А.С.Грибоедов: Чацкий и фамусовское общество

Литература 19 века - А.Грибоедов
Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова
«Русская литература»
Учебник для 9 класса средней школы

Чацкий и фамусовское общество. Свободолюбивый герой проти­вопоставлен в комедии не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.

Создание широкой сатирической картины жизни реакцион­ного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не ограничивается многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Писатель рисует его единомышленника, типичного для военных кругов,— карье­риста Скалозуба, расширяет и расцвечивает картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер.

Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем гостиных и столовых изображен «лгунишка, кар­тежник, вор» Загорецкий. Однако он «мастер услужить», и по­тому везде его принимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью! С грустной иронией рисует Грибоедов образ «мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей» в слабо­характерном Платоне Михайловиче Гориче, всецело подчинив­шемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне. Злая, недо­вольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фа­мусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к «хорошему тону», который не­мыслим для нее без французского языка. Многочисленная княже­ская семья Тугоуховских признает в людях только знатность, бо­гатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов. За­ядлые сплетники господа N. и О. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого. Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действу­ющих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Пе­трович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).

Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает про­тив Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина, Фамусов — из-за его «завиральных идей». Старуха Хле­стова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чац­кого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чац­кого за то, что он якобы- ее «модисткою изволил величать». Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених, он оказался не чиновен и не богат.

Однако дело не только в отдельных обидах» Чацкий ненави­стен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить,— возводит на него клевету.

Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, неве­жества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности ин­тересов и безделья московских бар непрестанно звучит в коме­дии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к националь­ной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение «пустого, рабского, сле­пого подражанья». Он призывает сильных душою людей «сло­вом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой».

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев, —

восклицает Чацкий. Поклонникам всего иностранного он проти­вопоставляет передовых людей, «кто недруг выписных лиц, вы­чур, слов кудрявых». Эти люди, единомышленники Чацкого, осмеливаются «гласно объявлять» свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя «мечтателями, опасными», су­масшедшими.

Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фаму­сова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежест­венные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения не­пререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев...»

Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную куль­туру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого об­щества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пла­менное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, Где оскорблен­ному есть чувству уголок!»

Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, на­неся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы све­жей,— так определяет значение Чацкого Гончаров,— Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но пере­довой воцн, застрельщик и — всегда жертва». Декабристы вос­принимали Чацкого как близкого им человека. А. Бестужев гово­рил: «...это благородное негодование ко всему низкому, эта гор­дая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души». Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабри­стам: «Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу...»; «Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, на­кануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист».

Белинский считал «Горе от ума» энергичным протестом про­тив «гнусной расейской действительности». Носителем протеста и является страстный, умный и непримиримый Чацкий.

Чацкий и Софья

Чацкий и Фамусов

Чацкий и Молчалин

Чацкий и Скалозуб

И.Гончаров о комедии "Горе от ума"