Ученикам для подготовки к ЕГЭ словесник /index.php?option=com_content&view=category&id=78&Itemid=122 Tue, 24 May 2022 19:09:54 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management; jQuery++ Intergator by tushev.org ru-ru Для подготовки к итоговому сочинению 2021-2022 /index.php?option=com_content&view=article&id=963:-----2021-2022&catid=78:2013-01-26-20-24-24&Itemid=122 /index.php?option=com_content&view=article&id=963:-----2021-2022&catid=78:2013-01-26-20-24-24&Itemid=122 1 среда декабря

3 часа 55 мин.

Заходят с 9.00
Начало в 10.00
Орфографический словарь на столе.
Текстов художественных произведений нет
Проверяет один эксперт. Он может знать персональные данные.
1 требование: объем – 350 слов и более. Если менее 250 слов – незачет и не проверяется.
2 требование: самостоятельность. Незачет и не проверяется, если несамостоятельно.

Критерии:
1. Соответствие теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
3. Композиция и логика рассуждения
4. Качество письменной речи
5. Грамотность

Зачет, если зачтены 1-й, 2-й + еще один критерий.

При подсчете слов учитываются все самостоятельные и служебные части речи, пишущиеся с пробелом («Белогорская крепость» – 2 слова; «Александр  Сергеевич Пушкин» – 3 слова;  «А.С. Пушкин» – 1 слово; «для того чтобы» – 3 слова; «в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов; «в возрасте 22 лет» – 3 слова; «влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово; «черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова).

При написании итогового сочинения участник должен строить рассуждение, доказывая свою позицию, формулируя аргументы (они могут включать и примеры из личного опыта). Обязательным требованием является подкрепление аргументов хотя бы одним примером из опубликованных литературных произведений (достаточно одного примера). Участник может привлекать произведения устного народного творчества (малых жанров устного народного творчества не засчитываются в качестве литературного примера), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.

Число  аргументов  не  регламентируется.  В  критерии  №  2  употреблено множественное  число  (аргументы),  значит  два  и  более.  Если  приведен  один  аргумент,  но мысль  развернута  и  подкреплена  литературным  примером  (он  может  выполнять  функцию аргумента,  а  не  простой  иллюстрации  к  тезису),  то  эксперт  может  поставить  зачет  и  при одном аргументе. Главное не число аргументов, а доказательность  рассуждения. «Незачет»  ставится  при  условии,  если  сочинение  не  содержит  аргументации, написано  без  опоры  на  литературный  материал, или  в  нем  существенно  искажено содержание  выбранного  текста,  или  литературный  материал  лишь  упоминается  в  работе (аргументы примерами  не подкрепляются).

Если  в  итоговом  сочинении  осуществлена  опора  на  фрагмент  текста  из  пособий  для подготовки  к  ЕГЭ  по  русскому  языку  (произведение  не  называется,  а  лишь  передается содержание фрагмента), то такой  литературный  аргумент  не засчитывается.

Если  на  100  слов  приходится  в  сумме  более  пяти  ошибок,  то  на 20  слов одна  ошибка.  Общее  количество  слов  в  конкретном  сочинении  делится  на  20. Полученное  число  округляется.  Например,  в  работе  370  слов.  При  делении на 20 получается 18,5. Округляем до 19. Участник  итогового сочинения (изложения)  может получить  «зачет»  по  Критерию  №  5  при  19  ошибках.  При  20  ошибках  выставляется «незачет».

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст); в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война; в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива; в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит школьному правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный; в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно) действующий, (сильно) действующий, (болезненно) тоскливый; в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым); в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении  их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются)  и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово  или его форму (вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

На этом сайте найдете много дополнительной информации для подготовки:
https://ctege.info/napravlenie-komu-na-rusi-zhit-horosho-vopros-grazhdanina/
Структура сочинения

Направление

Разъяснение ФИПИ

Примерные темы

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

 

Произведения:

Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

О. Генри "Дороги, которые мы выбираем"

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Зачем люди отправляются в путешествие?
Что может исказить жизненный путь человека?
Каким путём человек идёт к самому себе?
Любовь как путь самопознания.
Что может исказить жизненный путь человека?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Как обрести счастье?
Возможен ли жизненный путь без ошибок?
Чем путешествия обогащают личность?
Зачем люди отправляются в путешествие?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Путешествие — способ познания себя и мира.
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Зачем люди отправляются в путешествие?
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
Чем путешествия обогащают личность?
Что значит: идти ногу со временем?
Что человек ищет в путешествиях?
Почему люди хотят путешествовать?
Как путешествия развивают личность?
Чему человек может научиться в путешествии?
Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно - идти»?
Как выбрать свой жизненный путь?
Как не сбиться с жизненного курса?

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

 

Произведения:

М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

М. Замятин «Мы»

В. Шукшина "Микроскоп"

М. Гелприна "Свеча горела"

У. Эко "Оно"

Р. Шекли "Лавка миров"

 

 

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Как развитие технологий повлияло на общество?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?

Чем опасен технический прогресс?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?

Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

Можно ли обойтись без науки в современном мире?

Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Как ученый должен относиться к научным открытиям?

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Каким должен быть технический прогресс?

К чему могут привести научные открытия?

Какие научные открытия опасны?

Меняются ли люди в условиях технического прогресса?

Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?

Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?

Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Что значит «разумное использование технологий?

Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?

Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?

Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?

Что значит быть современным?

Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

 

Преступление и наказание — вечная тема.

 

Произведения:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

Л.Толстой «Война и мир»

А.С.Пушкин «Дубровский», «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

М.Лермонтов «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

Л. Андреев. «Иуда Искариот», "Предстояла кража"

О. Генри "Родственные души"

А.П. Чехова "Злоумышленник"

 

 

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Что значит быть совестливым человеком?

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

Что можно считать преступлением?

Война: преступление или подвиг.

В чём различие между ошибкой и преступлением?

В чем опасность преступлений?

Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?

Почему важны оправдательные приговоры?

Может ли преступление быть оправдано?

Совместимы ли гений и преступление?

Почему люди совершают преступления?

Какие преступления нельзя простить?

Можно ли оправдать преступление?

Достоин ли преступник сочувствия?

Может ли преступник раскаяться в содеянном?

Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Как бороться с преступностью?

Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?

Что такое совесть?

Что значит быть совестливым человеком?

Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?

Нужно ли быть милосердным к преступникам?

Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?

Что помогает человеку искоренять зло в себе?

Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?

Каковы могут быть причины преступлений?

Почему за преступлением следует наказание?

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

Свобода и ответственность в жизни человека.

Что значит быть совестливым человеком?

Можно ли простить человека, совершившего преступление?

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?

Может ли преступление быть оправдано?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли искупить свою вину?

В чём различие между ошибкой и преступлением?

Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

 

Произведения:

Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

А.М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Н. Толстой «Русский характер»

М. Гелприна "Свеча горела"

О. Генри "Последний лист"

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?

Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?

Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?

Нужно ли читать книги в XXI веке?

Какие книги вдохновляют современную молодежь?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Как искусство влияет на личность?

Какой вид искусства Вам ближе и почему?

Как музыка влияет на людей?

Зачем человек слушает музыку?

Какой фильм Вы можете назвать шедевром?

«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

Кумиры моего поколения: какие они?

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

В какой книге изображён портрет современного поколения?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?

Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?

Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

 

Произведения:

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

 

 

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Всегда ли общество ценит достойных людей?

Нужны ли перемены современному обществу?

Что такое общественная справедливость?

Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Кто счастлив на Руси?

Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Что значит «любить Родину»?

В чем польза и опасность патриотизма?

Как нужно относиться к своей Родине?

Как сделать Россию лучше?

Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?

Как связаны человек и государство?

Как связаны общество и государство?

Какие перемены опасны в обществе и государстве?

Каким образом можно улучшить общество?

Как можно улучшить государство?

Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Что значит быть авторитетным человеком в обществе?

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?

Может ли государство быть справедливым ко всем?

Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас...»?

Какими качествами должен обладать счастливый человек?

Что такое репутация человека в обществе?

Что значит «быть в ладу с самим собой»?

Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?

Может ли один человек изменить общество?

Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?

Что делает человека подлинно счастливым?

Всегда ли общество ценит достойных людей?

Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?

Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

 

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Ученикам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Sat, 06 Nov 2021 16:56:41 +0000
Правописание Н или НН /index.php?option=com_content&view=article&id=480:2014-03-09-18-16-43&catid=78:2013-01-26-20-24-24&Itemid=122 /index.php?option=com_content&view=article&id=480:2014-03-09-18-16-43&catid=78:2013-01-26-20-24-24&Itemid=122 Самое главное в этом правиле - идти по алгоритму. Когда ты его освоишь, весь процесс будет проходить очень быстро и без ошибок.

1. Задай вопрос к слову, в котором надо написать Н или НН. Если это вопрос КАК?, то ты имеешь дело с наречием, а в наречиях пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы. Например, кричал (как?) бешено. Слово бешено образовано от слова бешеный (какой?)

2. То есть ты придешь к основной части правила. Если слово отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? и так далее, то надо сразу же задать вопрос НЕ ОТ ГЛАГОЛА ЛИ ОБРАЗОВАНО ЭТО СЛОВО?

3. НН или Н? (в причастиях и отглагольных прилагательных)

  1. Образовано ли слово от глагола? - Да
  2. Есть ли приставка? - не не считается - Да - это причастие - НН
  3. есть ли зависимое слово? - Да - это причастие - НН
  4. есть ли суффиксы ова/ева - Да - это причастие - НН
  5. Определяем вид глагола, от которого образовано это причастие
    * если от бесприставочного глагола сов.вида (искл. слово раненый) - причастие - НН
    * если от бесприставочного глагола несов.вида - это отглагольное прилагательное - Н

Например:
- солёные огурцы (огурцы, которые солили): приставки нет, зависимого слова нет, ова/ева нет, солить (что делать?) -несов.вид. Значит это отглагольное прилагательное и пишем Н.
- засоленные огурцы (огурцы, которые засолили): есть приставка за-, значит это полное причастие и пишем НН.
- солённые в бочке огурцы (огурцы, которые солили): приставки нет, но есть зависимое слово в бочке, значит это полное причастие, пишем НН.
- нерешённая задача (задача, которую решили): приставки нет (не не считается), зависимого слова нет, ова/ева нет, что сделать? решить - сов.вид. Значит это полное причастие, пишем НН.
- эмалированная посуда (посуда, которую эмалировали, т.е. покрывали эмалью): приставки нет, зависимого слова нет, есть суффикс -ова-. Значит это полное причастие, пишем НН.
- свежемороженая рыба (рыба, которую морозили). Первую часть слова свеже- мы не учитываем. Приставки нет, зависимого слова нет, ова/ева нет, морозить (что делать?) -несов.вид. Значит это отглагольное прилагательное и пишем Н.
- свежезамороженная рыба - а здесь появилась приставка за-. Значит это причастие и пишем НН.
- купленная тетрадь (тетрадь, которую купили): приставки нет, зависимого слова нет, ова/ева нет, что сделать? купить - сов.вид. Значит это полное причастие, пишем НН.
- кованая лошадь (лошадь, которую ковали): приставки нет, зависимого слова нет, ова/ева нет, ковать (что делать?) -несов.вид. Значит это отглагольное прилагательное и пишем Н.

***Кстати, если у слова раненый появится приставка или зависимое слово, то оно перестает быть исключением и действуем по правилу.

4. НН и Н в прилагательных, образованных от существительных

  1. Образовано ли слово от глагола? - Нет - Тогда это отыменное прилагательное
  2. Если одна Н в корне, другая в суффиксе - НН
  3. Если есть суффиксы енн/онн - пиши НН, но помни про искл. ветреный (безветренный!)
  4. Если есть суффиксы -ин, -ан/ян - пиши Н (искл. стеклянный, деревянный, оловянный)
Например: орл-ин-ый взмах, длин-н-ый шест, песч-ан-ый откос, серебр-ян-ый кубок, торжеств-енн-ый приём, глин-ян-ый сосуд, старин-н-ая картина, клюкв-енн-ый морс, полын-н-ый запах, искусств-енн-ый шелк.
5. Если слово отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАНО? ЧТО СДЕЛАНЫ?, то это краткое причастие, пишем Н.
6. Если слово отвечает на вопрос КАКОВА? КАКОВЫ? и не образовано от глагола, то это краткое прилагательное, пиши столько Н, сколько в полном: дорога длинна, даль туманна, погода ветрена.
Очень важно запомнить следующие слова.
Н: юный, свиной, румяный, посажёный отец, названый брат, писаная красавица, приданое, смышленый,  жёваный, ношеный-переношеный,
НН: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, читанный, несчитанный, обещанный, нечаянный, священный, неожиданный, медленный, данный, чеканный, чванный

{jcomments off}

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Ученикам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Sun, 09 Mar 2014 18:14:32 +0000
Пишем сочинение на ЕГЭ. Шаблон в помощь. /index.php?option=com_content&view=article&id=274:2013-03-07-14-26-35&catid=78:2013-01-26-20-24-24&Itemid=122 /index.php?option=com_content&view=article&id=274:2013-03-07-14-26-35&catid=78:2013-01-26-20-24-24&Itemid=122 {jcomments off}СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.

1.  Вступление (2-3 предложения). Во вступлении должен прозвучать К1(1 б.) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2. Основная часть - 6 баллов. Комментарий проблемы: 2 примера иллюстрации + пояснение к каждому+ указание на смысловую связь между примерами +  анализ смысловой связи. Лучше оформить в 3 абзацах: 1 пример с пояснением, 2 пример с пояснением, анализ смысловой связи между примерами (возможно объединение анализа смысловой связи с позицией автора). 
Обязательно должно быть указание на смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Указать – значит назвать: «автор противопоставляет», «писатель  сравнивает», «публицист объясняет».
Смысловая связь может быть выражена различными способами.

Связь между примерами-иллюстрациями:

- Сопоставление, сравнение

Сопоставить и сравнить – значит найти общее в «вещах» и то, что различает. «Вещи» - это люди, места, идеи, объекты, настроения, мотивы, эмоции и т. д. Но при сопоставлении мы больше ищем общее в «вещах», а при сравнении - различие (сравнивая этих героев, мы видим…; благодаря сравнению автор выделяет лучшие стороны …; сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…; сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…).

- противопоставление (противопоставляя эти примеры (поступки героя и т.п.), автор хочет подчеркнуть….; с помощью противопоставления автор показывает разные стороны…; благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным).

- определение понятия (автор пытается определить значение слова «…» /раскрыть содержание понятия «…»; приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»; эти примеры помогают лучше понять значение слова «…»).

- объяснение (размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…; с помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.); приведенные примеры позволяют автору объяснить…, автор объясняет это тем, что… Объясняя причины такого социального явления, как…, ФИО заставляет читателя задуматься  над актуальным вопросом: почему это происходит с нами? По мнению автора, то, что сейчас происходит (текст),  можно объяснить только одним:…).

- детализация (рассуждая над поднятой проблемой, автор фокусирует взгляд читателя на нескольких деталях, позволяющих ему… С этой целью ФИО обращает внимание на такую деталь, как… Детали, на которые обращает внимание ФИО, используя прием детализации, позволяют понять, что… Так, несколькими штрихами, с помощью нескольких деталей, рисуется…Обращая внимание на детали (внешние/психологические), мы благодаря ФИО начинаем понимать… Так, наблюдая за поступками и мыслями героя, анализируя психологические детали, позволяющие проникнуть во внутренний мир рассказчика, мы постигаем глубокую мысль автора:…)

- прием аналогии (в процессе раскрытия проблемы ФИО показывает еще одну аналогичную ситуацию… С помощью проведения аналогии между … и …, писатель обращает наше внимание … Используя прием аналогии, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:…)

- Причинная; причин­но-следственная связь (Эти примеры называют при­чины, по которым... Причиной этого события яв­ляется... Следствием, этого события стало...

Второй пример помогает увидеть последствия... Вот причина..., вот почему..., в результате; следовательно, в силу этого, ввиду этого, вследствие этого, в зависимо­сти от этого, благодаря это­му, в связи с этим, поэтому

- Пояснительная, уточняющая (Продолжая свою мысль, ав­тор уточняет, детализиру­ет...Это событие (характеристи­ка, поступок, поведение и т.п.) дополняет представле­ние о...; Эти примеры иллюстриру­ют ( что?)...Уточняя сказанное, автор... Эта ситуация поясняет, уточняет содержание пред­ложения... (указать номер первого примера-иллюстрации): и помогает понять, что... Автор.... разъясняет (до­полняет, уточняет):... ведь, то есть, например; так, например; именно, только, особенно, другими словами, иначе говоря, точнее говоря, в частности, причём

И также должна быть проанализирована смысловая связь между примерами. Проанализировать – значит раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются при сравнении и т.д.

Каждый пример должен сопровождаться пояснением. Его лучше вводить при помощи определенных фраз, чтобы и самому не потерять и проверяющему указать на их наличие.

Клише для пояснения.

  • Автор, как мне кажется,  не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)
  • Поступок героя, на мой взгляд,  свидетельствует (показывает)…
  • Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
  • Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы…
  • Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что…
  • Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…
  • Этот пример, думаю, показывает, что…
  • Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что…
  • Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что…
  • Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что…
  • Приведённые слова, думается,  содержат глубокий смысл: (какой?)

3 часть - К3 (1 б.)– позиция автора (1-3 предложения). 
Авторская позиция - это ответы на вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме?  Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:
АВТОР
Разделяет мнение … Отстаивает что? Доказывает что? Убеждает кого в чем? Призывает к…. Открыто заявляет о своей гражданской позиции…Подводит читателя к выводу о том, что… Позиция автора ясна: он считает, что ...

4 часть - К4 (1 б)– изложение собственного мнения.
В сочинении уже изложена точка зрения автора – выразите теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Обосновать свою точку зрения по поводу точки зрения автора на заявленную в тексте проблему – это значит привести ряд суждений, подтверждающих генеральный тезис. Это не исключает возможности использования аргументов из литературы. Однако, согласно методическим материалам разработчиков КИМ, можно  обойтись и без этих аргументов, приведя ряд суждений по этому поводу.
Попробуй четко изложить собственное мнение. При обосновании своей точки зрения можете приводить суждения, привлекая следующие примеры:

Логические

Иллюстративные

Ссылки на авторитет

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

5. Законы природы.

6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории, выявить сущностные признаки определяемого предмета (например: терминологические определения).

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и иных нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

1. Конкретный пример:

– пример – сообщение

о событии (берётся из жизни, рассказывает

о действительно имевшем место случае);

– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

2. Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).

1. Мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.

2. Цитата из авторитетного источника.

3. Мнение специалиста, эксперта.

4. Обращение к опыту и здравому смыслу аудитории.

5. Мнение очевидцев.

6. Мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции).

7. Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

 

Типовые конструкции для этой части сочинения:
Я согласен с … ( в том, что…). Во-первых, потому что … Во-вторых,…
Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.
В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …
С мнением автора трудно не согласиться

Для ввода примеров можно использовать: действительно, …. . Более того, … . Приведем пример… Сошлемся, например, на… Возьмем в качестве примера…Сравним… Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
Никто не будет отрицать, что…
Никто из нас не будет возражать против того…
Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…
Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…
Данную проблему не раз освещали в своих произведениях многие авторы. Не оставил без внимания данную проблему и ….

4. Заключение. Сделай вывод в 1-2 предложениях.
Эта история заставила меня задуматься о таких (вечных) вопросах, как…
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…
Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что….

ИТОГО: 9 баллов: 1+6+1+1
При этом будут еще учитываться
К5 (2 б.) – смысловая цельность и последовательность. Высшая оценка (2 балла) ставится в случае, если «работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста».

К6 (2 б.) – точность и выразительность речи. Высшая оценка (2 балла) ставится, если «работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм».

К7 (3 б.) – при одной негрубой орфографической ошибке,

К8 (3 б.) – при одной негрубой пунктуационной ошибке,

К9 (2 б.) – при отсутствии грамматических ошибок,

К10 (2б.) – при 1 речевой ошибке

К11 (1б.) – при отсутствии этических ошибок,

К12 (1 б.) – при отсутствии фактических ошибок в фоновом материале.

Всего можно набрать за сочинение 25 баллов.

 

Например.

(1) Была самая середина глухой осенней ночи. (2)В лесу было очень сыро и холодно. (3)Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман. (4)Луна стояла над головой. (5)Она светила очень сильно, однако её свет с трудом проби­вал туман. (6)Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, вол­шебно изменяясь, плыли космы болотных испарений. (7)Лес был смешанный. (8)То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась бе­лая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне лунного неба, распавшегося на куски, как про­стокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием. (9) И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
(10) В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало ли ещё что! (11) Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.
(12) Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. (13)А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских соору­жений. (14)Работа была трудная, очень опасная. (15)Почти всё время пробирались ползком. (16) Один раз часа три подряд пришлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, воню­чей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями. (17)  Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.
(18) Вдруг странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук послышался где-то совсем недалеко, направо, за кустом можжевельника. (19)Было похоже, что звук выходит от­куда-то из-под земли.
(20) Они поползли к небольшому окопчику, скрытому среди можжевельника. (21) Из окопчика явственно слышалось бормотание, всхлипывание, сонные стоны. (22)Без слов понимая друг друга, разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ-палаток так, что они образовали нечто вроде шатра, не пропускавшего свет. (23)Егоров опустил в окоп руку с электрическим фонариком.
(24) Картина, которую они увидели, была проста и вместе с тем ужасна.
(25) В окопчике спал мальчик.
(26) Стиснув на груди руки, поджав босые, тёмные, как картофель, ноги, мальчик лежал в зелёной вонючей луже и тяжело бредил во сне. (27)Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. (28)Худенькое горло вздраги­вало. (29)Слышалось бормотание, обрывки неразборчивых слов, всхлипывание. (ЗО)Лицо было покрыто царапинами и синяками. (31)На переносице виднелся сгусток запёкшейся крови. (32) Сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновиде­ний, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего: ни пристальных глаз разведчиков, смотревших на него сверху, ни яркого света электрического фонарика, в упор освещавшего его лицо.
(33) Но вдруг мальчика как будто ударило изнутри, подбросило. (34)Он проснулся, вско­чил, сел. (35)Его глаза дико блеснули. (36)В одно мгновение он выхватил откуда-то большой от­точенный гвоздь. (37)Ловким, точным движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика и закрыть ему ладонью рот.
— (38)Тише. (39)Свои, — шёпотом сказал Егоров.
(40)Только теперь мальчик заметил, что шлемы солдат были русские, автоматы — рус­ские, плащ-палатки — русские и лица, наклонившиеся к нему, — тоже русские, родные. (41) Радостная улыбка бледно вспыхнула на его истощённом лице. (42)Он хотел что-то сказать, но сумел произнести только одно слово:
— Наши...
(43)И потерял сознание.
(По В.П. Катаеву*)

*Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский писатель, поэт и дра­матург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.

В чем проявляется бесчеловечность войны? (1 б.) Над этим вопросом размышляет Валентин Катаев в тексте, предложенном нам для анализа.
Чтобы раскрыть заявленную проблему, автор использует прием детализации(+ 1 б.).
Во-первых, он рассказывает о трех разведчиках, о тех условиях, в которых они должны были выполнить задание. Автор отмечает, что больше суток они питались сухарями, часто пробирались ползком, три раза им пришлось “неподвижно пролежать в болоте — в холодной, воню­чей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными жёлтыми листьями.” (+ 1 б.) Мне кажется, Катаев не случайно упоминает эти детали. Он тем самым показывает, что во время войны приходится переносить много страданий, преодолевать многочисленные трудности.(+ 1 б.)
Во-вторых, не случайно появляется мальчик, которого нашли эти солдаты. Ребёнок был не ухожен, до смерти напуган, истощён. Он спал, прижав грязные руки и ноги к себе, вздрагивая и бормоча что-то (предложения 26-31). Даже “сон мальчика был так тяжёл, так глубок, душа его, блуждающая по мукам сновиде­ний, была так далека от тела, что некоторое время он не чувствовал ничего…”. (+ 1 б.)Видимо, у мальчишки не было ни родителей, ни дома, ничего. Все это отняла у него война.(+ 1 б.)
Прием детализации помогает читателю в мельчайших подробностях увидеть картину, описанную В.Катаевым,(+ 1 б.) и предельно ясно понять позицию автора: война бесчеловечна, потому что  она лишает детей семьи, заставляет жить в ужасных условиях, переносить тяжкие страдания.(+ 1 б.)
Я согласна с позицией автора. Действительно, война жестока, причём, любая война. Когда во время прохождения “Бессмертного полка”я смотрю на эту огромную реку людей, несущих портреты своих родных, многие из которых погибли в сражении, я думаю о том, сколько людей пострадало от войны. Пострадали и те, которые погибли, и те, которые выжили, но остались инвалидами. Пострадали те, которые вынуждены были работать в тылу за тех, кто ушел на фронт, и которые, не дождавшись их возвращения, оплакивали погибших всю жизнь. (+ 1 б.)
Нужно делать всё, чтобы войны никогда не было.

{jcomments on}

]]>
stepyak_gv@mail.ru (stepyak_gv) Ученикам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Thu, 07 Mar 2013 14:20:36 +0000