Н.В.Гоголь Шинель

Литература 19 века - Н.Гоголь
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Художественный фильм (1959)

Художественный фильм (1926) (немой)

 

Университет СИНЕРГИЯ с анализом "Шинели" Н.Гоголя

Главная подруга жизни — «Шинель».
спецпроект Arzamas «Русская классика. Начало»
Рассказывает Надежда Шапиро

Сравнительная таблица "Шинели" Н.В.Гоголя и "Смерти чиновника" А.П.Чехова

 

Мысль о том, что каждый, пусть даже самый незначительный человек – это целый мир, микрокосм, - открытие XIX века, и первенство здесь принадлежит Гоголю.

Одной из важнейших задач Гоголя являлось изображение государства как машины, подавляющей в человеке духовное начало, по существу, «расчеловечивающей» человека, превращающей его в «винтик» огромного бездушного механизма. Именно поэтому Гоголь так много внимания уделяет изображению чиновников, помещиков, простых служащих, которые, раздавленные махиной государства, воплощенной в бюрократическом аппарате, теряют все личностные характеристики и превращаются просто в «почтмейстеров», «городничих», «прокуроров» или «письмоводителей».

Именно такой образ подробно рисуется Гоголем в его повести «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин, по существу, уже не человек. У него нет не только ничего своего собственного, индивидуально-личного, если, конечно, не считать пристрастия к некоторым буквам, которые ему особенно нравилось писать, у него нет ни прошлого, ни будущего, так как старческая убогая внешность и должность переписчика, казалось, являлись его постоянными признаками. Он живет мечтой о том, чтобы купить себе новую шинель.

Человек, если он человек в полном смысле этого слова, живет высокими помыслами, мечтой, здесь же вместо прекрасного идеала перед нами возникает нарочито приземленное, обыденное желание купить шинель. В повести, по существу, рассказывается история не человека, а какого-то подобия пишущей машинки, «мечтающей» о новом чехле. Бездушный государственный аппарат украл душу Акакия Акакиевича, уничтожил в нем человека давным-давно, так что смерть Башмачкина – это лишь переход в иное состояние, когда душа вырывается на свободу, сбрасывая путы бытовых, повседневных обстоятельств. Однако исковерканная противоестественной жизнью душа бывшего переписчика ущербна по своей сути и, как бы мстя миру, сделавшему ее такой, она в виде призрака подкарауливает у моста проезжающих и срывает с них шинели. Таким образом, зло, заключенное в той жизни, которую ведет «маленький человек», как бы выплескивается наружу, обращаясь против всего окружающего мира.

И.О.Родин. Как составить сочинение по готовым образцам. Русская литература второй половины XIX века.– М., 2004

Иллюстрации к повести

Дополнительно: