какие (нибудь) истории мелкие впрочем но досадные //.
Таких „чудиков" у Шукшина множество и все они конечно (не) похожи один на другого у каждого свои странности своя задир...стость своя добр…та. Их „нескладность" не от дефектов характера а от явного к...нтраста с другими людьми существующими в узких рамках житейской м...рали.
В полнейшей достоверности похождений стра...ых людей смешных и печальных историй прониза...ых идеями высокого гуманизма неосп...римая н...визна и це...ость юмора Шукшина.

(И. Эвентов. „Искусство иронии")

Источник: И.Н.Арефьева, М.В.Фрик «Литература XX века на уроках русского языка». – М.; ФОРУМ, 2006. – с. 337

ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН К СОЧИНЕНИЮ НА ТЕМУ: «„Чудики" в рассказах В. Шукшина»

I. Художественный мир Василия Шукшина.
Творческая деятельность писателя продолжалась немногим более десяти лет. В результате - создание своего художественного мира. Яркий, своеобразный язык рассказов; простые, бесхитростные, но самобытные характеры героев; при отсутствии назидательности, морализирования — выражение чёткой гражданской позиции.

II 1. Что выделяет героев Шукшина.
Герои Шукшина - простые люди, труженики, чаще живущие в селе.
Писатель обращается к проблемам „малой родины", но находит там сложнейший комплекс человеческих отношений. Каждый из героев интересен, ни на кого не похож, самобытен.
2.    Шолоховская традиция в выборе людей интересных, неординарных, отмеченных „чудинкой".
Иван Аржанов, герой „Поднятой целины", разъяснял: „...Так и человек: он без чудинки голый и жалкий, вроде этого кнутовища".
Как и М. Шолохова, Шукшина интересуют люди искренние, правдолюбивые, добивающиеся справедливости, но задиристые, ершистые неугомонные. Их часто называют чудаками, „чудиками".
3.    Какой чудинкой обладают герои, в чём выражается их странность непохожесть на других?    
Андрей Ерин („Микроскоп"), приобретя микроскоп, начал исследовать всё: и каплю воды, и пота, и кровь. Везде, как оказалось, „кишмя кишело" от микробов. Андрей решает уничтожить микробы — и спасти человечество.
Моня Квасов („Упорный") изобретает вечный двигатель.
Гринька Малюгин („Гринька Малюгин") спасает автобазу от взрыва, а в больнице придумывает фантастическую историю о том, как его на Луну запускали, а „горючего не хватило". „И ногу вот сломал — неточно приземлился".
Степан Воеводин („Стёпка") сбегает из колонии за три месяца до освобождения и открыто, не прячась, приходит домой.
Василия Егоровича Князева („Чудик") чудиком называли за то, что с ним всегда что-то случалось. „Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории — мелкие, впрочем, но досадные".
Ванька Тепляшин („Ванька Тепляшин") уходит из больницы недолечившись, потому что не может примириться с хамством.
Сашка Ермолаев („Обида") не может снести обиды: она переполняет его, а кругом никто не видит несправедливости.
4. Что отличает шукшинских „чудиков"?
4.1.    Обострённое чувство человеческого достоинства. Неприятие грубости, хамства.
Шукшинские „чудики" — носители человеческого достоинства, они не способны ни предать, ни обмануть.
Ванька Тепляшин, Сашка Ермолаев не могут выносить грубость, унижения, обиды. Хамство ранит их. Андрей Ерин с удивлением видит грубость жены. Василий Князев не понимает, почему его ненавидит сноха.
Многим шукшинским героям близки чувства Василия Князева: „Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь всё, зачем жить?" Сашка Ермолаев с горечью думает: „Ведь мы сами расплодили хамов, сами!"
4.2.    Открытость, искренность, незащищённость героев.
И Стёпка, и Ванька Тепляшин, и Василий Князев — люди открытой души. На замечание в больнице: „Меньше ври-то",- Ванька оскорбился: „Я вру?.. Как же я врать стану?" „И верно, посмотришь на Ваньку — и понятно станет, что он, пожалуй, и врать-то не умеет. Это ведь тоже — уметь надо".
„Сашка оттого так остро почувствовал в то утро обиду, что последнее время наладился жить хорошо, мирно..."
Стёпка, сбежав из колонии, ничуть не таится, потому что ему, доброму и простому парню, не хватило сил выдержать срока заключения: захотелось домой.
4.3. Увлечённость, желание понять жизнь и найти в ней своё место. Андрей Ерин. „Вдвоём с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали". „В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными".
Моня Квасов. „Моня перестал видеть и понимать всё вокруг, весь от¬дался великой изобретательской задаче".
Гринька Малюгин, спасая машину и автобазу от взрыва, использовал то потенциальное в себе, что имел всегда: способность к подвигу. А ещё любил Гринька прихвастнуть, придумать что-нибудь. Вот тогда жить становилось интересно.
Для чудика Василия Егоровича Князева ЖИЗНЬ должна быть интересной, необычной — всегда. Поэтому он посылает такую телеграмму жене: „Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Васятка"; поэтому разрисовывает детскую коляску цветочками и журавликами.
4.4. Правдолюбие, активная позиция в противодействии злу.
Оскорблённый Ванька Тепляшин не желает мириться с порядками в больнице; обиженный, Сашка отправляется убеждать: „...угодничать — никогда, нигде, никак — нехорошо, скверно".
5. Отношение окружающих к „чудикам".
Ванька Тепляшин в больнице „чувствовал себя одиноко"; сноха сразу невзлюбила Василия Егоровича; жена смотрела с сомнением на Андрея Ерина, сидящего у микроскопа; Гриньку Малюгина, „шебутного", выдумщика, серьёзно не принимали: „В армии с такими хорошо".
„Чудики" Шукшина выделяются из общей среды своей непохожестью, неординарностью, их поведение настораживает окружающих, однако они более люди, чем те, которые таковыми себя считают. В них нет искусственности, практичности, игры. Рядом с „чудиками" ощущаешь неудобство, а без них жизнь становится серой и неинтересной.

Ш. Обаяние героев, созданных В.М. Шукшиным.

Источник: И.Н.Арефьева, М.В.Фрик «Литература XX века на уроках русского языка». – М.; ФОРУМ, 2006. – с. 342 - 344