"Капитанская дочка"
Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
(набросок к сочинению)
I Вступление
Долг, честь и милосердие — безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоречие друг с другом.
II. Главная часть
Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием.
В любом ее поступке (отказ выйти замуж за Швабрина, стремление спасти Гринева и др.) долг, честь и милосердие оказываются слитыми воедино.
С другой стороны, в романе есть герой, который постоянно поступает вопреки и долгу, и чести, и милосердию, — это Швабрин, который вызывает в читателе лишь чувство презрения. Сложные отношения между требованиями долга, чести и милосердия характерны для таких героев, как Гринев, Пугачев, Екатерина II.
а) Гринев. До определенного времени для него нет противоречия между долгом и честью. Но в какой-то момент он вынужден пренебречь своим долгом (оставаться в Оренбурге) ради чести и милосердия (он чувствует нравственную обязанность спасти Машу и для этого вынужден обращаться к Пугачеву за помощью). Но чести своей он не теряет ни при каких обстоятельствах, что видно, например, в его отношении к Пугачеву: он отказывается ему присягать, смело возражает ему и т.п.
б) Пугачев. Для него характерно противоречие между долгом и милосердием. Долг повелевает ему казнить Гринева заодно с защитниками Белогорской крепости, а позже — за обман с Машей. Но милосердие в данном случае берет верх. Даже когда он полностью расплатился с Гриневым за заячий тулупчик, сохранив ему жизнь и свободу, он продолжает совершать добрые и милосердные поступки, помогая, в частности, Гриневу освободить Машу. Именно это начало милосердия обусловило сочувственное отношение Пушкина к Пугачеву.
в) Екатерина II. Для нее так же, как и для Пугачева, характерно определенное противоречие между долгом и милосердием. Она, поверив Маше, помиловала Гринева, хотя долг предписывал ей предать его суду и, может быть, казни.
В романе «Капитанская дочка» Пушкину было важно показать, что в человеке самое главное — это именно человеческое начало, стоящее выше сословного положения, общественной роли и т.п. В этом отношении примечательны два эпизода: встреча Гринева с Пугачевым во время метели и встреча Маши с императрицей. В обоих случаях это встречи не дворянина с мужиком и не государыни со скромной дворянкой — это встречи человека с человеком. Именно в таких ситуациях людям свойственно проявлять прежде всего милосердие.
III. Заключение
Милосердие — высшая нравственная ценность в понимании Пушкина. Не случайно в особую заслугу самому себе он ставил то, что «милость к падшим призывал» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
Художественный фильм (1928)
Немой, черно-белый
Режиссер Юрий Тарич
Художественный фильм (1958)
Режиссер Владимир Каплуновский
Телеспектакль Павла Резникова (1978)
часть 1
часть 2
Художественный фильм по мотивам "Капитанской дочки"
"Русский бунт" (1999)
Анимационный фильм Екатерины Михайловой (2006)
Художественный фильм "Капитанская дочка" (2017)
Режиссер
Буктрейлер
Как Пушкин стал писать исторический роман, что он взял у Вальтера Скотта и чью сторону принял в противостоянии народа и дворянства. Лекция Льва Соболева.
Почему "Капитанская дочка" так называется? Как главной героиней романа про Пугачева и Екатерину II оказалась Маша Миронова и чем она похожа на Татьяну Ларину? Об этом рассуждает Лев Соболев.
Почему Пушкин облагораживал Пугачева и как берегут свою честь герои повести "Капитанская дочка", размышляет Алексей Варламов, ректор Литературного института им. А. М. Горького.
Электронная книга по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Автор: Голубева Елена Альбертовна
учитель русского языка и литературы, МКОУ Заволжский лицей
Электронная книга по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка" внешне представляет собой сайт, который в целом не требует подключения к Интернету (только некоторые страницы) и открывается в любом браузере. Включает в себя не только текстовую и графическую информацию, но также видеофрагменты, презентации, тесты, что позволяет индивидуализировать обучение.
Для создания электронной книги использована программа TurboSite.
Структура книги:
Cтраницы:
1-15 – литературоведческий материал
16-24 – тесты по главам
25 – зарядка для ума (кроссворд)
26 – тест в формате ЕГЭ
Скачать с сайта http://pedsovet.su/load/29-1-0-42857