И.Гончаров словесник /index.php?option=com_content&view=section&id=31&Itemid=154 Thu, 07 Jul 2022 07:04:57 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management; jQuery++ Intergator by tushev.org ru-ru Сказки Салтыкова-Щедрина /index.php?option=com_content&view=article&id=986%3A2021-11-25-16-55-27&catid=124%3A2014-04-26-19-43-50&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=986%3A2021-11-25-16-55-27&catid=124%3A2014-04-26-19-43-50&Itemid=154

Литература. Салтыков-Щедрин. "Сказки" (1988)
Ведущий Андрей Турков

 

 


]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) М.Салтыков-Щедрин Thu, 25 Nov 2021 16:45:15 +0000
Н.Гоголь Сборник "Петербургские повести" /index.php?option=com_content&view=article&id=984%3A-q-q&catid=118%3A2014-04-26-19-42-03&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=984%3A-q-q&catid=118%3A2014-04-26-19-42-03&Itemid=154 Сборник "Петербургские повести"

 

Телеспектакль «Николай Гоголь. Петербургские повести.
Невский проспект, Нос, Шинель, Записки сумасшедшего» (1971)

 


"Шинель"


"Невский проспект"


"Нос"

Художественный фильм Ролана Быкова (1977)

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Н.Гоголь Fri, 19 Nov 2021 18:04:25 +0000
"Мысль семейная" в романе Л.Толстого "Война и мир" /index.php?option=com_content&view=article&id=978%3Aq-q----q--q&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=978%3Aq-q----q--q&catid=121%3A2014-04-26-19-42-59&Itemid=154  

 

Лев Толстой. Мысль семейная в «Войне и мире»
Развратные Курагины, искренние Ростовы, гордые Болконские, а также путь Пьера к Наташе.
Об этом на «Арзамасе» рассуждает Лев Соболев.

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Л.Толстой Fri, 19 Nov 2021 11:50:23 +0000
А.С.Пушкин "Станционный смотритель" /index.php?option=com_content&view=article&id=975%3A-q-q&catid=117%3A2014-04-26-19-41-50&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=975%3A-q-q&catid=117%3A2014-04-26-19-41-50&Itemid=154 А.С.Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина.

"Станционный смотритель"


 

 

 

Тема маленького человека в повести «Станционный смотритель».

В повести «Станционный смотритель» А.Пушкин подхватил и развил  гуманистическую традицию Карамзина в трактовке маленького человека. В отличие от Некрасова, Толстого, Карамзин впервые подошел к проблеме крестьянина не с социально-политической точки зрения. Он впервые увидел и показал в крестьянине человека, наделенного всеми теми чувствами, что и образованное сословие. Для нас эта мысль не нова, , но для конца XVIII века она была художественным открытием. Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении. Правда, у него маленький человек – это уже не крестьянин. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в «Станционном смотрителе» Самсона Вырина, «сущего мученика четырнадцатого класса (то есть самого низкого чина в тогдашней служебной иерархии), огражденного своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Пушкин развивает в повести незамысловатый, но трогательный сюжет о том, как гусар Минский увез у старика его дочь, единственную отраду. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны, да и не под силу этому забитому человеку что-либо сделать. И хотя судьба дочери складывается в конце концов счастливо, это не очень влияет на жизнь бедного станционного смотрителя. Он умирает, так и не увидев перед смертью своей Дуни, будучи глубоко несчастным и несправедливо обиженным. Сила сочувствия герою возбуждается в читателе еще и тем, что сам Вырин совершенно неспособен  осознать причиненную ему несправедливость, в нем еще не пробудилось чувство собственного достоинства. Он даже не жалуется, не ропщет, не говоря уже о том, чтобы протестовать или возмущаться, он привык к тому, что каждый может его обидеть. В повести отчетливо прослеживается любимая пушкинская тема: нельзя строить свое счастье на несчастье другого, и идиллическая картинка в финале не может заставить забыть о судьбе Самсона Вырина. В повести Пушкина, так же, как и у Карамзина, акцентируются не социальные стороны проблемы, а нравственные, психологические, философские.
Более глубокую трактовку темы маленького человека мы находим в поэме Пушкина «Медный всадник».

А.Б.Есин «Сквозные темы в русской
литературе XIX – XX веков» С. 49-50

Художественный фильм. Режиссер С.Соловьев (1972)

 

 


]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) А.Пушкин Tue, 09 Nov 2021 18:53:40 +0000
И.С.Тургенев "Муму" /index.php?option=com_content&view=article&id=930%3A-qq&catid=122%3A2014-04-26-19-43-14&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=930%3A-qq&catid=122%3A2014-04-26-19-43-14&Itemid=154 "Муму"



Художественный фильм (1959)

Художественный фильм (1998)

Мультфильм "Муму"

Урок по рассказу И.Тургенева "Муму"

Проверочная работа по рассказу И.Тургенева "Муму"

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) И.Тургенев Tue, 24 Dec 2019 17:21:12 +0000
И. А. Гончаров о комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова /index.php?option=com_content&view=article&id=740%3A-l-r-&catid=116%3A2014-04-26-19-41-38&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=740%3A-l-r-&catid=116%3A2014-04-26-19-41-38&Itemid=154 И. А. Гончаров о комедии «Горе от ума». В 1871 году Гончаро­вым был написан критический этюд «Мильон терзаний». Вна­чале критик говорит о пьесе в целом и обо всей системе образов. Произведение, по его мнению, отличается «крепкой живуче­стью», оно «переживет еще много эпох и все не утратит своей жизненности». «Грамотная масса оценила пьесу сразу» за ют острый русский ум, который проявляется в ее мудрости, метко­сти языка, разговорном стихе. Многие выражения из пьесы стали крылатыми и перешли в разговорную речь.

В «Горе от ума» Гончаров видит галерею ярких типов и острую, жгучую сатиру на дух и нравы старой барской Москвы. В пьесе нет ни одного бледного штриха; общее и детали — все взято из жизни, начиная от Фамусова до лакея Петрушки. Без этого сочетания общего, главного, и деталей картина была бы не полна. Конечно, с течением времени фамусовы, молчалины, загорецкие видоизменились, но пока будут существовать угодниче­ство, карьеризм, сплетни, безделье, до тех пор будут «мелькать... черты Фамусова, Молчалина и других...»

Главный герой пьесы, конечно, Чацкий; без него не было бы комедии, .а была бы просто картина нравов. «С одной стороны — целый лагерь Фамусовых... с другой — один пылкий и отважный боец,..» — вот в чем видит Гончаров главный стержень пьесы. «Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование»,— продолжает критик.

Роль Чацкого, по определению Гончарова,— «роль страда­тельная, хотя в то же время и победительная». Чацкий испыты­вает «мильон терзаний», но, как мы помним, он нанес старой силе «удар качеством силы свежей». Он обличитель лжи и всего, что пытается заглушить новую жизнь. «Он знает, за что он во­юет». Он требует дела, но не хочет прислуживаться; возмуща­ется безобразными проявлениями крепостного права, роскошью, безнравственностью, умственной слепотой дворянского об­щества, преклонением перед иностранными модами.

Чацкий требует «свободы от ...цепей рабства, которыми око­вано общество», свободы «вперить в науки ум, алчущий позна­ний», или предаваться «искусствам творческим, высоким и пре­красным», «служить или не служить, жить в деревне или путеше­ствовать».

Фамусовское общество живет безнравственными представле­ниями о жизни и людях.

Как говорит Гончаров, Фамусов «лжет все то, что жило ло­жью в прошлом. Старая правда никогда не смутится перед но­вой она возьмет это новое, правдивое и разумное... Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед».

Чацкие живут и будут жить в обществе, «где два века схо­дятся лицом к лицу». Критик упоминает Белинского, в горячих речах которого звучат мотивы и тон речей Чацкого. В сарказмах Герцена ему слышится эхо голоса грибоедовского героя.

Гончаров спорит с теми, кто считал, что Чацкий обрисован не с той силой, как другие лица комедии, что он «не такое пол­ное и законченное создание, как, например, фигура Онегина». Гончаров на это отвечает так: специфика драматического произ­ведения не дает возможности для «той широты и полноты ки­сти», какую дает специфика эпического произведения. Фамусов­ское общество строже и резче очерчено потому, что «пошлость и мелочь» этих натур -легко исчерпывается драматургом, «тогда как в личности Чацкого, богатой и разносторонней, могла быть в комедии рельефно взята одна господствующая сторона,— а Грибоедов успел намекнуть и на многие другие».

Чацкий, по убеждению Гончарова, «из всех наиболее живая личность и как человек, и как исполнитель указанной ему Грибо­едовым роли».

Чацкий и Софья

Чацкий и Фамусов

Чацкий и Молчалин

Чацкий и Скалозуб

Чацкий и фамусовское общество

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) А.Грибоедов Sun, 29 Nov 2015 15:41:58 +0000
«Восстановление погибшего человека». /index.php?option=com_content&view=article&id=659%3Al-r-&catid=120%3A2014-04-26-19-42-40&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=659%3Al-r-&catid=120%3A2014-04-26-19-42-40&Itemid=154  

Индивидуализму Раскольникова противопоставлена в романе самоотверженность простого человека, подобного Соне или Миколке. Они готовы пострадать», принести себя в жертву, покориться судьбе.

Соня исповедует нравственные заветы, которые, с точки зре­ния Достоевского, наиболее близки народу, — заветы смирения, всепрощения, жертвенной любви. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого пострадать», искупить свою вину перед богом и перед людьми.

В сцене, где Раскольников признается Соне в убийстве, осо­бенно ясно чувствуется, что писатель видит в своей героине силу народной правды. Робкая, тихая Соня вдруг преобража­ется: «...глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали.— Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении.) Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет».

Раскольников сначала возражает ей, видя в людях только косную, враждебную массу. «Не будь ребенком, Соня,— тихо проговорил он.— В чем я виноват перед ними? Зачем пойду? Что им скажу? Все это один только призрак... Они сами мил­лионами людей изводят, да еще за добродетель почитают».

И все-таки Раскольников поступает именно так, как велит ему этот ребенок (Достоевский не раз подчеркивает, как сильно действует на Раскольникова детское в Соне). Задавленный «без­выходной тоской и тревогой», он идет каяться все на ту же Сен­ную площадь, стягивающую к себе действие романа. Раскольни­ков как будто даже оказывается прав в своем мнении о людях: когда он становится на колени среди площади, кланяется до земли и целует «эту землю» «с наслаждением и счастием», весь охваченный, как огнем, каким-то новым, цельным и полным ощущением, его принимают за пьяного, над ним хохочут... Но и это уже не может остановить Раскольникова: он идет в поли­цейскую контору, идет признаваться в убийстве, потому что не может иначе — его ведет жажда нравственного очищения, жаж­да воссоединения с человеческим миром.

В эпилоге романа «убийца и блудница» (как их называет сам Достоевский) пробуждаются для новой жизни. «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало беско­нечные источники жизни для сердца другого».

Трагические события совершались на фоне мрачного город­ского пейзажа, в темных углах, в грязных распивочных. В иной обстановке происходит сцена свидания Раскольникова с Соней, когда душа его окончательно раскрылась для впечатлений новой жизни. Раскольников смотрит «на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди…».

Проблема, над которой бился герой Достоевского (как освободить человека от страданий?), осталась в романе нерешённой. Но на пути к ее решению, исследуя трагические противоречия действительности, писатель совершает подлинные открытия в сложнейшей сфере человеческих отношений. Читая роман, мы думаем о том, что ложные теории: сознание своей исключительности, презрение к человеческому «муравейнику» - всё рассеивается перед лицом истинной любви к людям. Вслед за гениальным писателем мы думаем о величии той задачи, которую он ставил перед искусством: «Восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гневом обстоятельств… оправдание униженных и всеми отринутых парий общества».

 

"Преступление и наказание" Ф.Достоевского

«Возлюби прежде всех одного себя». Герои "Преступления и наказания" Достоевского.

«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» Теория Раскольникова.

«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил». Крушение теории.

«Я себя убил, а не старушонку». Наказание преступника.

 

Источник:

М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы/под.ред. Н.Н.Скатова - М.: Просвещение, 1988.

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Ф.Достоевский Sun, 22 Mar 2015 15:17:26 +0000
Е.А.Баратынский /index.php?option=com_content&view=article&id=555%3A2014-11-06-17-20-15&catid=154%3A2014-11-06-17-19-09&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=555%3A2014-11-06-17-20-15&catid=154%3A2014-11-06-17-19-09&Itemid=154

Некоторые факты биографии

Как известно, Баратынский учился в Пажеском корпусе - самом престижном учебном заведении Российской империи, имевшем целью предоставить сыновьям знатных дворянских фамилий возможность достижения военных чинов I—III класса. В письмах матери Евгений писал о своём желании посвятить себя военно-морской службе. До весны 1814 года всё обстояло благополучно. Потом успеваемость и поведение Баратынского становятся неровными. Внутреннее сопротивление корпусным порядкам привело к тому, что весной 1814 года его оставляют на второй год. Компания товарищей, в которую попал Баратынский в корпусе, развлекалась весёлыми проделками, досаждая начальникам и преподавателям, создав под влиянием «Разбойников» Шиллера «Общество мстителей». В конце концов в феврале 1816 года дошло до того, что Баратынский и его приятель Дмитрий Ханыков украли из бюро камергера Приклонского, отца одного из соучастников (он сам предоставил ключ), табакерку в золотой оправе и пятьсот рублей, которые к моменту поимки они почти полностью истратили. Это происшествие вызвало громкий скандал в обществе, дошедший до императора. Повелением от 26 февраля 1816 года Баратынский и Ханыков были исключены из Пажеского корпуса и отданы их родственникам «с тем, чтобы они не были принимаемы ни в гражданскую, ни в военную службу, разве захотят заслужить свои проступки и попросятся в солдаты». Это злоключение привело к изменению всей линии жизни и к тяжёлой психологической травме, отразившейся, как отмечают критики, на его стихах: одно из драгоценных свойств его поэзии — особый призвук тайной печали.

В феврале 1819 года Баратынский поступил рядовым в Лейб-гвардии Егерский полк. Он вспоминал: «Один раз меня поставили на часы во дворец во время пребывания в нём покойного государя императора Александра Павловича. Видно, ему доложили, кто стоит на часах: он подошёл ко мне, спросил фамилию, потрепал по плечу и изволил ласково сказать: «Послужи!» Там он познакомился с бароном Дельвигом. Через Дельвига быстро сошёлся и с Пушкиным. По словам Вяземского, «это была забавная компания: высокий, нервный, склонный к меланхолии Баратынский, подвижный, невысокий Пушкин и толстый вальяжный Дельвиг». Тогда это были просто талантливые, беспокойные юноши, которые всё время говорили о поэзии, и каждый искал в ней свой путь.

Поэты России ХХ век. Евгений Баратынский.

А.Пушкин так охарактеризовал творчество Баратынского: "Он у нас оригинален - ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко".

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
1832 г.

Еще одно прочтение стихотворения "Весна, весна!" Читает В.Маратов

Е. А. Баратынский «Признание»

Баратынского интересует прежде всего динамика психологических состояний. Он выделяет несколько фаз любовного чувства: любовь или увлечение – охлаждение или равнодушие – «возврат нежности». Разнообразной у поэта становится и мотивировка состояний. Традиционная элегия вообще избегала мотивировать ситуацию. Она, ситуация, задавалась сразу и предыстория была несущественна. У Баратынского элегия перестает быть статичной, она превращается в своего рода биографию героя в миниатюре. Состояние героя рассматривается в некоей временной перспективе как следствии  закономерной духовной эволюции. Одним из образцов такой элегии является «Признание», о котором Пушкин писал: «Признание» - совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий…».В этой элегии Баратынский обращается к традиционной теме любовного охлаждения, но не столько описывает (как это сделали бы традиционные элегики), сколько объясняет его. Угасание любовного чувства не есть следствие «вины», «измены» или даже «утраты молодости»; оно происходит само собой, зависит от времени и расстояния.

Притворной нежности не требуй от меня:
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нем уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой и прежние мечтанья:
Безжизненны мои воспоминанья,
Я клятвы дал, но дал их выше сил.
Я не пленен красавицей другою,
Мечты ревнивые от сердца удали;
Но годы долгие в разлуке протекли,
Но в бурях жизненных развлекся я душою.
Уж ты жила неверной тенью в ней;
Уже к тебе взывал я редко, принужденно,
И пламень мой, слабея постепенно,
Собою сам погас в душе моей.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь.
Грущу я; но и грусть минует, знаменуя
Судьбины полную победу надо мной;
Кто знает? мнением сольюся я с толпой;
Подругу, без любви — кто знает? — изберу я.
На брак обдуманный я руку ей подам
И в храме стану рядом с нею,
Невинной, преданной, быть может, лучшим снам,
И назову ее моею;
И весть к тебе придет, но не завидуй нам:
Обмена тайных дум не будет между нами,
Душевным прихотям мы воли не дадим:
Мы не сердца под брачными венцами,
Мы жребии свои соединим.
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Е. А. Баратынский «Разуверение». Стихотворение

"Разуверение" ("Не искушай меня без нужды"(М.Глинка - Е.Баратынский).
Романс в исполнении С.Лемешева


Д.Благой: «Социальная изолированность Баратынского отозвалась в его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире «сухой скорби» -- безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами, по преимуществу. Острое переживание ущерба, «истощения» бытия, завершающееся зловещим «видением» вырождения и гибели всего человечества («Последняя смерть»); настойчивое ощущение никчемности, «напрасности» жизни -- «бессмысленной вечности», «бессмысленного», «бесплодного», «пустого» коловращенья дней («Осень», «На что вы дни», «Недоносок» и др.), восторженное приятие смерти -- исцелительницы от «недуга бытия», в качестве единственного «разрешенья всех загадок и всех цепей» мира («Смерть») -- таковы наиболее характерные темы философической лирики Баратынского. Внешний мир, природа для этой лирики - только «пейзажи души», способ символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. В то же время, в силу сохранения экономической связи с дворянством, Баратынский, как никто из поэтов плеяды, ощущает свою близость с «благодатным» XVIII веком, - «мощными годами», - периодом высшего классового расцвета дворянства; он сильно ненавидит надвигающуюся буржуазно-капиталистическую культуру («Последний поэт») ».

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Е.А.Баратынский Thu, 06 Nov 2014 17:19:26 +0000
Николай Алексеевич Некрасов /index.php?option=com_content&view=article&id=228:2013-02-09-17-08-19&catid=127:2014-04-26-19-44-32&Itemid=156 /index.php?option=com_content&view=article&id=228:2013-02-09-17-08-19&catid=127:2014-04-26-19-44-32&Itemid=156 ...

 

{youtube}79pkiScFvAU{/youtube}

 

...

{youtube}h0C0uQy2uKE{/youtube}

{youtube}nG-bgPx8UIo{/youtube}

Стихотворения Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

...

{youtube}v5MN2U8OjlI{/youtube}

{youtube}3FXVCjuQWms{/youtube}

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Н.Некрасов Sat, 09 Feb 2013 17:00:51 +0000
Ф.Тютчев Стихотворения /index.php?option=com_content&view=article&id=225%3A2013-02-09-14-47-38&catid=128%3A2014-04-26-19-44-46&Itemid=154 /index.php?option=com_content&view=article&id=225%3A2013-02-09-14-47-38&catid=128%3A2014-04-26-19-44-46&Itemid=154 Федор Иванович Тютчев. Лирика
(Лектор: Дмитрий Бак)

Г. В. Чагин. Женщины в жизни и поэзии Ф. И. Тютчева

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

В этих пяти строчках первой строфы стихотворения «Предопределение», которое поэт сочинил уже в зрелом возрасте — сорока восьми лет, содержится целая философия и, можно сказать, в определенной мере житейское убеждение самого автора, всю жизнь не устававшего искать для себя «союз души с душой родной», хорошо познавшего тот самый «поединок роковой», который в конечном итоге не только приносил влюбленным блаженнейшее «съединенье, сочетанье», но и ускорял приближение к неизбежному концу... Все эти любовные потрясения, отзываясь в душе Тютчева, побуждали его к созданию прекраснейших стихов и даже целых циклов любовной лирики.

По свидетельствам современников, «поэт любил любовь». Читать далее...

 

 

"О, как убийственно мы любим..." Читает М.Козаков

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
1851

"Когда дряхлеющие силы..." 
Стихотворение Тютчева из фильма "Сказки старого Арбата."

 

"Есть в осени первоначальной..."

 

"Она сидела на полу..." Читает И.Смоктуновский

"Я встретил вас..."

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Поёт Борис Штоколов
Поёт Дмитрий Хворостовский


"Безумие" Читает И.Смоктуновский

 

"Сон на море" Читает И.Смоктуновский

 

"О вещая душа моя..." Читает И.Смоктуновский

 

"От жизни той, что бушевала здесь..." Читает И.Смоктуновский

 

Поэзия Федора Тютчева. "Игра в бисер" с Игорем Волгиным

 

1.Как неожиданно и ярко..., 2.Как хорошо ты, о море ночное...,  3.Обвеян вещею дремотой..., 4.Есть в осени первоначальной..., 5.Видение,  6.Первый лист,  7.Так, в жизни есть мгновения..., 8.Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... Читает Владимир Самойлов

 

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

1850

 

Федор Тютчев. Ночь, бездна и хаос.
Почему опасно «вкусить уничтоженья» и какова главная тема поэта? Рассуждает Лев Соболев

На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров —
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
1839

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Ф.Тютчев Sat, 09 Feb 2013 14:43:48 +0000