А.Грибоедов "Горе от ума"

Литература 19 века - А.Грибоедов
Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

...

...

ГОРЕ ОТ УМА (Малый театр 1952 год)


ГОРЕ ОТ УМА (Малый театр 1977 год)

часть 1
часть 2

Непонятное в "Горе от ума" Грибоедова


Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова

«Русская литература»

Учебник для 9 класса средней школы

«ГОРЕ ОТ УМА»

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литера­туры, что уже одно это произведение обессмертило имя его ав­тора. За долгие годы комедия не устарела. И для нас, сегодняш­них зрителей, пьеса осталась живым источником чувств и раз­мышлений.

Грибоедов назвал свою пьесу комедией. В произведениях этого жанра (вида) принято изображать и осмеивать отрицатель­ные черты у поступки людей, недостатки и пороки обществен­ные.

Русская классическая комедия всегда ставила серьезные и на­сущные вопросы современной жизни. Такую задачу поставил пе­ред собой еще до Грибоедова создатель первой русской реали­стической комедии — «Недоросль» — Фонвизин, позднее — Го­голь в «Ревизоре».

Фонвизин, Грибоедов, Гоголь и другие русские классики на­ходили конфликты для произведений в окружающей жизни, при­чем умели выбрать ситуации наиболее острые, жизненные, ти­пичные для своего времени. Они обличали общественные пороки с позиций истинных патриотов.

Время, изображенное в комедии. Комедия Грибоедова была на­писана в годы создания тайных революционных организаций де­кабристов. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Гри­боедов и показал ее в своей комедии, причем показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взгля­дам к декабристам. Общественная позиция автора в литератур­ном произведении всегда играет большую роль. В «Горе от ума» она проявляется ясно, четко — и в выборе темы, и в том, какие вопросы общественного и нравственного характера автор затра­гивает в пьесе и как их решает, и в том, как он рисует характеры героев и оценивает их взгляды и поступки. Не случайно комедия была запрещена к напечатанию и постановке, но, как мы уже знаем, широко распространялась в списках. Несмотря на то что «Горе от ума» — произведение драматическое и, следовательно, в нем нет речи самого автора, нетрудно было понять обществен­ную позицию драматурга. В главном герое комедии писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.

В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург за­трагивает многие важнейшие вопросы современности: о кре­постном праве, просвещении и воспитании, гражданском долге и службе, о национальной культуре. Острый политический харак­тер комедии, ее злободневность в сочетании с блестящей худо­жественной формой определили ее необыкновенный успех.

Композиция и сюжет «Горя от ума». Кюхельбекер, говоря о про­стоте и четкости композиции пьесы, заметил: «В «Горе от ума»... вся завязка состоит в противоположности Чацкого про­чим лицам... Дан Чацкий, даны прочие характеры, они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов,— и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте — новость, смелость...»

На первый взгляд может показаться, что главное в комедии, в ее сюжете — история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место. Она вво­дит зрителя в мир сердечных переживании и чувств героев, она придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии — общественная драма Чацкого. На это указывает и ее заглавие — «Горе от ума». История несчастливой любви Чац­кого к Софье и история его конфликта с московским дворян­ством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы. В умелом слиянии их проявляется высокое драматургиче­ское мастерство Грибоедова.

Проследим, как развивается сюжет «Горя от ума». Перед нами проходят первые сцены в доме Фамусова (экспозиция пьесы). Они знакомят нас с одними действующими ли­цами (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготовляют по­явление других (Скалозуб, Чацкий). Драматург вводит нас в быт дворянской семьи, приоткрывает взаимоотноше­ния действующих лиц.

Движение, развитие сюжета начинается с первого появле­ния Чацкого. Непосредственно перед этим мы впервые слы­шим о Чацком от Лизы. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» — восклицает она и намекает на его увлечение Со­фьей. Софья с раздражением говорит о Чацком, уехавшем из Москвы три года назад «ума искать», вспоминает, что «он славно Пересмеять умеет всех». И вот тут-то, когда о нем только что говорили, в комнату по­спешно входит, почти вбегает Чацкий. Он спешит увидеть Со­фью, которую давно любит и ради которой «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше семисот пронесся...»

«Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног»,— звучат первые слова Чацкого. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи слышны в его коротких, стремительных восклицаниях, что Чацкий сразу же завоевывает симпатии зрителей,- но они уже знают, что Софья любит не его, а Молчалина. А что же Чацкий? Он не верит в холодность Софьи; он, правда, немного смущен ее приемом, но счастлив, оживлен, говорлив, спрашивает о старых знакомых, подсмеивается над ними. Это, видимо, раньше заба­вляло Софью, но сейчас не находит у нее отклика.

Но вот Чацкий среди прочих знакомых с едкой насмешкой упомянул о Молчалине и, не подозревая о том, вызвал бурю негодования в душе Софьи, раз и навсегда восстановил ее про­тив себя. «Не человек, змея!» — говорит она в сторону. И как жестоко она расправится впоследствии с Чацким за насмешки над Молчалиным!

Все, что происходит в первых сценах с Чацким, получит в пьесе свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет его к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вы­растет в конфликт с обществом.

Во II действии намеки Фамусова на сватовство Скалозуба и обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чац­кого перед мучительной загадкой: неужели ей мил кто-то из этих двух? И кто же именно? Может ли быть ее избранником Скало­зуб — олицетворение тупой военщины? А Молчалин, «жалчай­шее созданье»,— неужели он избран ею? Загадку эту Чацкий дол­жен во что бы то ни стало решить. Одновременно во II действии завязывается глубокий общественный конфликт. Из спора Чац­кого с Фамусовым (начавшегося из-за Софьи) становится ясно, что дело здесь не просто в недовольстве друг другом — сталкива­ются два мировоззрения, два лагеря.

Итак, общественный конфликт определился и требует своего разрешения; любовь Чацкого к Софье столкнулась с горькой загадкой, на которую он должен найти ответ.

В III действии развитие сюжета достигает огромного напря­жения. Софья дает Чацкому ясно понять, что его не любит, и признается в любви к Молчалину, а о Скалозубе говорит как о герое не ее романа. Кажется, все выяснилось — загадка решена. Но вот беда — Чацкий не верит Софье. Он понимает, что за чело­век Молчалин, и, ослепленный любовью, отвергает возможность ее чувства к ничтожному человеку. Действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Еще Пушкин отметил, что это неверие в любовь Софьи к Молчалину чрезвычайно натурально, естест­венно для влюбленного. Неверие это укрепляется в Чацком по­сле его разговора с Молчалиным, в котором тот совершенно ясно высказывается как человек безнравственный и делец. Чац­кий продолжает свои резкие выпады против него. Он все больше раздражает оскорбленную за Молчалина Софью, и именно она сначала случайно, а потом и намеренно, в отместку пускает слух о сумасшествии Чацкого, с молниеносной быстротой распро­странившийся в обществе.

Сплетня, во-первых, сама по себе заинтересовала людей, лю­бящих посудачить; во-вторых, она попала на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гостей. С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему все фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почув­ствовало в нем своего идейного врага, человека, протестующего против его морали. Так действие достигает сюжетной вершины, кульминации.

Развязка наступает в IV акте. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцен между Софьей, Молчалиным и Лизой. «Вот наконец решение загадки! — восклицает Чацкий,— Вот я пожертвован кому!» Но его ждет еще - последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к нему окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутрен­ней болью и силой обличения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью. Оба конфликта приведены к концу: столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум и любовь принесли Чацкому одно горе. Он, покидает Москву.

Порок не наказан и добродетель не торжествует в комедии (как того требовали правила классицизма), однако у нас остается впечатление моральной победы, одержанной Чацким.

В комедии нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизо­дические лица введены Грибоедовым с определенной целью. Так, Репетилов[1] с его «секретнейшим союзом» и «тайными собра­ньями», где только пьют и шумят («Шумим, братец, шумим»), показан как болтун, опошляющий передовые идеи эпохи. Смело введя в комедию множество упоминаемых (внесценических) лиц, Грибоедов расширил границы дома Фамусова и границы вре­мени, затронув век царствования Екатерины II, придворные круги, петербургскую знать. Обилие действующих лиц и включе­ние внесценических оценивалось современниками как «расшире­ние границ самого искусства». Главные действующие лица даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, и, нако­нец, внесценические образы расширяют ее границы.

 


[1] От латинского слова гереtо, что значит «повторяю».

 

Чацкий и Софья

Чацкий и Фамусов

Чацкий и Молчалин

Чацкий и Скалозуб

Чацкий и фамусовское общество

И.Гончаров о комедии "Горе от ума"